Внеклассное мероприятие Первые шаги исследователя
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Громова Ирина Ивановна

Дети знакомятся с технологией исследовательской работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_pervye_shagi_issledovatelya.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности  «Первые шаги исследователя»

Громова Ирина Ивановна

учитель начальных

 классов высшей категории,

Цель:  знакомство с основами исследовательской деятельности, формирование исследовательской грамотности обучающихся

Задачи:

- познакомить с основными понятиями и этапами исследовательской деятельности,

-  развивать познавательной активности и творческого воображения,

- воспитывать интерес к познанию мира

Оборудование: проектор, компьютер, стаканы с водой, трубочка для коктеля, варённое и сырые яйца, солонка с солью, лист бумаги, таблички с этапами исследования.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. «Ладошки».
  2. Основная часть.

- Вы любите всё таинственное, загадочное и необычное?

- Вы любите получать знания не в готовом виде, а  добывать самостоятельно?

- Вы хотите узнать, как яйцо попало в бутылку?

Для этого надо овладеть техникой исследовательского поиска на занятиях кружка «Всезнайка», девиз которого:

Орешек знаний твёрд, но всё же

 Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Кружок «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»!

- Чтобы всё знать, достаточно этого только хотеть?

Надо стать настоящими исследователями. Ими вы и станете, посещая наш кружок, и сможете проводить самостоятельные исследования и открывать тайны окружающего нас мира.

- Предлагаю вам провести сегодня наше первое коллективное исследование по теме «Что такое исследование?» по этапам.

Тема определена. Выделим проблемные вопросы в этой теме?

Тема – цель нашего исследования (узнать, что такое исследование?)

Вопросы – задачи исследования (найти в источниках информации кто такой исследователь, определить, что и как он изучает, выделить его основные качества)

Теперь выделим объект и предмет исследования.

Объект – процесс, объект  или явление окружающего мира, неизвестное или с неизвестными свойствами, и потому интересное для исследователя.

В нашем случае это слово «Исследование».

Предмет – неизвестное свойства объекта исследования и потому интересное для исследователя.

Предмет нашего исследования – значение слова «исследование».

А сейчас самое интересное – выдвижение гипотез.

Гипотеза – это  предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно они начинаются со слов: предположим, допустим, возможно, что, если). Гипотезы могут быть, на первый взгляд, смешными и нестандартными, но тем интереснее исследование.

Презентация Приваловой Лизы «Движение воздуха».

-Предположите, что такое исследование? Ваши гипотезы        .

Выбор методов исследования.

Метод исследования – это способ изучения предмета для доказательства гипотезы.

Методы исследования:

Сбор  и анализ информации из книг и Интернета

Эксперимент,

Наблюдение,

Анкетирование,

Моделирование,

 

- Для ответа на наш первый вопрос давайте используем метод «Сбор  и анализ информации из книг и Интернета». Вы в группах поработайте со словарями, а я поработала с Интернетом. Сверим наши добытые знания.

Исследователь - это человек, который узнает что-то новое путем изучения предмета или явления окружающего мира.

- Для ответа на следующий вопрос выберем метод «Эксперимент» и проведём опыты в группах.

Опыт 1. Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли.

  1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой.
  2. Во второй стакан с водой насыпьте и размешайте 10 ложек соли.
  3. Опустите в стакан с солёной водой второе сырое яйцо.
  4. Сделайте вывод.

Опыт 2. Мостик из бумаги.

Для проведения опыта вам понадобятся: 2 банки из-под кофе, лист бумаги, пустая стеклянная банка.

  1.  Поставим две  банки на расстоянии 30 см друг от друга.
  2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
  3. Поставим на лист пустую стеклянную банку.
  4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
  5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку.
  6. Сделай вывод.

Опыт 3.  Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

  1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой – пустой.
  2. Опустим соломинку в воду.
  3.  Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
  4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
  5. Проделайте это несколько раз.
  6. Сделай вывод.

