Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Зиганшина Регина Фаритовна
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые поступки. Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; -проводить самооценку; -прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия: -определять и формулировать тему и цель урока; - умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения своих и чужих действий. Познавательные универсальные учебные действия: -ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; - проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения в форме простых суждений; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог. Организация пространства: -групповая - парная -индивидуальная. Тип урока: открытие новых знаний. Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в нашем современном мире очень много зла и очень мало доброты. На каждый этап урока и даже на каждый вид деятельности было строго определена дозировка времени. На уроке были использованы различные виды работ: коллективная, групповая, парная, самостоятельная. Данный урок построен так, чтобы один вид деятельности сменялся другим – это позволило сделать работу на уроке динамичной и менее утомительной. На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично – поисковый, контроля (самоконтроль, словесный, практический). Ученики были вовлечены в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, систематизация). Осуществлялись межпредметные связи (связь с окружающим миром, русским языком). Красной нитью на уроке проходил воспитательный момент. Все учащиеся были вовлечены в работу на всех этапах урока. Проведение музыкальной физ.минутки способствовало укреплению здоровья. На всех этапах урока была доброжелательная обстановка. Было дано домашнее задание творческого характера и на выбор. Во время рефлексии были подведены итог урока и выполнен мини – проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhashchemu_miru_1_fevralya.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевск

Открытый урок по окружающему миру  по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урока и управление им в рамках реализации ФГОС»

                                                                                                                                                   Подготовила и провела:

                                                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                                      Зиганшина Р. Ф.

2017 г.

Цель: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с понятием доброта, с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; систематизировать знания учащихся о доброте, способствовать  формированию нравственных норм жизни.

Коррекционно-развивающие: развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, способствовать развитию мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение), психических процессов (память, внимание).

Воспитательные:  воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

прививать правила культуры поведения во время работы в паре, способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе.

Здоровьесберегающие: корректировать психофизическую деятельность (дозирование нагрузки, смена видов деятельности, проведение физкультурных пауз, доброжелательная атмосфера, создание ситуации успеха).

Проблема: что такое доброта?

Тип урока: открытие новых знаний.

Предметные результаты: научиться различать добрые и злые поступки.

Метапредметные результаты:  

познавательные  - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,   ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач;             

 регулятивные - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные -  определять общую цель и пути ее достижения, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль

Личностные результаты: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения. Признавать важность  учёбы и познания нового, понимать зачем выполнять те или иные учебные действия, проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных  задач.                                                                                                                                    Оборудование: ИКТ - презентация, учебник, карточки, вырезанные слова для составления пословиц.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний.

IIΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Цель:

 IV. Открытие новых знаний.

V. Развитие умений – применение знания.

VΙ. Итог урока.

VIΙ. Домашнее задание.

VIIΙ. Рефлексия.

- У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, улыбнитесь партнёру по плечу. Посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые лица. А значит, здесь собрались счастливые  люди.

 СЛАЙД 1

Наш  мир – это  большое  зеркало  и, улыбаясь  кому – то, ваша  улыбка  будет  возвращаться  к  вам  радостью.

- Поделитесь своей радостью с другими, уделите внимание тем, кому оно требуется в первую очередь.

- Кто нуждается в нашей заботе и помощи?

- Почему пожилым людям нужна твоя помощь?   

- Расскажите, как вы помогаете бабушке, дедушке.

- Чему нас хотел научить Л.Н.Толстой в рассказе «Старый дед и внучек»?

Проблемная ситуация.

- Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о каком   качестве мы будем говорить, без  которого  человек  не  может  называться  человеком.

Слово  это  серьёзное, главное, важное.

То, что  значит  оно, очень  нужно  для  каждого.

В  нём  забота  и  ласка, тепло  и  любовь.

В  нём  стремленье  на  помощь  прийти  вновь  и  вновь.

Это  качество  в  сердце  у  многих  живёт.

И  о  боли  других  позабыть  не  даёт.

И  оно  поважней, чем  лица  красота.

