Внеклассное мероприятие «Дом, в котором мы живём»
материал по окружающему миру

Марина Ивановна Стасенко

Цель мероприятия:

- убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.

Задачи:

• сформировать знания о многообразии растительного и животного мира;

•     расширить знания детей о значении природы для человека

•     воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_dom_v_kotorom_my_zhivyom.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

«Дом, в котором мы живём»

(проведено в рамках экологической недели)

Подготовила:

учитель начальных классов

Стасенко М.И.

с. Владимировка

Цель мероприятия: 

- убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.

Задачи:

• сформировать знания о многообразии растительного и животного мира;

•        расширить знания детей о значении природы для человека

•        воспитывать любовь к природе.

Участники: дети 7-12 лет.

Оборудование: 

Для сценки «Туристы» понадобятся декорации поляны!

Для сценки «Богатыри» -  изображение камня.   

Ход мероприятия

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

ВЕДУЩИЙ (1): Много во Вселенной удивительных планет, но есть одна совершенно сказочная. Когда в верхней ее половине лето, то в нижней — зима. Если в одной части планеты день, то в другой — ночь. Сверху и снизу планету венчают два белых пятна. Куда ни посмотри - с одной стороны будет юг, а с другой - север. И есть на этой планете океан, где встречаются восток и запад. И в какую бы сторону ни пошел человек, всегда вернется на прежнее место! Есть на этой планете линия, где земля сходиться с небом. А живут на этой планете всевозможные существа: в чешуе, перьях, шерсти.

Мир этой планеты соткан из множества загадок. О какой планете идет речь?

(Ребята отвечают.)

ВЕДУЩИЙ (2): Конечно же, речь идет о Земле. Это удивительная, загадочная, прекрасная планета.

Здесь нас окружает живая природа: солнечный свет, воздух, вода, растения, животные. Вы легко можете представить, насколько непохожи друг на друга растения (дуб, ландыш, шиповник), животные (медведь, бабочка, лягушка, соловей).

1-й чтец:

Возле речки в тумане чуть звенят тополя... Может, ими и манит человека земля?

2-й чтец:

Иль березкой кудрявой, нескупой на слова? Или явором?

 Явор — всем лесам голова!

3-й чтец:

Иль плясуньей-калиной, что сережкой трясет? Или первой травинкой, пробивающей лед?

1-й чтец:

Что ж. Земля привлекает иль этим, иль тем.

В суть вопроса вникая, я так думаю — всем!

2-й чтец:

И рябины кустами, и лужком заливным,

И грибными дождями, и дождем не грибным.

3-й чтец:

Первой звонкой капелью и росой на устах,

 Соловьиною трелью в соловьиных кустах.

1-й чтец:

И родными местами, где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами — чуть о них не забыл!

2-й чтец:

Манят волею реки и раздольем поля...

Не обманет вовеки человека Земля!

ВЕДУЩИЙ (2): Все многообразие видов и форм жизни не только уживается на одной планете, но и дополняет друг друга и, более того, не может существовать одно без другого. И если  одно звено в этой цепи рвётся, то это пагубно влияет  на всю систему.

ВЕДУЩИЙ (1): А теперь я проведу небольшую викторину:

  • Как называется модель земного шара? (Глобус.)
  • Как называются крайние точки Северного и Южного полушарий? (Полюса.)

(Ребята по очереди отвечают.)

ВЕДУЩИЙ (2): Природа нашей планеты кормит, поит и согревает нас, лечит от различных болезней.

Природа Земли — прекрасна, она восхищает нас своей красотой. Нам нравится смотреть на пушистые облака в небе, любоваться цветущим лугом, мы с радостью слушаем пенье соловья, журчание ручейка.

Природа охраняет наше здоровье с помощью лекарственных растений. А какие лекарственные растения вы знаете?

(Ребята отвечают.)

ВЕДУЩИЙ (1): Ромашка, липа, малина, зверобой... Практически все растения являются лекарственными, и у каждого свои свойства.

