" Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." Урок окружающего мира.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Нагорная Надежда Николаевна

Интьегрированный урок окружающего мира для 4 класса "Художественные ремесла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артистты на Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx260.99 КБ
Файл hudozhestvennye_remesla.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: " Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." (УМК «Школа 21 век»).

Подготовила учитель начальных классов Нагорная Н.Н. МБОУ «Дарьевская СОШ»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели:

  • Формировать представление о художественном ремесле  Древней Руси, элементы исторического мышления.
  • Развивать творчество детей на примерах народных промыслов; развивать эстетический вкус учащихся, их внимание, память, речь, способность анализировать и обобщать.
  • Воспитывать  интерес к историческому прошлому нашей страны, к искусству наших предков, подчеркнуть связь народного искусства прошлого с сегодняшним днем.
  • Задачи урока:
  • образовательные:

• развивать умение работать с текстом и медтаматериалами;

      • развивать навыки  выборочного чтения;

  • развивающие:
  • • учить обобщать и делать выводы,
  • • развивать умение рассуждать ;
  • воспитательные:
  • • расширить круг нравственных представлений школьников на основе исторических фактов;
  • УУД, формируемые во время урока:
  • Личностные действия:
  • • умение выделять нравственный аспект поведения
  • Регулятивные действия:
  • • вырабатывать у учащихся умение планировать свою работу.
  • Познавательные действия:
  • • учить самостоятельно формулировать познавательную цель,
  • учить поиску информации, структурировать свои знания.

Коммуникативные действия:

  • • вырабатывать умение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учить управлять поведением партнера.

Материалы и оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – М.: “Вентана-Граф” 2013г. УМК “Начальная школа XXI века”;
  • репродукции на доске: древнерусские воин и женщина, современного и древнерусского оружия;
  • заготовки из бумаги и картона (щиты, женские головные уборы), выполненные ребятами на уроках народного творчества;

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель: Наш урок я хочу начать вот таким стихом:

           Жил Князь. И был он так богат,

                        Что и не снилось нам!

                        Но все - от шлема и до лат

                        Себе он делал сам.

                        Он мог доспехи заказать

                        В любой чужой стране,

                        А если - нет, то с боем взять,

                        Сражаясь на войне.

                        Но был он, видно, из числа

                        Князей не рядовых -

                        Владел он тайной ремесла

                        Людей мастеровых.

                        Он раньше всех других вставал,

                        Шел в кузню над рекой

                        И что-то там один ковал,

                        Калил в огне и шлифовал

                        Уверенной рукой...

                        Князь часто ссорился с женой -

                        Она его кляла:

                        "Смеются люди надо мной!

                        Ведь я за князя шла!

                        Скажи, зачем тебе дворец

                        И герб твой родовой,

                        Когда не князь ты, а кузнец!

                        Батрак! Мастеровой!"

                        Но улыбался муж в ответ

                        И отвечал жене:

                        "Без ремесла мне жизни нет!

                        Без кузни скучно мне!"

                        Однажды часовой проспал,

                        И был убит гонец,

                        И темной ночью враг напал

                        На княжеский дворец.

                        Оставив груды мертвых тел,

                        Он в плен живых увел,

                        А Князь, что чудом уцелел

                        От копий, от мечей и стрел,

                        Остался бос и гол...

                        Из дальних странствий возвратясь,

                        Княгиня обмерла:

                        Ее встречает нищий Князь!

                        Дворец сожжен дотла!

                        Княгиня в слезы: "Как нам жить?

                        О! Горе, горе мне!" -

                        "А я не думаю тужить! -

                        Князь отвечал жене. -

                        Умею я мечи ковать

                        И закалять щиты,

                        А их возить и продавать

                        Отныне будешь ты!

                        И ты поймешь своим умом,

                        Что всюду и везде

                        Тот, кто владеет ремеслом,

                        Не пропадет в нужде!"

                        И не секрет, что ремесло

                        На свете многих так спасло!

- О чем это ститхотворение?

– Ребята, кто из вас знает, что такое ремесло?

(Ответы детей.)

Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом.

Учитель: Вспомните, какие ремесла были на Руси?

(Ответы детей: гончарное, кузнечное, строительное, башмачное, обработка кожи, меха, дерева, ювелирное искусство, ткачество.)

Правильно, многое о ремеслах вы уже знаете. И сегодня на уроке мы с вами будем говорить не просто о ремесле, а о ремесле художественном. Как вы думаете, чем оно отличается от обычного ремесла?

(Художественное ремесло более утонченное, оно предназначено не  просто  для использования какой либо вещи, но и вместе с тем для украшения).