           -   Догадались, что  это? …  

- О  каком  же  качестве  пойдёт  речь сегодня  на  уроке?

-Значит, какая тема нашего урока?

- Да, сегодня  мы  будем  говорить  о  доброте, о добром отношении к своим близким, к окружающим, о стремлении совершать добро.

- Что такое доброта? Над этим вопросом задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

- Итак, что такое доброта?
- Да, это всё хорошее, доброе, красивое.

Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….

- Добро – это когда люди  помогают друг другу.

- Когда я готовилась к уроку тоже задумалась над смыслом слова «доброта» и решила обратиться к словарю.

СЛАЙД 2

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова  «добро», «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.    

- Назовите синонимы к слову добрый.

- Молодцы, ребята!

СЛАЙД 3

- Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите, как вы понимаете смысл пословицы: «Добрый человек придёт словно свету принесёт».

- Значит,  цель нашего урока какая?

- Молодцы.

- В  наше  время  современному  человеку  очень  нужно  сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Люди  стесняются  быть  добрыми.

- А как вы думаете, что было бы с миром, если бы  не было доброты?

Работа с пословицами

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

СЛАЙД 4

Работа в группах.

- На партах у вас лежат слова. Из них вы должны  правильно составить  пословицы  и объяснить смысл.

- С какой целью мы будем выполнять это задание?

1.Добрый человек в добре живет век.

2. Злой не верит, что есть добрый.

3. Человека судят по делам, а не по словам.

4. Доброе слово и кошке приятно.

5. В ком добра нет, в том и правды мало.

6. Не хвались серебром, а хвались добром.

7. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

8. Торопись на доброе дело, а худое само придёт.

- С какой целью мы выполнили это задание?

- Молодцы, ребята. Вы все прекрасно справились с заданием.

Работа в парах.

- А сейчас внимательно посмотрите на доску и вставьте правильное слово, чтобы получились пословицы.

- С какой целью мы будем выполнять это задание?

На доске:

1) Жизнь дана на……………….дела

2) Мир не без……………людей

3). ……….. слово и железные ворота открывает.

4) …………… слово человеку, что дождь в засуху.

- Что вы заметили?

- От какого слова произошли все эти слова?

- В какой из пословиц содержится совет для всех людей?

- С какой целью мы выполнили это задание?

Дети слушают  «Притчу о волке».

- О чём эта притча?

-Что за два волка живут в каждом человеке?

- В каком смысле в притче употреблено слово «волк»?

- Как вы понимаете ответ дедушки своему внуку?

- С какой целью мы выполнили это задание?

Работа по учебнику.

1. - Откроем учебники на с. 114. Прочитаем первую историю.

- Почему гармонист  так поступил?

- Разве ему не нужен был тёплый тулуп?

- С какой целью мы прочитали эту историю?

Физминутка. (музыкальное сопровождение)

2. с 114-115 учебника -  история вторая.

-Зачем солдат сделал это?

-Разве нельзя было отдать детей в детский дом?

 - С какой целью мы прочитали вторую историю?

СЛАЙД 5

3. Практическая работа. (Карточки для каждого ученика.)

– Вычеркните те качества, которые, на ваш взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми:                                         1)справедливость

эгоизм

праздность

милосердие

болтливость

простота

2) уважительность

честь

совесть

жадность

сдержанность

честность

стыдливость

3) жестокость

мужество

скромность

хитрость

малодушие

трусость

доброта

– Какие качества вы оставили?

 -  С какой целью мы выполнили это задание?

4. - Как вы понимаете выражение: Делай добро и не жди награды?

С. 115-116 учебника.

- Согласитесь ли вы с высказыванием: доброго человека всякая живность любит? Почему?

-Вспомните, какую акцию мы проводим с вами каждый год?

СЛАЙД 6

-Как вы думаете, можно ли оценить доброту, заботу, милосердие?

5. Дети смотрят мультфильм «Просто так»

- Почему менялось настроение у героев мультфильма?

- С какой целью мы посмотрели с вами мультфильм?

- Может ли злой  человек обидеть другого человека  словом?

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Знаете ли вы добрые слова?

