Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешаков 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Матвейчук Елена Леонидовна

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя планируемые результаты освоения учебного предмета и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Окружающий мир» 4 класс

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • основы гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • ценностные ориентиры на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостные взгляды на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительные отношения к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • начальные навыки адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренние позиции на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • этических чувств и норм на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Тематическое планирование учебного предмета

Содержание программного материала

Кол-во часов

1.

Земля и человечество

10

2.

Природа России

11

3.

Родной край – часть большой страны

13

4.

Страницы Всемирной истории

5

5.

Страницы истории России

20

6.

Современная Россия

9

Итого:

68

Календарно - тематическое планирование

                                                                                                                                   Проверочных работ – 6

п/п

Тема

Плановые

сроки

прохождения

Скорректирован

ные сроки прохождения

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

10

1.

Мир глазами астронома.

01.09. – 03.09.

2.

Планеты Солнечной системы.

01.09. – 03.09.

3.

Звёздное небо – Великая книга Природы.

06.09. – 10.09.

4.

Мир глазами географа.

06.09. – 10.09.

5.

Мир глазами историка.

13.09. – 17.09.

6.

Когда и где?

13.09. – 17.09.

7.

Мир глазами эколога.

20.09. – 24.09.

8.

Природное сообщество «Водоем».

20.09. – 24.09.

9.

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

27.09. – 01.10.

10

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Проверочная работа № 1

27.09. – 01.10.

ПРИРОДА РОССИИ

11

11.

Равнины и горы России.

04.10. – 08.10.

12.

Моря, озёра и реки России.

04.10. – 08.10.

13.

Природные зоны России.

11.10. – 15.10.

14.

Зона арктических пустынь.

11.10. – 15.10.

15.

Тундра.

18.10. – 22.10.

16.

Леса России.

18.10. – 22.10.

17.

Растения и животные леса. 

01.11. – 05.11.

18.

Лес и человек.

01.11. – 05.11.

19.

Зона степей. 

08.11. – 12.11.

20.

Пустыни.

08.11. – 12.11.

21.

У Чёрного моря. Проверочная работа №2

15.11. – 19.11.

РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ

13

22.

Родной край – часть большой страны.  

15.11. – 19.11.

23.

Наш край.

22.11. – 26.11.

24.

Поверхность нашего края

22.11. – 26.11.

25.

Водные богатства нашего края

29.11. – 03.12.

26.

Наши подземные богатства.

29.11. – 03.12.

27.

Земля - кормилица

06.12. – 10.12.

28.

Жизнь леса.

06.12. – 10.12.

29.

Жизнь луга.

13.12. – 17.12.

30.

Жизнь в пресных водах.

13.12. – 17.12.

31.

Растениеводство в нашем крае.

20.12. – 24.12.

32.

Животноводство в нашем крае

20.12. – 24.12.

33.

Презентация проектов.

10.01. – 14.01.

34.

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа №3

10.01. – 14.01.

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

5

35.

Начало истории человечества

17.01. – 21.01.

36.

Мир древности: далёкий и близкий

17.01. – 21.01.

37.

Средние века: время рыцарей и замков

24.01. – 28.01.

38.

Новое время: встреча Европы и Америки

24.01. – 28.01.

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа №4

31.01. – 04.02.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ

20

40.

Жизнь древних славян

31.01. – 04.02.

41.

Во времена Древней Руси

07.02. – 11.02.

42.

Страна городов

07.02. – 11.02.

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

14.02. – 18.02.

44.

Трудные времена на Русской земле

14.02. – 18.02.

45.

Русь расправляет крылья

21.02. – 25.02.

46.

Куликовская битва

21.02. – 25.02.

47.

Иван Третий

28.02. – 04.03.

48.

Мастера печатных дел

28.02. – 04.03.

49.

Патриоты России

07.03. – 11.03.

50.

Пётр Великий

07.03. – 11.03.

51.

Михаил Васильевич Ломоносов

14.03. – 18.03.

52.

Екатерина Великая.

14.03. – 18.03.

53.

Отечественная война 1812 года

28.03. – 01.04.

54.

Страницы истории XIX века

28.03. – 01.04.

55.

Россия вступает в XX век

04.04. – 08.04.

56.

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

04.04. – 08.04.

57.

Великая война и великая Победа

11.04. – 15.04.

58.

Великая война и великая Победа

11.04. – 15.04.

59.

Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа №5

18.04. – 22.04.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

9

60.

Основной закон России и права человека

18.04. – 22.04.

61.

Мы – граждане России

25.04. – 29.04.

62.

Славные символы России

25.04. – 29.04.

63.

Такие разные праздники

02.05. – 06.05.

64.

Путешествие по России

02.05. – 06.05.

65.

Путешествие по России

10.05. – 13.05.

66.

Путешествие по России.

10.05. – 13.05.

67.

Презентация проектов

16.05. – 20.05.

68.

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверочная работа №6

16.05. – 20.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. А.А. Плешаков, 2 класс.

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО на основе авторской программы А.А. Плешакова....

Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешаков 1 класс

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебного...

Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешаков 3 класс

Календарно-тематическое планирование предметной линии«Окружающий мир» в рамках УМК «Школа России»в 3 классе 2 часа в неделю-68 часов в год.Предметная линия учебников под редакцией А.А.Плешакова в2-х ч...

Рабочая программа по окружающему миру. А.А.Плешаков. 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и авторской программы: Плеша...

Рабочая программа по окружающему миру. А.А.Плешаков. 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру. А.А.Плешаков. 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" Плешаков 1 класс

Рабочая программа к учебнику Окружающего мира 1 класс Плешакова...