А знаете ли вы, что зеленый цвет листьев и травы благотворно влияет на зрение человека? Если ваши глаза устали на уроке, то вам полезно посмотреть на зелень за окном. Журчание ручейка, шум тихого дождя успокаивают, снимают усталость.

Благотворно действуют на здоровье человека прогулки на свежем воздухе, катанье на лыжах в лесу, купанье в реке или море.

Кроме того, любовь к природе делает нас добрее, а наиболее внимательным и заботливым она открывает свои тайны.

Послушайте «Звуки природы».

О чём говорит природа?

ВЕДУЩИЙ (2): Многие русские и зарубежные писатели посвятили свое творчество природе. Вспомните авторов, пишущих о природе.

(Ребята отвечают.)

ВЕДУЩИЙ (1): Писатель Виталий Валентинович Бианки. Еще ребенком  проводил в лесу все свое свободное время, стремясь понять, о чем «разговаривают» птицы. С природой мальчика познакомил отец - русский ученый-естествоиспытатель Валентин Львович Бианки. Отец брал мальчика на охоту и на прогулки. Называл сыну каждую травинку, каждую птицу и зверушку. Он научил сына узнавать птиц по полету, зверей — по следам, а главное — научил сына записывать свои наблюдения.

К двадцати семи годам у Виталия Бианки накопились целые тома дневников, и ему захотелось объединить все описания птиц и зверей. В  1923 году вышла первая книжка Виталия Бианки «Лесные домишки». Возможно, вы знакомы и с другой, очень известной книгой этого писателя, которая называется «Лесная газета». Это календарь природы нашей страны.

Ведущий 2: Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Послушаем, о чем пишет поэт Сергей Викулов в сборнике стихов «Плуг и борозда».

1-й чтец:

Услышу ль сосен шум в полдневный час,

Журчанье струй средь камушков у брода,

О, люди, мыслю я, у всех у нас есть

Мать одна по имени природа!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки,

 В душе ее прекрасные черты —

 Поля, луга, леса, моря и реки.

2-й чтец:

Три колдуна у природы есть:

Вода, земля и воздух — три ее основы.

Какая бы не грянула беда -

Все возродится снова.

3-й чтец:

Но если... Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,

Что это «если» значит? О человек!

Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет.

Ни рослых трав, ни голубых озер...

Цени ее доверие. Природы!

Не обмани его! И в темный лес входи, как в храм,

Под мраморные своды.

Ведущий 2: Как вы думаете, о чём хотел сказать автор?

Ведущий 1: Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища — леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей.

1-й чтец:

Послушайте! Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая... Но мы любили, дети,

Ее — она ведь первою была для нас и, значит,

Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь зеленая, и хвощ болотный вылез...

Как будто люди целью задались убить ее — и своего добились.

Ведущий 1: Человек уже причинил немало вреда природе. Кто может привести примеры, пагубного влияния человека на природу?

(Ребята отвечают.)

ВЕДУЩИЙ (2): Рассмотрим проблему чистой воды. Ее остается на Земле все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки и озера сливают сточные воды с заводов и фабрик, нечистоты с ферм и из канализации крупных городов.

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить десять тысяч товарных поездов.

От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах погибают растения, животные, рыбы. Такая вода вредна и человеку, от нее развиваются многие болезни.     Чтобы получить новые пахотные земли, осушают болота, но никто не задумался, польза от этого будет или вред. Кроме того, существует гипотеза, что осушение болот является одной из причин потепления (парниковый эффект), так как уничтожены микроорганизмы, которые вырабатывают газ, препятствующий потеплению.

ВЕДУЩИЙ (1): А воздух, которым мы дышим? Заводы, фабрики своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.

Мы уничтожали и продолжаем уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.

(Выходят Туристы (1)—(3), бродят по поляне.)

ТУРИСТ (1):

Сегодня мы пошли гулять, Благо лес — рукой подать!

