Урок по окружающему миру 1 класс Тема «Что у нас над головой»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Елена Вячеславовна Кормянкова

 Уточнить знания о дневном и ночном небе, сообщить сведения о Солнце, облаках, созвездии Большой Медведицы;

 развивать представления о форме и размерах предметов, развивать речь, внимательность, активность, интерес к предмету;

 воспитывать положительное отношение к учению, к урокам окружающего мира.

Планируемые результаты:

  • предметные: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо; познакомятся с созвездием Большой Медведицы.

УДД:

  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;
  • познавательные: сравнивать, анализировать, выделять нужную информацию, делать выводы;
  • коммуникативные: принимать другую точку зрения или отстаивать свою позицию, формирование умения работать в паре;
  • личностные: формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование: видеоаппаратура, ноутбуки, запись мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню», учебник, рабочие тетради. На доске: Черепаха в колпаке звездочёта, Муравьишка в беретике, похожем на облачко, солнце, облако, звезда, луна, небо дневное и небо ночное. Дополнительная литература: атлас-определитель «От Земли до неба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chto_u_nas_nad_golovoy.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

К методической разработке  «Методы и приемы обучения детей с ОВЗ на уроках окружающего мира»

Урок по окружающему миру

1 класс

Тема «Что у нас над головой»

Цели урока:

1) уточнить знания о дневном и ночном небе, сообщить сведения о Солнце, облаках, созвездии Большой Медведицы;

2) развивать представления о форме и размерах предметов, развивать речь, внимательность, активность, интерес к предмету;

3) воспитывать положительное отношение к учению, к урокам окружающего мира.

Планируемые результаты:

  • предметные: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо; познакомятся с созвездием Большой Медведицы.

УДД:

  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;
  • познавательные: сравнивать, анализировать, выделять нужную информацию, делать выводы;
  • коммуникативные: принимать другую точку зрения или отстаивать свою позицию, формирование умения работать в паре;
  • личностные: формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование: видеоаппаратура, ноутбуки, запись мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню», учебник, рабочие тетради. На доске: Черепаха в колпаке звездочёта, Муравьишка в беретике, похожем на облачко, солнце, облако, звезда, луна, небо дневное и небо ночное. Дополнительная литература: атлас-определитель «От Земли до неба»

Ход урока:

I.Организационный момент.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам оно.

На урок торопит нас -

«Окружающий мир» у нас сейчас.

II.Актуализация знаний.

-К нам на урок любопытный Муравьишка пришёл с вопросом: «Что у нас над головой, когда вы находитесь на улице?»

- Вы уже готовы ответить на вопрос Муравьишке? (ответы детей)

-как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

Проблемный вопрос.

Вышел ранним утром Муравьишка на улицу, потянулся, улыбнулся, взглянул на небо и ахнул… Самого себя увидел. Может ли быть такое?

Самоопределение к деятельности.

Что вы видите, ребята, на картинке?

- Посмотрите на облака. Что можно сказать про форму облаков? Все ли облака одинаковые?

III.Открытие новых знаний.

1.-Что такое облако, как вы понимаете?

Облако - это множество мелких капель воды, поднятых вверх теплым потоком воздуха. Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму, потому что образуются на разной высоте и при разной температуре. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.

Одни из них напоминают большие кучи ваты. Найдите их на картинках, это кучевые облака.

Другие облака расположены слоями, найдите их - это слоистые облака.

Третьи напоминают перья, покажите их - это перистые облака.

Итог: Ребята, мог ли Муравьишка увидеть себя над головой?

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез (туча)

2.Наблюдение.

Поверните головы налево и посмотрите в окно. Есть ли облака на небе сегодня? Какую форму имеют облака на небе сегодня? На что они похожи? Откройте тетради, отметьте какие облака сегодня.

-смогли ли вы отметить нужные облака? Почему? ( если небо затянуто тучами, то нужно дать задание детям: понаблюдать до следующего урока за облаками и отметить те облака, какие обучающиеся увидят)

-Муравьишка считает, что у нас над головой только Солнце и облака. А Черепаха говорит, что это не так. Кто из них прав, как вы считаете?

Посмотрите на Черепаху, что у нее на голове? Кто в таких колпаках ходит?

