Сценарий внеклассного мероприятия "Покормите птиц зимой!"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Колоколова  Людмила Владимировна

 

Древний философ Конфуций сказал: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу». Так давайте почаще смотреть в небо и помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь - ведь они наши соседи по планете, наши друзья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits_zimoy_2020.docx820.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Костровская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской  области

Стропицкой филиал

Сценарий внеклассного мероприятия

«Покормите птиц зимой!»

C:\Users\User\Desktop\636356.jpg

Подготовила:

                                               учитель начальных классов

                                        Стропицкого филиала

                                                    МБОУ    «Костровская СОШ»

                                                                            Колоколова Людмила Владимировна

                                             2021 год

Цели мероприятия:

- расширить знания детей о зимующих птицах Курской области;

- воспитать бережное, гуманное отношение к природе своего края;

Задачи мероприятия:

- формировать у обучающихся чувство ответственности и причастности к сохранению видового разнообразия птиц  зимующих в Курской области;

- воспитывать ответственное отношение подрастающего поколения к окружающей природе;

- выявить и распространить положительный опыт экологического воспитания и просвещения детей и подростков;

Планируемые результаты:

Предметные УУД: осознание целостности окружающего мира, расширить представления о зимующих птицах,  объяснить, какое значение имеют птицы в жизни людей.

Личностные УУД: развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру; оценка поступков других людей в природе).

Регулятивные УУД:  учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.

 Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группах и парах.

Оформление зала:  картины зимнего леса,   рисунки детей с изображением зимующих птиц, выставка книг, посвященная птицам, фотографии птиц, плакаты.

Форма проведения: групповая

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Оборудование: презентация "Покормите птиц зимой", пословицы, коробочки или пластиковые бутылки для изготовления кормушек для птиц, грамзапись "Голоса птиц",

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! И маленькие и большие!!!

Сегодня мы собрались все вместе, чтобы отметить всероссийский экологический

праздник «День зимующих птиц России», который ежегодно отмечается -15 января.

Этот день начали отмечать в память о замечательном писателе Евгении Носове.

Как — то раз, прочитав стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц

зимой» Евгений Носов, чтя память о поэте, каждую осень стал вывешивать

кормушки для птиц. А чтобы привлечь к кормлению птиц всех жителей

родного города — расклеивал на видных местах листовки со стихотворением

Александра Яшина «Покормите птиц зимой»

Звучит аудиозапись пения птиц

Ведущий:  Ребята , закройте, пожалуйста глаза. Что вы представляете себе?

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение? Почему?

- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

- А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

- А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

- Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)

Ведущий:  Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден.

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. В переменах, которые несёт зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

  Однако для животных и птиц наступила суровая пора.

1.Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

2.У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

3.Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг

И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

5.Другие- те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

6.К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

7.Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

Как хорошо в краю родном

Зимой, когда, как мех,

Леса, луга и все кругом

Покроет пышный снег             Ф.Миронов.

Стук в дверь.

Ведущий: Ребята, давайте посмотрим, кто это к нам пришёл? (Входит почтальон)

- Я  принес  вам письмо.

Ведущий: Давайте скорее прочитаем, от кого же нам пришло письмо.

- Спасите от смерти! На помощь!

Ведущий: Кто  же послал нам письмо, как вы думаете? (Птицы).

- Поможем птицам?

- Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся.

-Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. (На экране  картина зимнего леса)

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.

А вот и первая птица прилетела к нам в гости. Узнайте её, отгадав загадку.

Спиной зеленовата, 
Брюшком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица) (слайд № 1)

Синица - красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.

Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из- за синих перьев на теле.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю (воробей) (слайд № 2)

Воробей-  маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным - давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей".

Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.

Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? (ворона) (слайд № 3)

У вороны крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Ходит большими шагами, клюв очень большой и крепкий. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Чернокрылый, красногрудый.
Он везде найдёт приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут.(снегирь) (слайд № 4)

Снегирь - очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.

Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.

Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче (дятел) (слайд № 5)

Дятел -  птица с  красивым  пёстрым оперением: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой - семенами хвойных деревьев.

Ведущий: Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим.

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду- у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать 
Должны друг о друге.