- Дополните мои предложения.

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого….

- Зазеленеет старый пень, когда услышит…

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…

- Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…

- Когда нас бранят за шалости, мы говорим…

- Все волшебные слова, которые вы говорили сейчас ребята – это ключики к сердцам людей. Каждый из вас может научиться ими пользоваться. Да, непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.

6. Работа в группах

 - Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек.

- Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Помогать людям.

Защищать слабого.

Делиться последним с другом.

Прощать ошибки другим.

 СЛАЙД 7

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

Выбери сам:

  1. Написать мини-сочинение Что такое добро?
  2. Подготовить проект Добро или Зло?
  3. Учебник с 116-117 – прочитать рассказ, ответить на вопросы, записать в тетрадь 3 вопроса по тексту.

 Мини – проект.

- А в заключении мы создадим с вами удивительную картину добра.

(под музыку из мультфильма «Неуловимый фунтик» - Доброта).

- Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой картине засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.

- Первая команда изобразит  на этом листе солнце.  Вашей команде нужно на лучиках  написать слова, которые относятся к добрым людям.

- Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны расти леса, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.

- Вторая команда приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые (крепкие) корни.

- Третья команда напишет на цветах добрые поступки..

- И хотя за окном зима, а на нашей картине цветут цветы, как и в наших сердцах. Только у доброго человека на сердце всегда тепло и радостно. Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.

- Продолжение жизни на картине, на нашей Земле зависит от нас, от того какие поступки будем совершать.

- Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.

- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

- Закончить урок я хотела бы словами писателя Лесных

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

Выставление оценок.

- Я благодарю всех вас за активную работу на уроке. Всем большое спасибо.

Дети улыбаются и прикасаются ладошками друг друга.

- Пожилые люди.

Рассказы детей.

- Уважать старших.

-Доброта.

- О доброте.

-Доброта.

Ответы детей.

- Отзывчивый, хороший, нравственный, честный, порядочный, вежливый, заботливый …

Ответы детей.

- Узнать что такое доброта, какого человека мы можем назвать добрым, легко или трудно быть добрым.

Ответы детей.

- Везде пропущено слово добрый.

- Доброта.

- Жизнь дана на добрые дела.

- О добре и зле.

- Добро и зло.

- В переносном.

- Всё зависит от поступков человека.

- Человек должен совершать только добрые поступки.

- Он пожалел водителя.

- Нужен, но гармонист работает в тёплом помещении, а водитель на холоде.

- Нужна взаимовыручка, взаимопомощь.

- Он пожалел детей.

- Можно, но в детском доме у детей не было бы родителей, он проявил милосердие.

- Нужно заботиться о других людях.

- Человек должен воспитывать в себе только положительные черты характера.

- Если ты совершил хороший поступок не нужно ждать слов благодарности.

- ДА.

-С добротой нужно относиться не только к людям, но и к природе, ведь она всегда нас радушно встречает.

- Покорми птиц.

-

- Им просто так дарили букет цветов, делали приятное.

- Нужно делать приятное друг другу просто так.

- Да.

- Спасибо.                                      - Добрый день

- Спасибо.

-  Здравствуйте!

-  Простите, пожалуйста!)

Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д.

Метапредметные:

 познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- овладевать умением прогнозировать;

-высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения

Предметные:

- знать определение слова «Доброта»

Метапредметные:

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

регулятивные:

- высказывать своё предположение

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других

познавательные:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного

Метапредметные:

регулятивные: 

работать по предложенному плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- уметь сравнивать

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других

Личностные:

-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи

На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, мод...

Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Поговорим о доброте. "Добрый человек придет, словно свету принесет""

Урок содержит большой практический материал, который направлен на расширение знаний учащихся о доброте и ее роли в жизни человека. Познавательные задания способствуют пробуждению интереса к совершению...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного воспитательном процессе."

Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса....

Роль заместителя директора по учебно – воспитательной работе в профессиональном развитии учителя в условиях реализации ФГОС второго поколения

В презентации показаны направления в работе с учителями начальных классов, формы организации деятельности, результат....