*Узнать сколько звезд на небе, люди пытались очень-очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, наблюдая за звездами, так и называли звездочеты. Позднее их стали называть астрономы.

. А на каком небе хорошо просматриваются облака на дневном или ночном?

Поместим облако на какое небо?

Мудрая Черепаха загадывает нам загадки:

Ты весь мир обогреваешь 
Ты усталости не знаешь, 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все ...
 (Солнце) На каком небе?

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделя только –

От него осталась долька. (Луна) На каком небе?

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды)

- Где это все можно увидеть?

Всё, что мы поместили на очное и дневное небо, это небесные тела. Всё это можно увидеть на небе.

5.Уточнение представлений о Солнце.

- Взглянув на Солнце, Муравьишка воскликнул: «Солнце – алый колобок». Вы с ним согласны? Почему?.

КАРТОЧКИ

Посмотрите на предметы: куб, тарелка, мяч, яблоко.

С каким из них можно сравнить Солнце? (Солнце имеет форму шара. По форме оно похоже на мяч или колобок).

А какое по размеру Солнце на самом деле? (Солнце – огромный раскалённый шар. Оно во много раз больше Земли.)

- А можем ли мы долететь до Солнца? (Солнце находится далеко. До него долететь не возможно. Солнце очень горячее.)

- А сейчас я вам включу отрывок из мультфильма, а вы посмотрите внимательно на Мудрую Черепаху. Почему она в тёмных очках?

Фильм (На Солнце нужно смотреть только через тёмные очки.)

6. Игра «День-ночь».

- Ребята, давайте поиграем в игру «День-ночь». Если я говорю слово «ночь», вы должны положить голову на парту и закрыть глаза. Если слово «день» - сесть красиво. Мы с Муравьишкой и черепахой посмотрим, как вы умеете играть.

7.Проблемно-поисковая работа. Знакомство с созвездием Большая медведица.

- Ребята, давайте представим, что уже ночь.

- Черепаха предлагает нам полюбоваться красотой ночного неба.  - Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное)

-В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звезды бывают желтого, голубого, белого, оранжевого и красного цвета.

А как вы думаете

Из какого ковша
не пьют, не едят, А только на него глядят?
 

Древняя сказка.

Жила-была на белом свете Каллисто и её сын – охотник Аркас. Каллисто была очень красивой. Однажды злая волшебница узнала о её красоте и превратила Каллисто в медведицу. Медведица поселилась в лесу среди диких животных. Однажды сын Аркас отправился на охоту и заметил медведицу, которая его не испугалась. Аркас решил выстрелить. Но случилось чудо. Добрый волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил её в созвездие.

- На небе мы наблюдаем скопления звёзд. Это созвездия. Их очень много. Ещё в древности (много-много лет назад) люди видели на небе фигуры из звёзд, которые они назвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия назвали их именами.

-Созвездий очень много – 88. Но не все из них яркие и заметные. На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звёзд очень трудно или даже невозможно рассмотреть, о чём говорит название созвездия.

. Посмотрите в учебник, где изображен этот ковш. Работайте в парах, помогая друг другу.

Самостоятельная работа.

Дети выполняют задание.

IV.Подведение итогов урока.

- Над какой темой работали на уроке?

Продолжите фразу: «Теперь я знаю, что …»

-А где можно найти дополнительные сведения о том, что вы сегодня узнали?

- Какое задание показалось самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Оцените свою работу. Перед вами лежат солнышко, тучка и звёздочка.

-Если вам на уроке все было понятно и очень понравилось, то поднимите солнышко.

-Если что-то вам было не понятно, то поднимите звездочку.

А если на уроке вам было много непонятно, то поднимите облачко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

Наглядный материал по окружающему миру на тему "Что у нас над головой" 1 класс

Наглядный материал по окружающему миру на тему "Что у нас над головой" 1 класс...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира на тему:"Что у нас над головой"

Методическая разработка направлена на изучение нового и  закрепление уже имеющихся знаний у детей о небе, солнце, луне,звездах и созвездиях....

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

Презентация по окружающему миру на тему "Что у нас над головой"

Презентация предназначена для учащихся 1-ого класса к учебнику Плешакова. Она  красочно оформлена, содержит загадки, научный материал доступный детям. При просмотре этой презентации, дети см...