2. Изучение нового материала

Учитель: Каждый мастер стремится сделать свою работу так, чтобы изделие радовало глаз, мастер вкладывал частичку своей души. Вот поэтому в Древней Руси развивалось художественное ремесло.

-после того, как человек научился использовать металл, как вы думаете, какое ремесло было наиболее востребованным на Руси?

- (кузнечное)

-какие изделия делал мастер-кузнец? (дети перечисляют)

На доске рисунки древнерусского оружия и воина  в доспехах. Подготовленные ученики вы рассказывают о них.(слайды)

 Игра “Давайте соберем ратника  постоять за землю русскую”.и сосчитаем какой вес его доспехов.

Сообщения детей: “Шлем”, “Кольчуга”, “Щит”, “Меч”.

 http://festival.1september.ru/articles/560201/img7.gif

Шлем – воинский головной убор, обычно металлический. На Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издали, чтобы легче было найти своего предводителя. На шлеме укрепляли золотые и серебряные накладки, на которых изображались растительные узоры или выбивались слова или символ магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, поэтому простые воины шли в бой без защитного наголовья. . Шлем Вес – 3,5 кг. Внутри обит стеганой тканью, железо в 2,5 мм толщиной выдерживает сильный удар топором или мечом, хоть и остаются небольшие вмятины.

Для защиты шеи воинов к шлему прикреплялся обруч и на нем сетка из крупных кольчужных колец. Позже к шлему стали прикреплять наносник и полумаску с выкружками для глаз.

http://festival.1september.ru/articles/560201/img8.gif

Кольчуга. Тело воина защищала кольчуга имеющая вид рубашки длинной по колено, сделанной из тысяч металлических колец. Для изготовления кольчуги требовалось много времени и физических усилий. На одну кольчугу шло около 600 м проволоки (это около 20000 колец). Вес кольчуги составлял примерно 6,5 кг. Сами колечки выполняли функцию оберегов – своим шумом и звоном отпугивали злых духов. Таким образом, железная рубашка служила не только индивидуальной защите, но и была символом “воинской святости”. Кольчуга Вес сплетенных «колечек» неслабый - от 10 кг, защищали они от рубящих ударов. Под доспех одеваются стеганая куртка и штаны, которые смягчают удар (3,5 кг).

http://festival.1september.ru/articles/560201/img9.gif

Щиты. Щиты издревле составляли неотъемлемую часть славянского вооружения. Рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Фон щита окрашивали в самые разнообразные цвета. Славяне отдавали предпочтение красному. Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было узнать его носителя (например, гербами). Прикрывались воины щитами имеющими шаровидную или миндалевидную форму. По внешней поверхности щита располагались железные оковки. На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку. Щит Вес – 3 кг. Был деревянным, склеенным из тонких дощечек в несколько слоев, а сверху обшит кожей. За один бой такой щит разносило в щепки, но зато он гораздо легче железного!

http://festival.1september.ru/articles/560201/img10.gif

Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и воинская эмблема Древней Руси. Древний меч – оружие рубящее. Длина меча до 1м. Конец меча имел тупое острие, а иногда он закруглялся. Меч носился в ножнах. Мечи изготавливали из закаленной стали для особой прочности. Добротные мечи с удивительными и редкостными узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и в других странах. Были и простые мечи, а были и украшены драгоценными камнями и узорной ковкой. К мечу обращались по имени. Избрав себе хозяина, меч верно служил ему до смертного часа. Меч.Вес – 1,5 кг. Обоюдно заточенный, он был мощным оружием в руках средневекового защитника Отечества.

 Набедренники, наколенники, поножи – на голень Вес – 7 кг. Стальная защита ног от ударов меча у русских воинов была непопулярна. Считалось, что железные пластины только мешают, а на ногах были удобные высокие кожаные сапоги,

Итак, коков вес, который должен носить на себе  воин?

Какое еще оружие могло быть у воина помимо меча? В этом вам  поможет разобраться учебник. Откройте его на стр.90.

-булава, палица и кистень. http://festival.1september.ru/articles/560201/img1.gif

-как вы думаете, какое из этих предметов оружия появилось раньше? И почему?

-булава, потому, что она  вся сделана из дерева, а палица и кистень уже с применением железа.

Учитель: Доспехи, сделанные древними мастерами, не только защищали воина. Посмотрите, ребята, как художественно они оформлены. А мастер кузнец, делающий оружие и доспехи стал называться оружейником или оружейных дел мастером.