ТУРИСТ (2):

Закупили все подряд: Пищу, спички, лимонад. Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит!

ТУРИСТ (3):

А пакеты, банки, склянки... Лес большой, он все вместит! Лес, он что, ничей?

ТУРИСТ (1):

Ничей!

Расположимся скорей! Тут уж нам не помешают: Жги, руби и бей!

ТУРИСТ (2):

Урны нет!

ТУРИСТ (3):

Неси в кусты! Мы с природою на «ты»!

Банки в землю закопаем.

Мусор птицам разбросаем,

 В речку скинем все бутылки —

 В море пусть плывут посылки!

ТУРИСТ (1):

Мы — цари! Молчи, Природа. Все здесь наше — лес и воды!

(Туристы (1)—(3) уходят.)

(С мешком в руках появляется Принцесса Замарашка и обращается ко всем присутствующим.)

Принцесса Замарашка. Да мусор украшает нашу планету! Показывает, что здесь живут люди, а не только животные. Прилетишь на другую планету, где людей нет, сразу заметно, что чего-то не хватает - пнуть нечего. Некрасиво! Где приятно отдохнуть, так это у кучи с мусором. А вы, ребята, руки не мойте, деревья ломайте, мусор в окна выбрасывайте! Ведь чистота - это наш враг! Да у вас здесь порядок...

(Достает из мешка мусор и начинает повсюду его разбрасывать. В это время появляется Король Мусора.)

Король Мусора. Молодец, Замарашка! Правильные речи говоришь. А вы угадали, кто я? Я - Король Мусора! Смотрите, какой я красивый!

(Показывает бороду, в которой запутались консервные банки, пачки от сигарет, фантики.)

Спасибо ребятам - тем, кто деревья ломает, мусор оставляет мне на украшение. Всем, кто помогает мне, медали нужно вручать. Пойдем, Замарашка, поищем претендентов на награду!

(Король Мусора и Принцесса Замарашка уходят.)

 (Входят Микробы (1) и (2).)

МИКРОБ (1): Ну вот, наконец-то мы добрались и к вам, ребята. Здесь для нас просто рай!

МИКРОБ (2): Мы уже везде побывали. Да мы везде  есть: и в воздухе, и в воде. А сколько нас на руках?! Мы везде присутствуем!

МИКРОБ (1): Да... что от нас осталось бы, если бы не люди! Они нам помогают! Без них мы никуда!

МИКРОБ (2): Помнишь, сколько они деревьев поломали, травы вытоптали, сколько мусора нам везде оставляют...

МИКРОБ (1): Я тоже знаю, где можно найти много мусора! Пройдись по улицам, полюбуйся: какая красота!

МИКРОБ (2): Сколько бытового мусора от человека! Представляешь, один только человек за год производит мусора в десять раз больше собственного веса!

МИКРОБ (1): Я так думаю, всем, кто нам помогает, медали вручить нужно. Без них мы бы пропали.

(Входит Уборщица.)

УБОРЩИЦА: Ой, сколько грязи! А Микробов! Нужно срочно убрать!

 (Выгоняет Микробов (1) и (2) метлой.)

Уборщица. А, сколько мусора! Как это вы, ребята, до такого дожили?! Не надо мусорить! Вы меня слышите? Чистота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголка, то есть от каждого из вас. Вам, ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше мусора будет в вашем дворе, улице, городе, тем зеленее станут деревья, тем чище будет воздух!

Каждый должен усвоить, что мыть машину в реке, оставлять мусор, где попало — это преступление по отношению к природе! Сохраняйте вашу страну чистой!

 Помните: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Ведущий 1: Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги - 2 года, консервной банки - не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить, сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар.

2-й чтец: Поэт Глеб Горбовский  назвал своё стихотворение «Мертвый лес».

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел...

 Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел.

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

 В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила, безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта — иссякла сила, что ни лиственница — крест!