Что мы сейчас исследовали? Объекты неживой природы. Можно исследовать также объекты живой природы, используя метод «Наблюдение», который требует большего времени. А может человек исследовать себя?

Процесс самопознания очень интересен. Хотите познать немного себя прямо сейчас и узнать, какое полушарие у вас больше развито: правое или левое?

Тест «Правое или левое»

  1. Сложи ладошки в «замочек»
  2. Сложи руки «крест-накрест»
  3. Прицелься для выстрела по мишени.
  4. Какая рука оказалась сверху и какой глаз закрывали – такая  рука и ведущая.

Используя методы «Сбор  и анализ информации из книг и Интернета», «Наблюдение» и «Эксперимент», мы ответили на вопрос «Как исследует?». С помощью методов исследования. Какие методы мы ещё не использовали?

«Анкетирование»

Не секрет, всем нам бывает лень что-то делать. Почему мы ленимся, мы узнаем у Сахарова Кирилла, который провёл такое исследование и приготовил вам анкеты.

Анкета «Индикаторы лени»

Поставьте галочку  около тех высказываний, которые вы чаще всего используете, чтобы оправдать свою лень.

«Я завтра сделаю»,  «Со следующей недели - железно начинаю новую жизнь»

«Я так занят», «У меня не хватит времени»

«Фигня все!», «Не верю!», «Так не бывает! Это не возможно!»

«Вы понимаете, у меня такой характер», «Я не понимаю. Я в это не верю»

«Хотел бы - сделал, мне просто не надо», «Если я захочу - я сделаю»

«У меня просто бок заболел», «Я сегодня просто не выспался»

«Моделирование»

У нас остался последний вопрос «Каким качествами должны обладать исследователи?». Для этого используем метод «Моделирование».

В группах составьте кластер «Исследователь».

Исследователь

Вот и подошло к концу наше исследование. Сделаем вывод.

Исследование – изучение объектов, явлений и процессов окружающего мира  с помощью методов познания.

Остался  этап  оформление результата. Это схемы, которые мы составили и буклет, в которых кратко описаны результаты нашего исследования и выводы с сегодняшнего занятия. В буклете вы узнаете секрет о том, как яйцо попало в бутылку.

- Чем мы будем заниматься на занятиях кружка?

Результаты занятий – участие в конкурсах различного уровня.

  1. Рефлексия. Если вам захотелось посещать кружок – на смайликах нарисуйте улыбку, если ещё не поняли – прямую линию, если не хотите – нарисуйте дугу вниз.

Спасибо за работу. Приятно было с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Первый раз, в первый класс!"

Праздник Первого сентября должен остаться в памяти у каждого ребёнка. Я постаралась сделать его интересным и запоминающимся, в этом мне помогли родители....

Внеклассное мероприятие:"Первый раз в первый класс"

Сценарий праздника "Первый раз в первый класс". Составлен в стихотворной форме. Участники праздника: дети и учитель....

Внеклассное мероприятие "Гайдар шагает впереди"

Внеклассное мероприятие "Гайдар шагает впереди" предназначен для начальных классов общеобразовательной школы....

Внеклассное занятие "Первые шаги исследователя"

На занятие дети познакомятся с основными понятиями и этапами исследовательской деятельности....

Внеклассное мероприятие Первые шаги исследователя

Дети знакомятся сазами исследовательской деятельности...

Конспект внеклассного мероприятия "Я шагаю по улице. Правила ПДД" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: углубление  знаний о дорожных знаках и развитие умений применять правила безопасности поведения на дорогах; воспитание чувства бережного отношения к своему здоровью.Оборудование: раздаточны...

Конспект внеклассного мероприятия "Я шагаю по улице. Правила ПДД" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: углубление  знаний о дорожных знаках и развитие умений применять правила безопасности поведения на дорогах; воспитание чувства бережного отношения к своему здоровью....