Ведущий: Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Можно воспользоваться подручными средствами, т.е. взять пакеты из под молока, кефира или пластиковые бутылки. Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный хлеб  опасен для птиц.

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо - семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в "столовую".

1. Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели.

К нам синицы прилетели.

2. А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

3. А в четверг со всех краёв —

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей.

Голубь лакомился кашей.

4. А в субботу на пирог.

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел певец весенний-

Путешественник – скворец…

Вот и зимушке конец.

            З. Александрова
Ведущий: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.

Зимняя подкормка птиц  - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к  человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.

Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.

Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком и  можно даже приучить птиц  брать пищу из рук. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу? (Выслушиваются мнения учеников.)

  Послушайте, что я вам расскажу.

1.Пара синиц может оберегать от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.

2. Мухоловка-пеструшка каждый день ловит по 300 мух и комаров.

3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.

4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.

5. Сова способна съесть за ночь 7-8 мышей. Только дна семья может уничтожить за год 10 тысяч мышей и таким образом спасти 20 т зерна.

6. А кукушка за день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы,5 личинок майского жука, 4 паука и много муравьиных яиц.

7. Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.

Ведущий: Сегодня мы выясним, что вы знаете о наших пернатых собратьях, и выявим настоящих знатоков птичьего мира.

В конкурсах будет принимать участие 2 команды. Я попрошу участников занять свои места. Ну и конечно для судейства конкурсов нам необходимо выбрать жюри. Жюри, займите свои места. Оцениваться правильные ответы и верно выполненные задания будут жетонами. Та команда, которая наберёт больше жетонов и победит в сегодняшних соревнованиях.

Ведущий: Предлагаю ребятам разбиться на группы и дать названия своим командам (взять названия птиц)

1.Конкурс "Сделай кормушку из подручных средств"

Дети изготавливают кормушку для птиц из подручного материала: коробочка, пластиковая бутылка, скотч, нитки.

2.Конкурс "Сложи пословицу" (пословицы разрезаны)

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Как сорока хвостом, так болтун языком.

Осенью и у воробья пир.

И сова своих детей хвалит.

Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Птице даны крылья, а человеку - разум.

3. Конкурс "Птичья викторина".

1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?

(температура тела воробья - постоянная)

2. Почему снегиря назвали снегирем? (Появляется зимой)

3. Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (остатки пищи)

4. Почему поползня называют лесным акробатом?

(перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой)

5. Жизнь какой птицы тесно связана с человеком? (голубь воробей)

6. Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов?

(филин, сова)

7. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?

(образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло)

8. Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег? (под снегом теплее)

9. Почему основная масса птиц улетает с наступлением зимы в теплые края?

(нехватка корма)

4. Конкурс "Ребусы".

Фазан

Сорока

Синица

Дятел

Снегирь

Ворона

Учитель: Сегодня мы с вами поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах, и помогать им выживать в холодное время.

Древний философ Конфуций сказал: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу». Так давайте почаще смотреть в небо и помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь - ведь они наши соседи по планете, наши друзья.

И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай!
Ты запомни-помни-помни,
Что б сберечь природу – надо
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помоги!

А закончить наш праздник мне хочется песней «Просьба», которую  написала А.Пахмутова на слова Р.Рождественского.

(Звучит песня)

Использованная литература:

1.Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.

2.Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.

3.Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

4.ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.

5.Журнал «Делаем сами». №5 статья А. Шаховского.

6. Бродский Иосиф "Стихи о птицах"

7. Бурмистров Л., Мороз В. "Рассказы детям о птицах" Издательство "Мозаика-Синтез" 2007

8. Г.Скребицкий "Рассказы о птицах для детей"

9. А. Яшин "Покормите птиц зимой"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие «Птицы зимой»

Цели:Обобщить знания детей о зимующих птицах.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам....

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Углубление теоретических знаний обучающи...

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Разработка внеклассного мероприятия...

Сценарий агитбригады "Покормите птиц зимой"

Предлагаемая вниманию разработка рекомендуется для использования во внеклассной работе....

Сценарий мероприятия "Покормите птиц зимой"

Сценарий открытого мероприятия по экологии "Покормите птиц зимой"...

Сценарий мероприятия "Покормите птиц зимой"

Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование  птиц зимой;прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об охране....

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"...