Я уходил из этой жути с большой тревогой за людей....

Не люди лес сожгли, не люди! Не человек... Злодей, злодеи.

Ведущий: Ведь лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам лес? Лес — наше богатство! Лес — воздух для легких, влага и тень. Лес — дом для зверей и птиц. Лес — наш друг; он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес — кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, грибы... Лес — зеленый наряд нашей планеты.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Знаете ли вы, что... (Далее ученики по очереди читают тексты).

1-й ученик: Каждая сова уничтожает за один только год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!

2-й ученик: У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

3-й ученик: Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7—8 граммов, за час ночной охоты поправляется на грамм. За это время она может поймать и съесть 160-170 комаров.

ВЕДУЩИЙ (1): А теперь ответьте  на вопросы, касающиеся удивительного природного мира нашей планеты.

Вопросы

  • Почему опытные огородники приносят жаб и выпускают их в огород? (Жабы поедают большое количество насекомых-вредителей, например мух, комаров, гусениц.)
  • Чем   вредны   искусственные моря, дамбы на реках? (Застой воды нарушает жизнь растений, животных, рыбы; вода становится затхлой, начинает зарастать.)
  • Какое насекомое слышит ногами? (Кузнечик. Орган слуха у него расположен на голенях передних ног.)
  • Каких насекомых можно считать домашними? (Шелкопряд, пчела.)

Почему при укусе комара ощущается зуд? (В ранку попадает ядовитая слюна вместе с обезболивающим веществом; когда действие обезболивающего   вещества   проходит,
появляется зуд.)

  • Можно ли по внешнему виду отличить гадюку от ужа? (У ужа по бокам головы яркие желтые пятна, зрачок у ужа круглый, а у гадюки узкий вертикальный.)
  • Какие животные восстанавливают утраченные конечности? (Саламандра, краб, рак, морская звезда.)

(Ребята по очереди отвечают.)

ВЕДУЩИЙ  (2):  Человек, обладая большими  техническими возможностями, способен сильно изменить облик Земли, и зачастую не в лучшую сторону.

 (Выходят Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. На поляне лежит камень.)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: Эх, полюшко-поле! Ни живо, ни мертво ты стоишь, будто после побоища...

АЛЕША ПОПОВИЧ: Тут что-то написано. (Подходит к камню, читает надпись.) Налево пойдешь—на завод попадешь. Направо пойдешь — на свалке пропадешь. Ну и заехали мы! (Снимает шлем, вытирает испарину со лба.)

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ: Глядите, туча черная над полем стелется — не к добру все это! Неужто темные силы, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов, а дым из труб валит.

АЛЕША ПОПОВИЧ: А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле? Отчего трава на нем пожухла, и ступить некуда?

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: Оттого, что много лет кидал здесь человек что ни попадя, и теперь трава попорчена и дороги прямой не найдешь.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ: Ну, а горы мусора страшные со всех сторон окружили нас, словно змей поганый стелется по земле-матушке!

АЛЕША ПОПОВИЧ: Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля эти у ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: Нет, не зря, братья мои! А ну-ка, поворачивайте своих коней, поедем к мэру, вече соберем! Видать, опять наше время пришло, богатырское!

(Богатыри уходят.)

ВЕДУЩИЙ (2): Среди всех современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно актуальной стала проблема загрязнения окружающей среды.

Назовите места экологического кризиса в нашей стране?

(Ребята отвечают.)

ВЕДУЩИЙ (1): В катастрофическом состоянии находятся Черное, Азовское, Аральское и Балтийские моря, озера Ладога, Байкал.

Люди не всегда задумываются о том, к каким последствиям приведет их деятельность по изменению окружающей природы. Аральское море — яркий тому пример. За последние пятьдесят лет это море практически высохло.

ВЕДУЩИЙ (1): Природа -- наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений — наша задача и долг.

«Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице - воздух, зверю — лес, степи, горы.

