« Старинные весенние праздники»
план-конспект урока по окружающему миру

Григорьева Юлиана

« Старинные весенние праздники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_okruzh_mir_konspekt.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Старинные весенние праздники»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с основными старинными праздниками, обеспечить культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений

Задачи:

  • Образовательная:  формировать умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее, способствовать закреплению знаний о весенних праздниках; развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • Развивающая: развивать устную монологическую и диалогическую речь, внимание, память; совершенствовать умение работать с иллюстрациями, формировать устойчивое внимание, наглядно-образное и логическое мышление;
  • Воспитательная: уважение гордость к старинным весенним праздникам воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность; воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты

Предметные:

научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; выполнять задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания; контролировать свои действия во время выполнения учебного задания по отношению к сверстникам.

Познавательные: сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка, учить использовать в работе дополнительную литературу, учить искать информацию в словарях, работать группах.

Коммуникативные: формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение; адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению.

Личностные:

осознавать нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего Нового года; делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, видеоролик физкультминутки.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Окружающий наш мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

-Ребята, давайте посмотрим друг на друга, ведь на улице наступает весна, светит яркое солнышко, улыбнёмся, пожелаем друг другу добра и  удачи.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

- Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

- Хорошо, тогда мы начинаем урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.        Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Ребята, начнём урок мы с того, что проверим, насколько вы усвоили прошлый материал.

Подумайте и ответьте:

- Отличается ли весенний труд людей, живущих в городе, от зимнего? Чем?

- Расскажите, каков зимний труд в сёлах?

Расскажите о труде людей зимой в городе и весной в деревне?

- Подведём итог. Скажите, как изменился весенний труд за времена? Какие заботы сохранились до нашего времени?

- Молодцы, ребята, постарались.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- А теперь перейдём к нашей сегодняшней теме. Для того, чтобы чётко определить нашу сегодняшнюю тему, я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик. (Видеоролик)

- Ребята, кто догадался, о чем пойдёт речь на нашем уроке? (о праздниках весны, какие бывают праздники весной)

- Как мы можем сформулировать тему нашего урока? (Старинные весенние праздники)

-А какую цель мы с вами поставим? (подробнее узнать о старинных весенних праздниках).

-Хорошо.

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.        Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Скажите, а что такое праздник? 

- Правильно. Праздник – это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, значение его связывает с культурной или религиозной традицией.

- А вы знаете, почему пасху считают самым главным весенним праздником?

- Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения считается главным событием года среди православных верующих, это самый важный церковный православный праздник. (слайд)

- Слово «Пасха» было заимствование из греческого и обозначает «прехождение» или «избавление». В этот день христиане празднуют избавление через Спасителя всех людей от влияния дьявола и дарование им жизни и вечного блаженства.

- Воскресения Христова — основы и венца христианской веры.

- Пасхальное воскресенье означает окончание периода подготовки к празднованию Пасхи. Верующие к Пасхе готовятся с особой трепетностью. От понедельника до воскресенья расписана вся неделя, как правильно подготовиться к Пасхе. Давайте и мы с вами рассмотрим её.

- В понедельник обязательно наводили порядок. Подкрашивали там, где облупилась старая краска, делали мелкий ремонт мебели, занимались генеральной уборкой.

- Утром в понедельник выходили во двор, чтобы узнать о будущей погоде. Если небо чистое, и солнце ярко светит, это значит, что год будет теплым, урожайным, а все свадьбы этого года будут удачными, и жить молодые будут хорошо.

- Также умывались из серебряной или золотой посуды, чтобы обрести финансовое благополучие, сохранить здоровье и красоту.

- Во вторник уборку продолжали, ведь не обязательно стремиться закончить ее за один понедельник.

- В среду нужно было закончить уборку, если вы все еще не доделали ее. Обязательно уносят мусор из дома. (слайд)

- Далее шёл чистый четверг. Считается, что ранним утром этого дня любая вода имеет целебную силу, очищает от любого негатива и болезни.

- Страстная Пятница — самый строгий день. Нельзя принимать пищу до того момента, пока не вынесут Плащаницу (плaщaницa - этo икона, изображающая Иисуса Христа вo гробе). Это скорбный день, поэтому воздержитесь от пения, прослушивания музыки, веселья и прогулок. В пятницу в церкви покупают как можно больше свечей, а затем зажигают их во всех комнатах жилища. Лучше всего делать это целый день. В Страстную Пятницу можно печь куличи.

- Разбить тарелку в Страстную Пятницу — это хорошая примета, к счастью.

- В субботу готовят пасхальную корзину, с которой идут на воскресную службу.

- Что можно святить на Пасху? Это куличи; яйца — крашенки и писанки; хрен, чеснок; ветчина, буженина, сало или домашняя колбаса, но не кровяная; соль; свечи; сыр, сливочное масло. 

- Этот сорокадневный срок, наполненный молитвами, называется «великий пост». Пост начинается в чистую среду и заканчивается в великую субботу, в день, предшествующий светлому Христову воскресению. Пост, от его первого до последнего дня, посвящается воспоминаниям о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.

- И конечно же, в последнее воскресенье перед Пасхой в храм несут цветущую вербу. В старину гибкими молодыми ветвями легонько похлопывали детей и животных, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти!»

- А ещё была замечательная примета, когда ходили по селу и песнями поздравляли молодожёнов и желали им рождения детей: «Сколько в лесу пеньков – столько бы вам сынков! Сколько в лугу кочек, столько бы вам дочек!» (слайд)

- На Пасхальной неделе качались на качелях. Начинались весенние хороводные игры.

- Перечислите, чем занимались целую неделю каждый день, готовясь к пасхе?

- Скажите, в какие приметы в течении недели к подготовке Пасхи верили славяне?

-Ребята, молодцы, а какие старинные праздники существуют ещё?

- Я расскажу вам о таком празднике, как праздник Святой Троицы (слайд-стихотворение)

В светлый день пятидесятый,

Как воскрес Господь распятый,

Дух Святой на землю сходит,

Благодать с небес низводит.

 Людям Троица открылась:

Сын, Отец и Дух Святой.

Все творенье освятилось

Неземною красотой.

- Через 50 дней после Пасхи наступает праздник Святой Троицы. В православии Троицу празднуют в воскресенье по прошествии 50 дней после Пасхи и, таким образом, Троица совпадает с Пятидесятницей. В понедельник после Троицы отмечается Духов День — праздник в честь Святого Духа.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания). - К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви. (слайд)

- В старину молодую берёзку наряжали шёлковыми лентами, яркими бусами, цветастыми девичьими платками. Этим люди ощущали близость с природой, провожали весну и боготворили природу. (слайд)

- Дети, расскажите, что вы запомнили про праздник Святой Троицы? (Что обозначает этот праздник? Какие приметы?)

- Рассмотрим с вами ещё один праздник, который уже забыт в наше время. Это весенний праздник берёзки.

- Троицкая (семицкая) березка. Праздник "Березка".

- С давних времён это ритуальное дерево, приносящее счастье. Это дерево ассоциировали с девушкой.

- В древности все мётлы, веники делали из берёзовых листьев. По ценности берёза была лучше сосны для растопки помещений, так как сосна выделяет смолу и дольше сушится, а берёза хорошо разгорается.

- Березовыми ветками и полевыми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов.

- Сейчас этот праздник называется праздником молодёжи. Из берёз плели венки, с которыми водили хороводы и пели песни.

- Ответьте на вопрос, почему же так назвали торжество – праздник «Берёзки»?

-Молодцы, ребята, двигаемся дальше.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

3.        Первичное закрепление.

- Ребята, откройте учебник на странице 98, рассмотрите ниже картину. (слайд)

- Что вы можете сказать о первой картине?

Эту картинку написал художник Н. А. Кошелев называется она «Дети, катающие пасхальные яйца»

А теперь давайте обратим внимание на страницу 99 и заглянем в семейный альбом.

- Что вы видите на изображениях?

- Чем отличается первое фото от второго?

- Расскажите, как вы в своих семьях празднуете Пасху?

- Откройте страницу 100. Давайте прочитаем «Легенды и песни о берёзе», здесь нам представлены 2 легенды разных народов. (слайд)

- Давайте разберём, кто такие саамы и якуты.

Саамы – это коренной народ Северной Европы. (слайд)

Якуты – это народ коренного населения Якутии.

- Что вы можете сказать о прочитанном?

- А ведь действительно. Разные люди, а праздник отмечают один и тот же, только по своим повериям и традициям.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

От зеленого причала оттолкнулся пароход

(встать)

Он шагнул назад сначала

(шаг назад)

А потом шагнул вперед

(шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке

(движения руками)

Набирая полный ход

(ходьба на месте)

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

4.        Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) 

Откройте рабочие тетради на странице 54.

Выполним задание 1.

- Прочитайте загадку.

- Ребята, мы отгадали загадку, а вторую часть этого упражнения, то есть раскрашивать пасхальное лицо вы будете дома.

Хорошо, прочитайте задание под номером 2.

- Откройте учебники перед собой на сказанной странице (99) и найдите в тексте недостающие слова.

- Впишите их.

- Кто готов – руку на локоток, чтобы я видела вашу готовность.

- И так же 2 часть творческого задания вы выполните дома.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5.         Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. 

- На странице 55 найдите задание под номером 3.

- Прочитайте текст упражнения.

- Над этим упражнением работаем самостоятельно, а я проверяю, как вы работаете.

Прочитайте задание под номером 4.

- Кому непонятно это задание, поднимите руку.

- Это задание вы будете выполнять дома.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Ребята, наш урок подходит к концу и ответьте пожалуйста на вопросы:

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Какие задачи мы ставили с вами на урок?

- Какие старинные праздники сохранились?

- Какие приметы и легенды были у этих праздников?

- Почему Пасха считалась самым главным праздником весны?

- Чего добились в конце урока?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- Ребята, я хочу поставить оценки сегодня тем, кто был активен на уроке.

- Проведём рефлексию.  На экране вы видите незаконченные предложения. Вам нужно их закончить. Спасибо за ответы.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Я считаю, мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными. Но все же хочу выделить …, …, … , а остальным нужно ещё немножко постараться.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Домашнее задание: прочитать параграф, написать небольшое сочинение на тему: «Что для меня старинный весенний праздник?»

- Урок закончен, до свидания!

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний праздник - праздник мам!

Праздник подойдет к дню матери и к "международному женскому дню" расчитан на общение ребенок - мама....

урок по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники"

урок во 2 классе по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники" А.А.Плешаков...

Праздник "Весенний праздник"

праздник для учащихся 1 класса. "Весенний праздник" посвящён; "Прощанию с Азбукой", "8 Марта", "23- февраля"...

Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива

Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива...

Конспект урока окружающего мира «Старинные весенние праздники» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоста...

Тема: Старинные весенние праздники

Тема: Старинные весенние праздникиКласс: 2 УМК «Перспектива»Цель: Формирование универсальных учебных действий как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социал...

Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Старинные Весенние праздники " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 05.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...