Дорожная карта образец заполнения
план-конспект по окружающему миру

Мустафаева Кристина Рафаэльевна

дорожная карта пример

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazets_zapolneniya_dorozhnoy_karty_po_teme_pochvy.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника

Класс  3

Предмет – окружающий мир  

Тема – «Земля – наш общий дом»

Тема проекта – «Почва – святыня наша»

Исследуемый объект – почва ее состав и свойства.

Цель проекта: углубить и систематизировать знания обучающихся  о почве, ее составе и строении, о роли почвы в жизни человека.

Продукт проекта – стенгазета с полученной информацией вовремя исследования.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

  • Приобретение новых знаний о почве для решения учебно-познавательных, учебно-практических, исследовательских задач.

Метапредметные:

Коммуникативные

  • умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
  • при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая  другие аргументации;
  • умение слушать и слышать собеседника;
  • умение работать в группах;
  • умение ставить вопросы и формулировать ответы.

Регулятивные

  • умение выбирать тему проекта;
  • умение составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
  • умение выполнять проект самостоятельно;
  • умение работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
  • умение использовать основные и дополнительные средства;
  • умение оценивать результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.

Познавательные

  • проводить наблюдение и исследование почвы по предложенному плану;
  • оформлять результаты наблюдений и исследований по теме «Почвы» в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектом природы – почвой.

Личностные:

  • стремление к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;
  • сформированность  желания участвовать  в процессе работы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Читает стихотворение о святыне. Дает определение слову святыня.

Задает наводящие вопросы: «Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной?»

Читает загадки:

1. «Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу».

2. «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт».

3. «Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют?».

На основании ответов, спрашивает: «А как вы думаете, как связаны слова «святыня» и «почва»?

«Так какая же тема нашего проекта?»

Слушают стихотворение. Записывают понятие «Святыня» и его определение.

Отвечают на вопросы учителя – земля.

Дают ответ на загадки – почва.

Формулируют на основании своих ответов тему: «Почва – святыня наша».

Сформулирована тема: «Почва – святыня наша».

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представлены различные виды загрязнения и порчи почвы.
Задает вопросы: «Что вы видите на картинках? Как вы считаете, это хорошо или  плохо? Почему?»

«Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?»

После формулирования проблемы,  задает вопрос:

 «Что люди могут сделать, чтобы исправить проблему? Почему нам, людям, так важно сохранять почву?»  

Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

«узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать»«расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить»

Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Загрязнение почвы; как землю губят; заливают почву».

Затем определяют проблему проекта: «Важна ли почва для человека?».

На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение почвы в жизни человека».

Определена проблема проекта: «Важна ли почва для человека?». Сформулирована цель: «Раскрыть значение почвы в жизни человека».

1.3 Постановка задач

Задает вопрос: «Как Вы думаете, чтобы раскрыть значение почвы, что нам необходимо сделать?»

Предлагает ученикам  сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

«изучить», 

«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод»

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

Поставлены задачи:

1. Собрать информацию о почве, ее составе, полезных свойствах и т.д.;

2. Выяснить, как почва влияет на жизнь людей.

3. Подготовить стенгазету на тему «Почва –святыня наша».

1.4 Формулировка гипотезы

Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса: «Что будет, если почва исчезнет?»

Записывает ответы учеников на доске.

Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу.

Сформулирована гипотеза проекта: «Если почвы не будет, исчезнет жизнь на Земле» или «Если люди будут бережно относиться к почве, то это поможет сохранить жизнь на Земле»

2. Организационный / подготовительно-планирующий  

2.1 Планирование деятельности

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о почве? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности,   выбрать срок презентации и  форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Составлен план реализации  проекта:

1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Почва».

2. Провести исследование свойств почвы,  записать выводы.

3. Оформить результаты проекта в стенгазету.

4. Защитить и оценить проект.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет  список методов, объясняет  (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), ее анализ, наблюдение (описание, измерение, сравнение), обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.  

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование:

  1. Для сбора информации: энциклопедии (названия, автор), интернет-ресурсы.
  2. Для исследования свойств почвы:

почва (земля), песок, глина, контейнеры, колба с водой, деревянная шпажка, тетради, ручки, цветные карандаши.

  1. Для оформления стенгазеты: ватман, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка, краски, кисточки, цветная бумага, картон.

3. Информационно-операционный  / исследовательско-технологический 

3.1 Сбор необходимой информации

1. Напоминает ученикам, на какие вопросы о почве они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами почв (коллекция «Виды почв»), записать их  сходства и различия.

Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают и фиксируют информацию.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1. Что такое почва?

2. Какие виды почвы бывают? Чем они похожи и чем отличаются?

3. Зачем нужна почва?

3.2 Проведение исследования

1. Мотивирует учеников на проведение исследования, с помощью демонстрации оборудования для исследования (почва, глина, песок, вода), помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования.

2. Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов.

3. Помогает разделиться на группы.

4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на свойства почвы: «Что происходит? Что вы видите? Что происходит с водой / почвой / песком / глиной? Как вы думаете, почему? Чем полезно такое свойство почвы и кому?»

5. Помогает сформулировать и записать выводы.

1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2. Делятся на группы по 3 человека или на пары.

3. Проводят исследование, наблюдают, записывают  выводы:

Опыт 1: исследуют почву при взаимодействии с водой. В контейнере находится почва (земля), в которую понемногу заливают воду из колбы. Тем самым, видят, что почва выпускает пузырьки.

Опыт 2:  исследуют отличия и сходства между почвой и глиной при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – глина, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что почва быстрее впитывает воду, нежели глина, а также, глина останавливает процесс впитывания воды, где вода скатывается по ней.

Опыт 3: исследуют отличия и сходства между почвой и песком при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – песок, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что песок быстрее впитывает воду, чем почва, но почва дольше задерживает воду в себе, в отличие от песка. 

1. Определена цель исследования: изучить свойства почвы.

2 Поставлены задачи исследования:

- Провести опыты.

- Сравнить результаты взаимодействия почвы, песка, глины с водой.

- Сделать выводы.

- Определить, в чем польза исследуемых свойств почвы.

3. Определена гипотеза: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни.  

4. Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение.

5. Проведено исследование, сделаны выводы:

- Почва содержит кислород.

- Почва хорошо впитывает влагу.

- Почва хорошо сохраняет влагу.

6. Общий вывод: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни растений и животных.

3.3 Формулировка выводов

1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …..(определить форму фиксации результатов: таблица,  стикеры, схемы и т.д.).

2. Помогает сформулировать общий вывод.

1. Делятся результатами и выводами.

2. Формулируют общий вывод.

Сформулирован вывод: «Почва – это важный компонент в жизни человека. Она имеет очень интересный состав и представляет собой не один вид. Почва играет огромную роль для людей, так как ее главное свойство – плодородие, а это дает нам возможность сеять и выращивать продукты питания. При выполнении опытов, выявились еще одни немаловажные свойства – содержание кислорода, быстрое впитывание влаги и ее сохранение, что является благоприятными условиями для жизни растений и животных. Поэтому почву необходимо беречь и не загрязнять».

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1. Помогает в оформлении стенгазеты.

2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1. Оформляют стенгазету.

2. Готовятся к защите.

1. Стенгазета.

2. Конспект выступления на защите.

4. Рефлексивно-оценочный 

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Представлена стенгазета.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1. Оценены результаты работы.

2. Проведен самоанализ.

3. Подведены итоги, определены перспективы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи

Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...

Образец заполнения дневника и обложек тетрадей

Образец  заполнения дневника и обложек тетрадей...

Образец заполнения читательского дневника. 2 класс.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 84px; width: 120px;"}}]]Одной из основных задач младшего школьник...

Речевая карта (образец заполнения на ребенка с ОНР)

Образец заполнения речевой карты на ребенка с ОНР ...

Образец заполнения речевых карт

Образец заполнения речевых карт...

Дорожные знаки. Окр мир. Дорожная карта

Дорожные знаки. Окр мир. Дорожная карта...

Образец заполнения читательского дневника.

Данный материал будет интересен не тольно учителям, но и родителям....