Урок на тему:"Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?"(2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Мурзаева Людмила Геннадьевна

Предоставлен конспект урока .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_solntse_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Мурзаева Людмила Геннадьевна

Место работы, должность: РМ, г.о.Саранск, МОУ СОШ №18,

учитель начальных классов

Класс: 2

Предмет: окружающий мир

                                        Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?"

Цель (для учителя): 

формировать первоначальные представления  о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.

Задачи урока (для учителя):

  1. Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
  2. Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
  3. Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
  4. Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.
  5. Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.

Планируемые достижения обучающихся:

Предметные:

  • иметь представление о звёздах как о космических телах;
  • сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;

распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;

  • иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.

Метапредметные:

регулятивные:

  • ставить учебные задачи под руководством учителя;
  • планировать учебную деятельность;
  • удерживать цель и задачи в течение урока;
  • оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;

познавательные:

  • осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
  • моделировать космические тела (звёзды);
  • наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
  • установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;

 коммуникативные:

  • строить монологические высказывания;
  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  1. Футбольный мяч и горошина.
  2. Презентация на тему: «Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?»
  3. У каждого ученика – пластилин (синий, красный, белый, жёлтый), клей, ножницы.
  4. Учебники.
  5. Рабочие тетради.                                                 Ход урока

Этапы урока

Виды УУД

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный
момент.

 

Звенит звонок! Звенит звонок!
Пора нам начинать урок!

 

2. Подведение к теме урока.








Познавательные
(общеучебные)








Учитель загадывает загадки

-Чтобы узнать тему урока, отгадайте загадки

Обучающиеся отгадывают загадки.

1. Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся
А едва появится – взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое
И жаркое-прежаркое.

Солнце.

слайд

2. Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно.
Какое? Не знаю.Одно лишь добавлю,
Что было блестящим и ярким оно.

Звёзды.

слайды

Кто догадался, о чём будем говорить на уроке?

- И, как всегда, наш урок будут сопровождать Муравьишка – вопросик и мудрая Черепаха.

Предполагаемый ответ: о солнце и о звёздах.

Постановка учебной задачи.

Регулятивные.
(целеполагание)

– Сегодня нам предстоит ответить на вопрос Муравьишки, почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? слайд

 -  Предположите, почему это происходит именно так?

Обучающиеся пробуют ответить на вопрос

3. Работа над темой
урока

 

Вступительная беседа.
(учитель направляет рассуждения обучающихся к следующему).
Солнце не просто светит днём, оно-то и создаёт нам день. Когда Солнце всходит и освещает Землю, начинается день. слайд А когда Солнце заходит, наступает ночь. И только ночью видны звёзды. слайд

 


Порассуждайте, что же такое Солнце?  слайд

Солнце – это огромный огненный шар. Температура на его поверхности 6000 градусов по цельсию. На самом деле Солнце очень большое Его масса в 333 раза больше Земли. Солнце-шар – великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной.

Ответы обучающихся

Овладение базовым предметным понятием «Солнце».

Познавательные
(общеучебные)

(показать мяч и горошину).
От Земли до Солнца 150 млн. км, поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Обучающиеся наглядно видят и сравнивают

- Так что же вы запомнили из рассказа про Солнце?

слайд

- А теперь прочитайте вывод, который сделала мудрая Черепаха

 - Что нового вы узнали из вывода Черепахи? (Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Работа в РТ (с.21, №2)

– Нарисуйте грустное и весёлое солнышко. Отчего оно может быть таким? (Когда обращено к Земле – радостное, а когда Земля отворачивается от Солнца и наступает ночь – грустное)

Ответы обучающихся

Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Это огромный пылающий шар . Солнце  не просто светит днем, оно- то  и создает нам день.

Работа по учебнику

Овладение
базовым предметным понятием «Звёзды».

Познавательные
(общеучебные)

Познавательные
(действия постановки и решения проблем)

- Отгадайте загадку
– Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Что это такое?

 Звёзды

слайд

 - Давайте порассуждаем, что такое звёзды. слайд

– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками?
– Рассмотрите рисунок на с.32.в учебнике.

- Что можно рассказать о звёздах?

