"В гости к осени"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Канайкина Ирина Николаевна

Окружающий мир "в гости к осени"1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_oseni.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 8. В ГОСТИ К ОСЕНИ

Цели: научить выделять осенние изменения в живой и неживой природе; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: картины русских художников осенней те­матики.

Ход урока

I. Введение в тему.

Учитель наизусть читает отрывок из романа А. Пушкина «Ев­гений Онегин»:

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Десов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Вопросы кучащимся.

Какие чувства испытывали вы при прослушивании стихотво­рения?

Что на вас повлияло?

Рассмотрите картины художников. *

Какая тема их объединяет?

Назовите приметы осени на картинах.

П. Беседа об изменениях в неживой природе.

Учитель.

Посмотрите в окно. Что объединяет сегодняшний день и изо­бражение на картинах?

Сегодня на уроке нам важно выделить основные изменения в неживой и живой природе осенью.

Назовите предметы неживой природы (необходимо добиться, чтобы в числе предметов неживой природы учащиеся называли облака, осадки, ветер).

Какая сегодня погода?

Какое небо?

А каким оно бывает летом?

Сильнее или слабее греет солнце?

Как изменилась погода с приходом осени?

Сравните продолжительность дня и ночи.

Бывают ли осенью дожди?

Чем они отличаются от летних?

Сыро, неуютно и тоскливо становится нам в такие дни. Даже с прекращением дождя воздух ещё долго пропитан влажностью и пронзительным холодом.

Чем туманы в городе опасны для здоровья?

Щ Осенью мы замечаем ещё очень интересное явление природы -первые заморозки.

Задания учащимся.

Прочитайте текст с. 32-33

Найдите перечисление осенних явлений в неживой природе.

На с. 36-37 рассмотрите осенние зарисовки.

Назовите фотографии, которые сделал Серёжа, и рисунки его папы.

На каких из них деревья готовы к листопаду?

Что такое листопад?

III. Беседа об изменениях в живой природе.

Как повлияли изменения, происшедшие осенью в неживой природе, на жизнь растений? (Похолодание, затяжные дожди, частые ветры осенью повлияли на растения: у них вначале измени­лась окраска листьев, затем листья с деревьев и кустарников опа­ли, а у травянистых — завяли. С понижением температуры возду­ха изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после замо­розков. У большинства растений созрели и опали плоды и семена.)

Как повлияли изменения в неживой природе и мире растений на жизнь животных? (Осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они со­всем исчезнут. Увядание растений, исчезновение насекомых, а в некоторых случаях замерзание водоёмов влекут за собой отлёты перелётных птиц. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения в жизни зверей: запасание корма, линька, залегание в зимнюю спячку.)

Прочитайте статью на с. 34-35.

Как называются птицы, покидающие осенью родные края?

Приведите примеры перелётных птиц.

• Для учителя.

Отлёт птиц идёт в определённом порядке. Ранее других улета­ют на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, щурки, иволги, кукушки, ласточки и др. Такой порядок вполне понятен, так как этот птичий корм исчезает ранее другого. Птицы, частично или полностью питающиеся растительной пищей, могут находить корм и позднее; с этим связан поздний отлёт дроздов, перепелов, куро­паток.

Внутри вида не все птицы улетают одновременно. Первыми улетают от нас те птицы, которым' не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птенцы. Через некоторое время - самцы, а затем - самки.

Перед отлётом птицы собираются в стаи. Некоторые виды, прежде чем окончательно улететь, кочуют с места на место. Ку­кушка, выросшая в чужом гнезде, вне общения с другими кукуш­ками, удод и некоторые другие улетают в одиночку.

На местах зимовья птицы ведут себя иначе: там они не вьют гнёзд, не выводят птенцов, не поют.

IV. Итог урока.

- Какие серьёзные изменения происходят осенью в природе?

Домашнее задание: учебник, с. 32-37; рабочая тетрадь, с. 14, задание 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в гости к осени

Эта презентация знакомит учащихся с изменениями в живой и неживой природе...

В гостях у осени. 2 класс.

Мальчик Гриша отправляется в гости к Осени, по пути встречает друзей....

Праздник осени "В гостях у Осени"

Сценарий праздника содержит интересный материал об осенних месяцах, народные приметы, загадки....

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО живому миру в 4 классе на тему :«Октябрь- середина осени» «В гости к осени».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО живому мирув 4 классена тему :«Октябрь-  середина осени» «В гости к осени»....

«В гости к осени. Живая и неживая природа осенью.» Окружающий мир 2 класс

laquo;В  гости  к осени. Живая и неживая  природа осенью.» Окружающий мир 2 класс...

Осенние посиделки" В гостях у осени"

Осенние посиделки" В гостях у осени"...