Тема: Старинные весенние праздники
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тема: Старинные весенние праздники
Класс: 2

УМК «Перспектива»
Цель: Формирование универсальных учебных действий как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. 

 

Задачи:

·        Дать представления о правилах и закономерностях окружающего мира;

·        Развивать основы логического мышления и пространственного воображения, использование полученного знания продуктивной и преобразующей деятельности;

·        Развивать умения сотрудничать с товарищами при решении учебных проблем;

·        Учить учиться планировать собственную учебную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starinnye_vesennie_prazdniki.docx126.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Старинные весенние праздники
Класс: 2 

УМК «Перспектива»
Цель: Формирование универсальных учебных действий как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.  

Задачи:

  • Дать представления о правилах и закономерностях окружающего мира;
  • Развивать основы логического мышления и пространственного воображения, использование полученного знания продуктивной и преобразующей деятельности;
  • Развивать умения сотрудничать с товарищами при решении учебных проблем;
  • Учить учиться планировать собственную учебную деятельность.

Ход урока

Дети входят в класс под звуки колокольного звона; встают у своих мест; приветствие; садятся. Музыка отключается.

1.

Учитель: когда вы заходили в класс, что вы слышали? (Колокольный звон) Как по-другому называют? (благовест) Ребята, а когда звонят в колокола, где вы могли слышать колокольный звон? (в праздники, в храмах, церквях)

Какой недавно был самый большой, великий весенний старинный праздник? (Пасха - Воскресение Христово)

Ребята, а что вы знаете об этом празднике? (рассказы детей)

Давайте вспомним, что происходило в этот день (ходили в церковь ...)

Спасибо! Молодцы!

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока

"Старинные весенние праздники"

2. Рассказ учителя про праздники.
Масленица

Учитель: «Что вы знаете о таком старинном весеннем празднике – Масленице? Что делают в этот день и с чем он связан? Какие у вас ассоциации, связанные с этим праздником, возникают?»

Учитель: «У каждого народа смена зимы весной сопровождается ликованием, празднествами. У русского народа есть собственный такой праздник – Масленица. Блины, оладушки, сырники, пироги, пышки и множество других сдобных снедей – все это дарит нам этот праздник. Есть обряд: тот, кто первый возьмет блин из стопки – должен позвать весну. В этот день обязательно палили костры, палили чучела зимы. Есть традиция Прощеного воскресенья – когда все просили друг у друга прощения, крестники в этот день ходят в гости к крестным отцу и матери.»

Встреча птиц

https://avatars.mds.yandex.net/get-snippets_images/1218812/d54776dae95bbcc01aead26e4945c831/828x620

Учитель: «Весеннее равноденствие знаменательно праздником Сороки (православное название – Сорока мучеников). Говорят, что в этот день из-за моря прилетают 40 птиц. В этот день пекли или отливали из вкусностей фигурки птиц. Эти фигурки ели и призывали птичек, радовались приходу весны. Выпекали хрупкое и изящное печенье в этот праздник – тетерки, а сам день также называли тетерочным.»

Вербное воскресенье

https://avatars.mds.yandex.net/get-snippets_images/403927/6f7b227eb84b563ef20f63ed08e53fba/828x620

Учитель: «За одну неделю до праздника Пасхи отмечают на выходных Вербное воскресенье. В этот большой праздник посещали люди вербный базар. Покупали они там красиво украшенные веточки вербы, сладости, разные пестрые безделушки и полезные красивые вещи. До сих пор сохранился обычай немного шлепнуть освященной вербной веточкой ребенка в семье для того, чтобы был здоровый.»

Красная горка

https://avatars.mds.yandex.net/get-snippets_images/1394865/d9d33e5c6944254063c3f96a7276d9f0/828x620

Учитель: «После Пасхи русский народ начинал гулянья, игры и хороводы. Все они вместе назывались – Красная горка. Много из обрядов Красной горки посвящены весеннему солнцу.»

Дорогие ребята! 20 апреля мы отметили день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным весенним христианским праздником. В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы. И вот сейчас я предлагаю сыграть в игру, а называется она "Прятки", но это необычные прятки. Раньше на Пасху играли в эту игру. Кто-нибудь из взрослых выходил в сад с утра с подарками и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать. Я спрятала подарки со значением, кто из вас найдет, тот встает к доске. (Ребята ищут подарки) https://avatars.mds.yandex.net/get-snippets_images/1218812/9b1218cf541a71c9f2971c4efacc509f/828x620

Сейчас прочитайте на бумажках  пункты плана нашего урока.

Наша задача построить ход урока, и не забывайте трудные моменты чередовать с отдыхом.

(Составляем  план)

Какой труд будет достаточно сложным? (этнокалендарь, работа с учебником)

План:

1.Наше настроение.

2.Игра "Прятки".

3.Работа с этнокалендарем.

4.Старинные праздничные игры (проведение 3 игр) + игра колечко - колечко.

5.Работа с учебником.

6.Наши впечатления.

Давайте еще раз обозначим , о чем будем говорить на уроке?

4. Работа с этнокалендарем.

Учитель: Мы уже не первый раз обращаемся к этнокалендарю .

Ученик читает у доски текст.

Задай свои вопросы ребятам  по календарю?

У кого есть вопросы по этнокалендарю? (Учащиеся задают свои вопросы)

5. Старинные праздничные игры.

Мы говорили, что в старину люди в этот день устраивали гулянья, игры. Я заранее предложила детям нашего класса найти игры, в которые играли наши прабабушки и бабушки, узнать у них.

1 игра: "Катание яиц"

2  игра:"Раскрути яйцо"

3 игра "Боулинг по-русски"

(Дети выбирают игру) - 3 команды

Есть правило - все играют до команды "СТОП" (ценим время!) (продолжим играть после уроков, во внеурочной деятельности)
Проведение игры колечко – колечко.

6. Работа с учебником с.98

Сейчас прочитаем статью учебника (чтение).

Что несут перед Пасхой в храм в последнее воскресенье? (Вербу) Как называется это воскресенье? (вербное)

Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных? (передает молодую силу, помогает людям)

Придумайте свои вопросы к тексту?

 (голубой - небо, желтый - солнце и тепло, зеленый - символизирует весну, красный - цвет радости жизни, золотой - ?)

7. Вот мы подошли к нашему последнему пункту нашего плана. Прочитайте его. Интересно было? Что понравилось?

На столе вы видите две корзины. У вас цыплятки. Тем кому было интересно на уроке тот положит своего цыпленка в желтую корзину. А что было интересно? А кому было что-то непонятно, есть еще - вопросы - в розовую корзинку.

Скажите, вы бы хотели продолжить заниматься этим интересным сбором игр, поиском исторической информации о старинных праздниках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: "Гырон быдтон-праздник окончания весенних полевых работ удмуртов"

Народные праздники представляли яркую демонстрацию народного творчества: устно-поэтическую, музыкальную, хореографическую, прикладную, театральную. Они выполняли не только развлекательную функцию, чер...

урок по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники"

урок во 2 классе по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники" А.А.Плешаков...

Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива

Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива...

Конспект урока окружающего мира «Старинные весенние праздники» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоста...

Методическая разработка.Дистанционного урока в 4 классе на тему: «Родной обычай старины. Светлый праздник»

Наиболее естественным приобщением к национальной традиционной культуре и изучению музыкального фольклора является проведение фольклорных праздников в школе. Участие детей в фольклорном празднике (обря...

Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Старинные Весенние праздники " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 05.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...

« Старинные весенние праздники»

laquo; Старинные весенние праздники»...