Обучающиеся высказывают свои предположения, затем читают текст учебника с. 32 и отвечают на вопросы.
– Огромные пылающие шары.
– Расположены далеко от Земли.
– Звёзды отличаются по размерам и цвету.

. Самостоятельная работа.

– В учебнике прочитайте название звёзд и вылепите их из пластилина (размер и цвет должен соответствовать их названию).
-
Пока вы работаете , послушайте информацию о звёздах, которой нет в учебнике.   слайд

-Слушайте очень внимательно, потом будут вопросы…

– Звёзды нам кажутся очень маленькими, т.к. они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: жёлтым, красным, голубым, белым. Белые и голубые - звёзды очень и очень горячие. Они горячее Солнца. Жёлтые холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звёзды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звёзды и белые карлики.

 - Какая из вылепленных звёзд самая холодная? (Альдебаран)

- Какие звёзды очень горячие? (Регул, Сириус)

– Обучающиеся читают названия звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус) и лепят из пластилина. 

Физминутка

 Регулятивные
(волевая саморегуляция)

– Кто-то утром, не спеша,
Надувает жёлтый шар
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг
Что это за шар?

(ходьба на месте)
(дети дуют и разводят руками)
(поднять руки вверх, хлопок)
(поворот)
(Солнце)

Проводим опыт

Познавательные
(логические)

– Почему днём на небе видно только Солнце, а другие звёзды не видно?

(Беседа Муравьишки и Черепахи) слайд

Обучающиеся наблюдают и высказывают свои мнения.

Методика «Дневные звёзды»
1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий.
2. Вкладываем картонку в конверт.
3. Находясь в хорошо освещённой комнтате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик.
4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров святим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую.
(- Сторона конверта, обращённая к вам – день, противоположная сторона – ночь; фонарь – Солнце)
Результат исследования.
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое.

Вывод Черепахи: слайд

днём они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.

- На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему звёзды светят ночью?)

– Звёзд на небе очень много. слайд

И чтобы в них разобраться, люди объединяли отдельные группы звёзд.

 - Кто знает как называются эти группы звёзд?

 Дали им имена.

- Отгадайте, о каком созвездии идёт речь?
– Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

 Предположительный ответ:
– созвездия

Большой Медведицы. Оно похоже на ковш.

– Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звёзд.
(Рассказ мифа о созвездии Льва, Большого Пса)

 

 - Кто изучает звёзды?
– Звёзды изучают астрономы.

- Как их раньше называли ?.
– С помощью чего астроном изучает звёзды?

Астрономы

Звездочётами

телескоп

4. Рефлексия

Регулятивные
(оценка)

Проверим свои знания   слайд

На слайде написаны предложения с пропущенными словами.
Солнце –это огромный пылающий 
(шар).
Солнце –зто ближайшая к Земле(звезда).
Нам кажется оно маленьким кружочком, т.к. находится 
(далеко от Земли).
Звёзды отличаются друг от друга (по окраске и по величине).
Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в (созвездия).
Днём звёзды светят, но мы их не видим, т.к. (их затмевает солнечный свет),светят они только (ночью).
Днём можно увидеть только одну звезду(это Солнце).

 - Оцените свою работу ( Дети показывают того смайлика, который соответствует, по их мнению, выполненной работе)

Учащиеся должны догадаться, какие слова нужно вставить.

5. Домашнее задание

Коммуникативные
(постановка вопросов)


Вечером выйди на улицу вместе с родителями
и рассмотри звёздное небо. Найди созвездие Большой Медведицы. По желанию нарисуй рисунок звёздного неба.

Выполняют задание вместе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....

Конспект урока на тему: «Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?»

Формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях....

Открытый урок на тему: Почему солнце светит днём, в звезды - ночью?, 1 класс

Урок проведен в 1 классе по окружающему миру. Целями данного урока являются: 1. Формирование представления о звездах, Солнце и созвездиях.2. Развитие познавательных способностей учащихся в процес...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о небесных телах;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведение тетради; воспитывать жела...

Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России" по теме: "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?"

Цуканова Е.А.МОУ «СОШ №1»г. Валуйки Белгородской областиТема: Почему Солнце светит днем,а звезды ночьЮ?Цели: формировать представление о звездах, о том, что Солнце – ближайшая к...