Итак, мы продолжаем знакомство с другими художественными ремеслами Древней Руси. А теперь рассмотрите рисунок на странице 91 учебника “Женские украшения” и назовите женские украшения. Выскажите свое мнение: сейчас люди верят в силу оберегов, или они просто любят украшать свою одежду?

(Ответы детей.)

Учитель: О том, как древние ремесленники украшали женские головные уборы, амулеты, гривны нам расскажут ребята.

Сообщения детей: “Гривна”, “Амулеты”, “Женский головной убор”.

http://festival.1september.ru/articles/560201/img11.gif

Гривна. Металлический обруч, надетый на шею, был любимейшим украшением у разных народов мира, в том числе и на Руси, где он назывался “гривной”. Мастера делали гривны из меди, бронзы и из олова. Драгоценные гривны делали из серебра. Летописи упоминают и о золотых гривнах. Существовали разные виды гривен. Их делали из толстого металлического прутка, который скручивали. Делали гривны и плоскими. Все гривны украшали различными орнаментами. Металлический обруч, который надевали на шею, считался надежной защитой от болезней.

Учитель: – Прошли тысячелетия. Скажите ребята, изменилось ли женское шейное украшение сейчас?

(Ответы детей.)

http://festival.1september.ru/articles/560201/img12.gif

Амулеты или обереги носили в виде украшений. Амулет играл роль “оберега” и призван был отводить все беды и болезни от владельца. Делали их большей частью из бронзы: колокольчики, бубенчики, звезды, колеса, цепи, шейные кольца, кресты, фигуры животных и т.д., прикрепляющихся к нагрудным цепям шейными кольцами и т.п.

http://festival.1september.ru/articles/560201/img13.gif

Женский головной убор. В древности по нему определяли возраст девушки, замужем она или нет. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. До замужества головной убор (летом), не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые – тесёмочки. Взрослея, они носили девичий венец или повязку. Её расшивали как можно нарядней, иногда и золотом.

-Как стал называться ремесленник, делающий украшения?

-Ювелир.

3. Физминутка.

Но люди русские с их открытой и радушной душой  не только хорошо работали, но умели еще и хорошо и весело отдыхать. Давайте и мы немного отдохнем, послушав  народную музыку.

(запись  наигрышей  плясовых)

4.Изучение нового материала.

Можно ли музыкантов отнести к ремесленникам? Разве это не мастерство играть на музыкальных инструментах? Какие народные инструменты вы знаете?

(картина Васнецова «Гусляры» и запись игры на гуслях)

-Как вы думаете, о чем могут рассказать гусляры своим пением? Можно ли это назвать творчеством? Каким? (устным народным, фольклор)

-А было ли такое ремесло, которое радовало и веселило людей?

(артисты, скоморохи)

Сейчас мы с вами просмотрим видео о скоморохах на Руси, но просмотрим не просто так, а должны будем ответить на вопросы после просмотра.

(видео «Куда исчезли скоморохи на  Руси»)

-Откуда появилось название «скоморох»? (от византайского «скомар»-мастер шутки)

-Подберите синоним к этому слову?

- Что показывали скоморохи в своих сценках?

-Как называлась большая группа скоморохов и их поселение? (ватага)

-У кого скоморохи вызывали недовольство?(у церкви и у богатых) Почему?

-В каком веке был издан указ о запрете скоморошества? (в 17в)

-Каким делами они занимались после  гонений?

-Какая профессия появилась после того, как  исчезли скоморохи? (артист, актер) Талан скоморохов был разнообразен, их умение инсценировать: показывать кукольные представления, разыгрывать небольшие спектакли привели к возникновению театров.

Работа по учебнику с 93. О появлении первого театра.

5. Закрепление изученного материала.

Работа в печатной тетради с 42-44.

6.Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке? У нас была задача познакомиться с художественными промыслами на Руси, о каких промыслах вы узнали?

Какие достижения в культуре произошли на Руси к концу 18 века?

7. Домашнее задание .(распечатка)

1. Составить кроссворд «ремесла на Руси».

2. Раскрасить и  подписать доспехи  и оружие воина.  

3. Найти информацию о первых театрах на  Руси.

Приложение1

Домашнее задание

C:\Users\Александр\Desktop\16.gif

1.Раскрась доспехи воина. Подпиши их название. Дорисуй недостающее  оружие.

2. Сделай кроссворд на тему «Ремесла на Руси»

3.* Найти информацию о первых театрах на  Руси. Подготовь рассказ.

