Урок окружающего мира по теме: «Планеты солнечной системы».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Смирнова Ольга Витальевна

Урок окружающего мира по теме: «Планеты солнечной системы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7integr._urok_smirnova2_klass_okr._mir.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

во 2 классе

по теме: «Планеты солнечной системы».

                                                                   

                                                                Смирнова Ольга Витальевна

                                                               учитель начальных классов

                                            МАОУ гимназия № 49

                                          г. Тюмень

   

      Автор: Смирнова Ольга Витальевна, учитель начальных классов, МАОУ гимназия № 49, г . Тюмень

Предмет: Окружающий мир, Н.Я. Дмитриева( Система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Класс: 2 класс

Тип урока: Интегрированный урок

Технологическая карта изучения темы «Планеты солнечной системы»

Класс

2 «Г»

Тип урока:

Интегрированный урок

Тема урока:

Планеты солнечной системы системы

Цель урока:

Создать условия для осознанного изучения материала о планетах Солнечной системы посредством самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации.

Задачи урока:

Образовательные:

-способствовать применению полученных знаний для решения качественных задач;

-закрепить знания о Солнечной системе и о её составе;

- развивать наблюдательность, внимание;

- продолжить формировать представления о возможных источниках информации, способах её поиска;

 -способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитательные:

-содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

-воспитывать умение совместной работы в группе, культуру поведения на уроках;

-содействовать формированию умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.

Развивающие:

-содействовать формированию учебно-познавательных компетенций;

-создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры);

-развивать коммуникативную культуру обучающихся;

- умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы.

Умения

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание узнать новое, осознание своей успешности при освоении темы, проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду.

Предметные умения:  употреблять новые понятия в речи, умение работать предложенным материалом, выделять главное и обобщать, совершенствовать работу с текстом.

Метапредметные умения:

Познавательные:  использовать источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни.

Регулятивные:  выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности  и оценивать его.

Коммуникативные: формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства, согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

Основные понятия

Планета, звезда, комета, метеорит, модель «Солнечная система»

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, русский язык, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Н.Я. Дмитриева  Окружающий мир. 2 класс.

- дополнительный материал( карточки)

- макеты планет.

- слайд-презентация.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.

Подготовка к уроку

Для проведения урока класс делится на 8 групп. Каждая группа получает задание  в конвертах. В классе к потолку подвешены макеты планет солнечной системы.

№ п\п

Микроцели

Учебная ситуация

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Формы

1.Организация учебного процесса.

Подготовка учащихся к работе.

В начале урока звучит космическая музыка. На экране выведена солнечная система.

Проверяем готовность ребят к уроку.

Готовятся и настраиваются положительно на урок.

Вопросно-ответная технология

Фронтальная работа

2.Актуализация знаний. Мотивация, целеполагание

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

-Ребята, посмотрите на оформление класса, что вы заметили, а может быть вас что- то удивило?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке и попробуйте сформулировать тему нашего урока?

  •  Мы сегодня на уроке узнаем много нового и интересного.

Готовы? Тогда в путь!

-В классе появились макеты планет.

-Мы будем говорить о планетах.

-Тема урока: Планеты солнечной системы.

Формировать умение оформлять  свои мысли в устной форме. 

3.Формирование новых знаний.

Интеграция окружающего мира с литературным чтением, русским  языком.

1.Создание условий обучающимися для знакомства с новым материалом. 2.Поиск и выделение необходимой информации из учебника.

3.Формирование и тренировка устной памяти.

Загадка.

Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает…

-Солнце не только источник тепла, но и область нашей вселенной, изучение которой крайне затруднительно. Можно сказать, что солнце самое загадочное космическое тело нашей солнечной системы

- Солнце – звезда. Без солнечного света и тепла невозможна жизнь на Земле. Они вращаются вокруг Солнца. Солнечная система принадлежит галактике Млечный Путь.

-Откройте учебник на странице 60, прочитайте.

-Скажите, сколько планет в солнечной системе?

-Почему ее назвали Солнечная система?

- Откройте белый конверт. В каждом конверте лежит текст про планеты солнечной системы. Прочитайте его внимательно. Придумайте к тексту 2 вопроса и запишите. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

-Каждая команда зачитывает текст о планете и один из вопросов адресует другой команде.

-Солнце!

Один ученик читает текст вслух.

-8

- Все планеты относятся к солнцу.

Дети читают текст, придумывают вопросы , записывают.

(1-2-3-4-5-6-7-8-1), команда отвечает.

