Урок окружающего мира в 4 классе Тема: Растениеводство в нашем крае».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Сайпушева Наталья Юрьевна

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: Растениеводство в нашем крае»

 

Цели: сформировать представления учащихся о растениевод­стве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; рас­ширить знания о растениях.

Формируемые УУД:

познавательные - самостоятельно нахо­дить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы;

коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные –  проводить самооценку своих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt_urok_om_4kl_19_dekabrya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: Растениеводство в нашем крае»

Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; расширить знания о растениях.

Формируемые УУД: 

познавательные - самостоятельно находить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы;

коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные –  проводить самооценку своих действий.

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, гербарий полевых культур, раздаточный материал для работы в группе, карточки-слова, индивидуальные карточки, карточки для рефлексии, изображение дерева.

Ход урока:

Этап урока;

цель этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к    деятельности.

   Цель: Включение в  учебную деятельность на личностно-значимом   уровне.

Создаёт условия для возникновения внутренней  потребности включения в деятельность.

— Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре

Смело, четко говори

И тихонечко сиди.

– О чудесном нашем крае,

Где все вместе мы живём,

О прекрасном милом крае

Поведем наш разговор. В каком регионе мы живем? Что особенного и отличительного именно в этом году для нашей Республики?

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

 -Ребята, сегодня вам потребуется ваше внимание, память, умение работать в группе. Желаю вам хорошо потрудиться, и тогда  вы обязательно добудете новые знания для себя.

Включаются в учебную деятельность.

100-летие РБ  слайд1-2

- Внимательным и наблюдательным.

Личностные: самоопределение

Проверка домашнего задания.

На столе у вас лежат карточки проверим. как вы усвоили пройденный материал. Тесты по теме Водоем.

Взаимопроверка. Слайд3

С доски дети проверяют работу соседа по парте.

2. Создание проблемной ситуации.

Цель:

Развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

- Рассмотрите предметы (на подносе: морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко).

- Ребята, посмотрите на поднос и скажите, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения в нашей местности)

 На доске тема урока: «Растениеводство в нашем крае».

- