Открытый урок по окружающему миру "Почему солнце светит днем, а звёзды ночью?"
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс)

Савина Ольга Александровна

Презентация и конспект урока окружающего мира на тему "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнце Звезды

Слайд 2

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Слайд 3

Что такое Солнце? Солнце – огромный огненный шар. На его поверхности температура составляет 15 000 000 градусов.

Слайд 4

Огромный шар Земля Солнце

Слайд 5

Когда начинается день? Когда Солнце освещает Землю, начинается день. день ночь

Слайд 6

Почему Солнце кажется нам маленьким? Земля 150 000 000 км Солнце

Слайд 7

Что такое звёзды?

Слайд 8

Солнце – пылающий шар. Солнце – это звезда!

Слайд 9

Почему звёзды кажутся нам маленькими светящимися точками? Они находятся очень-очень далеко от Земли.

Слайд 10

Учебник Стр.32

Слайд 11

Звёзды Звёзды – огромные пылающие шары. Альдебаран Регул («царь») Сириус Солнце

Слайд 12

Физминутка

Слайд 13

Рабочая тетрадь

Слайд 14

Созвездия Ещё в древности люди заметили, что звёзды образуют на небе причудливые фигуры, которые они назвали созвездиями.

Слайд 15

Созвездие Большая Медведица Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят?

Слайд 16

Созвездие Льва Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Самая большая звезда этого созвездия – Регул – «царь».

Слайд 17

Собери пазл Проверь себя ! Большая медведица Малая медведица Созвездие Льва

Слайд 18

Игра «Да / нет» Солнце – это звезда. По размерам Солнце меньше Земли. Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от Земли. Звёзды – огромные пылающие шары. На небе мы видим большой ковш – созвездие Рака.

Слайд 19

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звёздах, созвездиях.

Развивающие: Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, парной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

- наблюдать картину звёздного неба;

- выстраивать рассуждения на заданную тему;

- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в парах, группах.

Метапредметные:

  - формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

 - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

Личностные:

 - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 - развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

УУД:

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:

ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

оценивают результат своих действий;

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные:

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

- строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация, видеофрагмент https://youtu.be/hCHwcnYVGhg, цифровые планшеты, раздаточный материал

(пазл с созвездиями, Qr-коды с загадками), звёзды разных цветов.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

УУД

1

Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Организация рабочего места.

1

Личностные: самооценка готовности к уроку

Регулятивные: организация рабочего места

2

Актуализация

(Слайд 1)

 - Перед вами коды с зашифрованным в них загадками. С помощью планшета нужно расшифровать код и отгадать загадки.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачем

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое – прежаркое. (Солнце)

Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Какое? Не знаю…

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно. (Звёзды)

 - О чем же мы будем говорить на уроке?

Ребята отгадывают загадки, объявляют тему урока.

3-4

 Коммуникативные:

постановка вопроса, работа в команде.

Личностные:

умение видеть, формулировать цель и тему урока

Регулятивные: целеполагание,

соотнесение того, что известно и что предстоит узнать

3

Организация познавательной деятельности.

Слайд 2.

- Прочитайте, тему нашего урока: «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?»

1. Что же такое Солнце?     (Слайд 3)

Видеофрагмент о солнце.

 (Слайд 4)

- С какими предметами можно сравнить солнце? (ответы детей)

-Солнце, как и наша планета Земля имеет шарообразную форму.

 - Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись  Солнцу  как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

(Слайд 5-6)

Просмотр видеофрагмента.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулировка вывода.

6

Познавательные:

формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, слушать собеседников,

умение оформлять мысли в устной форме.

4

Проблемная ситуация

Что такое звёзды?

(Слайд 7-8)

-Кто знает, что такое звезды?

Днем  не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только  ночью  когда  Солнца  нет,  они видны.

-Ребята, а давайте проверим это.

Опыт. Методика «Дневные звёзды»
1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий.
2. Вкладываем картонку в конверт.
3. Находясь в хорошо освещённой комнате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик.
4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров святим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую.
             
Результат исследования.
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит то же самое.
 Вывод: Теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого света мы не можем их видеть.

Днём они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют опыт.

5-7

5

Физминутка

Сейчас прошу вас всех встать как солнце по утру. И немножко отдохнуть, повторяете движение за мной.

Кто-то утром не спеша (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (развести руки)

А как выпустит из рук (Поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг. (Поворот)

Что это за шар? (дети хором-солнце)

- Присаживайтесь, и мы продолжаем.

Выполняют физминутку.

3

6

Первичное закрепление знаний

(Слайд 10)

Работа по учебнику: (Слайд 9-10-11-12)

 - На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран.

(Слайд 11)

-Расскажет нам о звёздах Щекалёва Зоя.

Доклад ученика:

На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Работа в рабочих тетрадях.

(Слайд 12)

стр.21, №1.

-Какая группа быстрее справиться с заданием?

Подведение итогов (проверь себя по учебнику стр.32).

Показ звёзд на чёрном фоне доски.

(Слайд 13)

Созвездие Льва  

Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.

(Слайд 14)

-Какие созвездия мы с вами уже знаем? Какое созвездие изображено на слайде?

- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.  

(Слайд 15)

(Легенда о созвездии Льва)

Чтение текста учебника.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

10-12

Личностные: формировать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

7

Самостоятельная работа

(Слайд 16)

Работа в группах:

- Поработаем с вами в группах?

- У меня есть 6 конвертов. По конверту каждой группе.

- Соберите пазл по схеме, и посмотрим чья группа быстрее справиться с заданием. В конце проверим получившиеся рисунки.

Собирают пазл, проверяют по эталону.

3-5

Метапредметные: Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

8

Подведение итогов

(Слайд 17)

-Немного с вами поиграем, я называю факт, а вы говорить да – если верно, нет – неверно. 

Игра «Да - нет»                      

- Солнце – огромный пылающий шар.

- Солнце – это ближайшая к Земле планета (звезда).

- По размерам Солнце меньше (больше) Земли.

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от Земли.

- Звезды – огромные пылающие шары.

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в созвездия.

- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие Рака (Большая Медведица).

Отвечают на вопросы учителя.

3

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль

9

Рефлексия

(Слайд 18)

Выберите звездочку.

2

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Коммуникативные:  контроль, оценка, коррекция, действий партнёра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс

Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....

Открытый урок в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью"

Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на н...

Окружающий мир 1 класс Почему Солнце светит днем, а звёзды- ночью?

У обучающихся развивается пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор.Они  учатся извлекать информацию из опорной схемы, развивают умение работать учебным текстом; развива...

Конспект урока на тему: «Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?»

Формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях....

Открытый урок на тему: Почему солнце светит днём, в звезды - ночью?, 1 класс

Урок проведен в 1 классе по окружающему миру. Целями данного урока являются: 1. Формирование представления о звездах, Солнце и созвездиях.2. Развитие познавательных способностей учащихся в процес...

Конспект урока по ОКМ "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Конспект урока в 1 классе по ОКМ, УМК "Школа России". Тема "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"...