Работа с текстом.

Метод исследования.

Закрепление теоретического  материала

Продолжить работу  по отработке оформлять свои мысли в устной и письменной  форме; слушать и понимать речь других.

Работа по учебнику. 

Работа с дополнительным материалом.

4.Физминутка

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня астронавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись!

Ребята выполняют движения,  повторяя их за учителем.

Здоровьесберегающая технология.

Формировать ассоциативную память через физические упражнения.

5.Первичное закрепление нового материала.

Интеграция окружающего мира с русским языком и математикой.

        

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

-Выпишите название своей планеты, образуйте родственные слова.

Прошу вас сделать звуко-буквенный анализ слова солнце.

Проверка выполненного задания.

-Возьмите конверт желтого цвета. В конверте лежат слова. Используя данные слова, составьте предложения.

Про что мы составили предложения?

-Выпишите из текста все числа, запишите их.

Используя записанные числа, прошу составить по 1 выражение со знаком + или  – , в записи которых должны быть двузначные цифры. Найдите его значение.

Правильность выполненного задания проверяет учитель.

- Используя «готовые» выражение из предыдущего задания, составьте устно задачу про свою планету.

Земля- земляне

Марс- марсиане

Уран- уранцы

Юпитер-юпитерчане

 Меркурий-меркурианцы

Нептун-нептунчане

Сатурн- сатурчане

Венера-венерианцы

Дети зачитывают в слух новые слова.

Один из учеников выполняет разбор у доски.

Ребята составляют

предложения и зачитывают их по очереди.

-Про планеты.

Ребята в группах выполняют задание, после выполненного задания один участник от команды записывает выражение на доске.

Ребята думают и составляют рассказ.

Одну из команд слушают все и проверяют правильность выполненного задания вместе с учителем.

Упражнение в практическом применении формируемых умений и навыков.

Осуществлять контроль друг друга  по результатам.

Развитие интереса к знаниям  и к практике предмета.

Осуществлять синтез как составление целого и частей

Работа в группах.

Индивидуальная работа

Работа с деформированным текстом.

Письменная работа.

7.Контроль знаний.

Интеграция окружающего мира с уроком изо и музыкой.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

- У вас у всех лежат готовые макеты планет. Вам нужно их раскрасить. Посмотрите на изображение планет, обратите внимание на их цвет.

Фоном включаю космическую музыку.

На доске прикреплено солнце, от солнца мелом изображены 8 полукругов, которые обозначают место всех планет солнечной системы.

-Сейчас один из участников вашей команды должен выйти к доске и прикрепить свою планету. Таким образом, мы с вами создадим свою солнечную систему.

-Важно, разместить на доске  планеты  в нужной последовательности!

Ребята раскрашивают планеты.

Один участник команды выходит к доске и прикрепляет планету.

Получение информации об уровне знаний, умений и навыков всех учащихся  в

названиях планет, расположения в солнечной системе.

Работа в группе.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

-Итак, ребята, что у нас получилось создать?

-Сколько планет в солнечной системе?

- Назовите их.

- Можно солнце назвать планетой?

Посмотрите, на доске размещены кометы. Я вам предлагаю сейчас с помощью звезд оценить свою работу на уроке.

Вам нужно приклеить с помощью клея звезду.

Сиреневая звезда- мне все понятно, мне понравился урок.

Голубая звезда-  у меня возникли вопросы, я испытывал затруднения.

Желтая звезда- нужна дополнительная подготовка.

Учитель комментирует результаты и выставляет оценки. 

Спасибо вам за работу! Урок окончен!

- Создали солнечную систему.

-8(Меркурий,Венера,Земля,Марс,Юпитер,Сатурн, Уран, Нептун).

-Нет, это звезда.

Ребята выбирают звезду и приклеивают к комете.

Обобщение материала  по теме.

Подведение итогов творческой работы.

Смыслообразование: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Оценка результатов наблюдений.

9.Домашнее задание

Записывают домашнее здание

Учитель записывает задание на доске.

Ребята записывают задание в дневник.

Приложение к уроку.

1.Изображение Солнечной системы.

2.Текст с описанием планет.

1. Меркурий. 

Ближайшая к Солнцу планета. Она получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, температура достигает +480 градусов, а ночью – ледяной холод-до -180 градусов. Поверхность каменистая и пустынная, усеяна кратерами. Спутников у Меркурия нет.

Числа: 88,480,180

2. Венера. 

 Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Период обращения вокруг Солнца-225 земных суток. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты, под облачным покровом стоит невыносимая жара. Спутников у Венеры нет. Температура у поверхности – +470–480 градусов, что обусловлено наличием парникового эффекта.

Числа:225,470,480

3.Земля.

Земля является 3 планетой от Солнца и самой большой из планет земной группы. При этом она всего лишь 5 по величине планета с точки зрения размера и массы в Солнечной системе, но, что удивительно, самая плотная из всех планет в системе (5,513 кг/м3). Примечательно также, что Земля является единственной планетой в Солнечной системе, которую сами люди не называли в честь мифологического существа, — ее название означает почву.Считается, что Земля образовалась где-то около 4.5 миллиарда лет назад, а в настоящее время является единственной известной планетой, где возможно существование жизни в принципе, а условия таковы, что жизнь в буквальном смысле кишит на планете.

Числа:3,5,5,513,4,5

3. Марс. 

Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны). Период обращения вокруг Солнца-687 земных суток. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов, а днём поднимается до +25.

Числа:687,85,25

5. Юпитер. 

Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Период обращения вокруг Солнца-11,86 лет. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые! Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников. Ио, Ганимед, Каллисто, Европа-самые крупные. 12 спутников вращаются в одну сторону, а 4 – в противоположную. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Температура на этой планете близка к -130 градусам.

Числа:11,86,16,12,4,130

6. Сатурн. 

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-29, 46 лет. Она названа в честь римского бога земледелия. Планета имеет порядка 30 спутников, большинство из которых ледяные. Пандора, Прометей, Янус, Эпиметея, Диона, Елена, Рея, Титан и другие. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Температура на Сатурне приближается к -170 градусам.

Числа:29,46,30,170

7. Уран. 

Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Период обращения вокруг Солнца – 84,01 года. Имеет 15 спутников. Некоторые из них: Оберон (самый далёкий и второй по величине), Миранда, Корделия (самый близкий к планете), Ариэль, Умбриэль, Титания. 5 спутников движутся в направлении вращения планеты по круговым орбитам. 10 обращаются вокруг Урана внутри орбиты Миранды. Температура до -150 градусов.

Числа:84,01,15,5,10,150

8. Нептун. 

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – – 230 градусов. Период обращения вокруг Солнца-164,8 лет. Имеет 2 спутника: Тритон и Нереида.

Числа:230,164,8,2

9. Плутон. 

Плутон – самая маленькая планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-248 лет. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мёртвых. На его поверхности царит невероятный холод – до – 270 градусов. Имеет 1 спутник-Харон, который был открыт в 1978 году американским учёным Дж.У.Кристи. Харон по представлению древних греков-перевозчик умерших в царство мёртвых через реку Стикс.

Числа:248,270,1,1978

3.Деформированные предложения.

Предложения

1

Меркурий- это самая большая планета к солнцу.

2

Венера похожа на землю своим размером.

3

Земля- это единственная планета, на которой возможно существование.

4

Поверхность Марса содержит большое количество железа, которое дает красный цвет.

5

Юпитер состоит из различных газов, имеет цветастую атмосферу.

6

Сатурн имеет кольца, которые движутся вокруг планеты.

7

Уран состоит из маленького ядра и замерзших газов.

8

Нептун мерцает голубоватым цветом, напоминающий блеск воды.

4. Звезды

5.Кометы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру на тему: "Планеты Солнечной системы". 4 класс.

Презентация содержит фотографии поанет Солнечной системы и краткую характеристику основных особенностей каждой планеты....

Презентация была подготовлена к уроку окружающего мира по теме «Планеты Солнечной системы». УМК «Школа России», 4класс. Учебник: «Окружающий мир», автор: А. А. Плешаков, М.;«Просвещение», для общеобразовательных учреждений.

Презентация была подготовлена к уроку окружающего мирапо теме «Планеты Солнечной системы».  УМК «Школа России», 4класс.Учебник: «Окружающий мир», автор: А. А. ...

Презентация к уроку по окружающему миру по теме"Планеты Солнечной системы".

Тема: Планеты Солнечной системыТип урока урок усвоения новых знаний Образовательные ресурсы: учебники, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение к учебнику, теллурий.Цели: познакомить ...

Конспект урока по окружающему миру по теме - планеты солнечной системы

Конспект урока по окружающему миру по теме - планеты солнечной системы (4 класс)...

конспект урока окружающего мира по теме "Планеты солнечной системы"

ЦелидеятельностиучителяСпособствовать формированию представлений о планетах Солнечной системы, о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, первоначальных умений поиска необходимой инфор...