Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Буркацкая Александра Эдуардовна

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_solntse_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Дата: 02.03.2017 г.

Класс: 1-Г

Учитель: Буркацкая Александра Эдуардовна

Цели

Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной  и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

- научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;  

-   наблюдать картину звездного неба,

- выстраивать рассуждения на заданную тему;

- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

-  работать в парах.

Метапредметные:

  - формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

 - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;

   Личностные:

 - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 - развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

 логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

      - оценивают результат своих действий;

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

      -  строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная.

Ход урока

I Организационный момент.

Улыбнись с утра щенку,

И  росинке и цветку,

Пёстрой бабочке в лугах,      (Слайд 2)

Солнцу в лёгких облаках.

- Ребята давайте мы улыбнёмся друг другу.

- И снова у нас урок любознательных.

В начале урока  хочу  узнать   у вас:

Какое сегодня  число- 2 марта. День недели – четверг    Температура воздуха утром -  4 градуса. (Слайд 3)

Днём синоптики обещают – 15  градусов.

II Сообщение темы урока

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31.    (Почему и зачем?)  

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью вы их задаёте?  (Чтобы узнать новое).

Сегодня как всегда с нами на уроке  Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.

 Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, вы должны выполнить  задание Черепахи.

У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур. Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится картинка, которая  подскажет вам тему урока.  (Работа в парах)

- Какие картинки у вас получились?       Слайд 4

А теперь отгадайте загадки и проверим правы вы или нет.

  1. Кто-то утром,  не спеша надувает желтый шар.

А как выпустит из рук, станет  всем светло вокруг (Солнце) слайд 5

  1. Лишь солнце погасло и стало темно,

Как по небу кто-то рассыпал зерно

Какое? Не знаю. Одно лишь добавлю    

Что было блестящим и ярким оно. (звезды)        

 - Вы догадались, о чем будем говорить сегодня?

- Какая буде тема урока?

  - Прочитайте тему урока на экране.

 (Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?)  

Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка-Вопросик  предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.

- На чём мы отправимся в путешествие?  (на космическом корабле)

  Отгадайте загадку  

           Чудо птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

            Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

           И поднимется до звёзд. (Ракета)  

  Итак, приготовились к путешествию.

Сесть удобнее -  

Пристегнуть ремни -  

Включить мотор -    

5, 4, 3, 2, 1  Поехали!

Физкультминутка Полет в космос   Слайд 7,8

III Работа по теме урока  

1)       Мы пролетаем над нашей планетой.            Слайд 9

- На какой планете мы с вами живём?  Земля

- Как называется страна, в которой мы живем? Россия

Молодцы! Вы хорошо это знаете.  

2) -  Что это светиться вдали?   (Солнце)    слайд 10

А можем мы подлететь к нему поближе?

- Что вы знаете про Солнце?  (ответы детей)

 3.Поиск информации (работаем в группах)

На парте карточка

1 группа  Солнце – это ближайшая к Земле звезда.  Она похожа  на  огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

 Учитель: Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров.  Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать  футбольный мяч и горошину)

Мудрая Черепаха спрашивает: что будет, если погаснет Солнце? (ответы)

 2 группа Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю. Древние люди  поклонялись Солнцу как богу.  

Вывод солнце - шар –гигант

Работа на листочках           Нарисовать солнышко  Задание 2

 Загадка

 рассыпалось к ночи зерно

 глянули утром нет ничего

 что это такое                                                    слайд 11

 - Что мы можем увидеть на  небе ночью?

- Хотели бы вы полететь к звёздам?

 продолжить путь.  

И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд.

 Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.

Ребята,  кто ночью наблюдал за небом? Что вы там видели

- Вы знаете, что такое звезды?

Давайте  послушаем группу 3

3 Группа  Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.   Звезды различаются по размерам, цвету и температуре.  На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда. Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.

- Какого они цвета?  Белого и голубого   Слайд 14 

- Прочитайте,  как они называются. (Регул, Сириус)

Давайте вместе прочитаем.

 4 группа Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики.

Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.

 Самая большая звезда   (Альдебаран)  найдите в учебнике

Читаем хором.  

- Какую звезду мы ещё не назвали?  (Солнце)

- Когда мы можем любоваться звёздами? (ночью)

Вылепить из пластилина модели звёзд.

(Проблемная ситуация)

- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?

- Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.                       Слайд 16

- Давайте полюбуемся звездным небом.  (Слайд 17)

  - Кто изображён на картинке?     (Звездочёт)     слайд 18

 - Кто такой звездочёт? (человек, который  наблюдает за звёздами.)  

Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ.       

      - А что это за прибор  у  звездочёта?  (телескоп)    слайд 19

- Для чего он служит?      (для изучения звезд и других небесных тел)

- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы

Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.

Давайте мы ещё раз прочитаем эти слова и постараемся запомнить их значение.  

Если мы забудем значение какого-либо слова, где мы можем его найти? ( в словаре)

Физкультминутка

Раз подняться, потянуться

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На 4 руки шире

5 руками помахать

6 за парту сесть опять

Учитель  Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры.  Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.  

Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.

- Какие созвездия знаете вы?

Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва. (Слайд 20)

Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно. 

Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”

- Мы уже познакомились с  этой звездой?

- А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили? (Альдебаран)

 - А под каким созвездием родились вы?

 - Ребята, где можно ещё найти сведения о Солнце, о звёздах и о созвездиях?

- Правильно. Такие книги называются энциклопедиями. Читая  энциклопедии можно узнать обо всём.

IY     Закрепление пройденного.

Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить, хорошо ли вы запомнили то, что узнали во время путешествия.  

1.Игра Звездный час                              слайд 21

За правильный ответ ученику дается звездочка.

  1. Как называется звезда, которую можно увидеть днем?
  2. Какой прибор используют для изучения звезд?
  3. Как называется группа звезд?
  4. Как называют ученых, которые изучают космические тела?
  5. Какого цвета бывают звезды?
  6. Как раньше называли ученых-астрономов?

- Поднимите звезды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие. Как его можно назвать?

 10. Проверка знаний.   Слайд 22

 На слайде написаны предложения с   пропущенными словами.
Солнце – это огромный пылающий 
(шар).
Солнце – это ближайшая к Земле (звезда).
Нам кажется оно маленьким кружочком, т.к. находится 
(далеко от Земли).
Звёзды отличаются друг от друга (по окраске и по величине).
Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в (созвездия).
 Днём можно увидеть только одну звезду (это Солнце).

Итог урока – Вот завершилось наше путешествие

Что вам запомнилось на уроке?

У кого были  затруднения?

Оцените свою работу

Рефлексия

С использованием солнышка и тучки.

- Урок окончен! Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения."

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения." (Условия, необходимые для развития растений.)...

Урок по окружающему миру на тему:"Чем полезны овощи и фрукты?"1 класс. Школа России.

Урок по окружающему миру на тему :"Чем полезны овощи и фрукты?" написан в соотвествии с ФГОС. Помогает расширить уже имеющиеся знания об овощах и фруктах у обучающихся 1го класса и дать пред...

Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей-основа экономики" 3 класс, "Школа России"

Цели: ознакомление с новыми понятиями в экономике; развитие интереса, логического мышления, речи; воспитание бережного отношения к окружающей среде.Планируемые результаты:Предметные: уметь обобща...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Солнце, растения и мы с вами» 3 класс "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование знаний о дыхании и питании растений;Планируемые результатыПредметные:Знать, как дышат и питаются растения, взаимосвязь между неживой и живой природой, растениям...