 ВЕДУЩИЙ (2): Именно вам, ребята, придется решать те экологические проблемы, которые уже существуют, и думать над тем, как избежать появления новых.

Каждый из вас способен внести свой вклад в это дело. Начать бережно относиться к природе нужно немедленно.

Земли не вечна благодать, когда далекого потомка

 Ты пустишь по миру с котомкой, ей будет нечего подать.

 Земля - планета людей, и никто не может и не имеет права «пережидать на обочине», так как   ждать будет нечего.

ВЕДУЩИЙ (2): А теперь отгадайте загадки, посвященные окружающему нас миру природы.

•        Не вода, не суша: не проплывешь, не пройдешь. (Болото)

•        Путник часто ранит ноги —вот и лекарь у дороги. (Подорожник.)

•        От ветра голову клоню,
Но почему-то не звоню.
(Колокольчик.)

•        У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Рыба.)

•        Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(Рак.)

•        На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.
(Одуванчик.)

 Драчун и забияка, Не знает страха, Живет в воде, Носит иглы на спине. (Ерш.)

•        На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом.)

•        Всего две буквы знает, в лесу их повторяет.  (Кукушка.)

•        Четыре ярко-красных, блестящих лепестка,

И зернышки в коробочке у этого цветка. (Мак.)

•        Поутру росой умыт, раз в году косой побрит. (Луг.)

(Ребята по очереди отвечают.)

Ведущий 2: Теперь вы, наверное, понимаете, насколько прекрасна, удивительна, неповторима наша Земля. Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не сможет уцелеть без нашей любви, заботы, помощи.

ВЕДУЩИЙ (1): Смотрю на глобус — шар земной.

 И вдруг вздохнул он, как живой.

 И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги».

 Грустит глубокая река, свои теряя берега,

И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»

 Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек!

В тебя мы верим — не солги. Ты береги нас, береги!»

ВЕДУЩИЙ (1): Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов. Но для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения своей планеты. А начинается все с малого: не рвите цветы, не ломайте ветви деревьев, накормите холодной зимой птиц, не оставляйте после себя мусор.

Такие, несущественные на первый взгляд, действия помогут внести свой вклад в сохранение природы Земли.

 «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на Земле, как люди».

Приложение 1

Вопросы

  • Почему опытные огородники приносят жаб и выпускают их в огород? (Жабы поедают большое количество насекомых-вредителей, например мух, комаров, гусениц.)
  • Чем   вредны   искусственные моря, дамбы на реках? (Застой воды нарушает жизнь растений, животных, рыбы; вода становится затхлой, начинает зарастать.)
  • Какое насекомое слышит ногами? (Кузнечик. Орган слуха у него расположен на голенях передних ног.)
  • Каких насекомых можно считать домашними? (Шелкопряд, пчела.)

Почему при укусе комара ощущается зуд? (В ранку попадает ядовитая слюна вместе с обезболивающим веществом; когда действие обезболивающего   вещества   проходит,
появляется зуд.)

  • Можно ли по внешнему виду отличить гадюку от ужа? (У ужа по бокам головы яркие желтые пятна, зрачок у ужа круглый, а у гадюки узкий вертикальный.)
  • Какие животные восстанавливают утраченные конечности? (Саламандра, краб, рак, морская звезда.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Законы, по которым мы живем"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Конституции. Знакомит учеников в доступной интересной форме с основным Законом РФ - Конституцией, правами и обязанностями школьников, способствует формированию...

Внеклассное мероприятие "Игры, в которые играли во все времена"

Внеклассное мероприятие "Игры, в которые играли во все времена" - игры со скоморохами. Скоморохи учат детей играть в поморские игры,в  которые играли в далекой  древности, но актуа...

Внеклассные мероприятия "Дом, в котором я живу!"

Задачи мероприятия:Формирование представления учащихся о родном крае.Знакомство с административной картой округа, с традициями и бытом народов севера, разнообразием флоры и фауны, с творчеством земляк...