Приложение 2

Шлем – воинский головной убор, обычно металлический. На Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издали, чтобы легче было найти своего предводителя. На шлеме укрепляли золотые и серебряные накладки, на которых изображались растительные узоры или выбивались слова или символ магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, поэтому простые воины шли в бой без защитного наголовья.

Для защиты шеи воинов к шлему прикреплялся обруч и на нем сетка из крупных кольчужных колец. Позже к шлему стали прикреплять наносник и полумаску с выкружками для глаз.

Кольчуга. Тело воина защищала кольчуга имеющая вид рубашки длинной по колено, сделанной из тысяч металлических колец. Для изготовления кольчуги требовалось много времени и физических усилий. На одну кольчугу шло около 600 м проволоки (это около 20000 колец). Вес кольчуги составлял примерно 6,5 кг. Сами колечки выполняли функцию оберегов – своим шумом и звоном отпугивали злых духов. Таким образом, железная рубашка служила не только индивидуальной защите, но и была символом “воинской святости”.

Щиты. Щиты издревле составляли неотъемлемую часть славянского вооружения. Рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Фон щита окрашивали в самые разнообразные цвета. Славяне отдавали предпочтение красному. Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было узнать его носителя (например, гербами). Прикрывались воины щитами имеющими шаровидную или миндалевидную форму. По внешней поверхности щита располагались железные оковки. На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку.

Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и воинская эмблема Древней Руси. Древний меч – оружие рубящее. Длина меча до 1м. Конец меча имел тупое острие, а иногда он закруглялся. Меч носился в ножнах. Мечи изготавливали из закаленной стали для особой прочности. Добротные мечи с удивительными и редкостными узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и в других странах. Были и простые мечи, а были и украшены драгоценными камнями и узорной ковкой. К мечу обращались по имени. Избрав себе хозяина, меч верно служил ему до смертного часа.

Гривна. Металлический обруч, надетый на шею, был любимейшим украшением у разных народов мира, в том числе и на Руси, где он назывался “гривной”. Мастера делали гривны из меди, бронзы и из олова. Драгоценные гривны делали из серебра. Летописи упоминают и о золотых гривнах. Существовали разные виды гривен. Их делали из толстого металлического прутка, который скручивали. Делали гривны и плоскими. Все гривны украшали различными орнаментами. Металлический обруч, который надевали на шею, считался надежной защитой от болезней.

Амулеты или обереги носили в виде украшений. Амулет играл роль “оберега” и призван был отводить все беды и болезни от владельца. Делали их большей частью из бронзы: колокольчики, бубенчики, звезды, колеса, цепи, шейные кольца, кресты, фигуры животных и т.д., прикрепляющихся к нагрудным цепям шейными кольцами и т.п.

Женский головной убор. В древности по нему определяли возраст девушки, замужем она или нет. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. До замужества головной убор (летом), не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые – тесёмочки. Взрослея, они носили девичий венец или повязку. Её расшивали как можно нарядней, иногда и золотом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа 21 века» Подготовила учитель МБОУ « Дарьевская СОШ» Нагорная Надежда Николаевна

Слайд 4

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 5

ШЛЕМ

Слайд 6

КОЛЬЧУГА

Слайд 7

ЩИТЫ

Слайд 8

МЕЧ

Слайд 9

ГРИВНА

Слайд 10

Амулеты или обереги

Слайд 11

КОКОШНИК

Слайд 12

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ и КОСТИ

Слайд 13

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....

Урок окружающего мира в 4 классе. Обрядовые театрализованные праздники на Руси. От обряда к театру.

Урок окружающего мира в 4 классе знакомит учащихся со старинными русскими традициями, обрядовыми песнями, играми, первыми артистами - скоморохами, Петрушкой, погружает в атмосферу старины....

"Крещение Руси" урок окружающего мира 4 класс

Методическая разработка предназначена для ознакомления учащихс с историей нашей Родины и возможно использовать в различных УМК....

Опыт работы по предмету «Окружающий мир» 1-4 классы УМК Н.В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». ТЕМА: «Художественные ремесла в Древней Руси»

В  методических материах представлен опыт работы по теме  «Художественные ремесла в Древней Руси». В игровой форме ученики знакомятся с развитием культуры России в разные времена. Материал б...

Конспект урока по окружающему миру на тему: : «Художественное ремесло в Древней Руси».

Конспект урока по окружающему мируна тему: : «Художественное ремесло в Древней Руси»....

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...

открытый урок "Художественное ремесло в Древней Руси"

Формировать представление о художественном ремесле  Древней Руси, элементы исторического мышления.Развивать творчество детей на примерах народных промыслов; развивать эстетический вкус ...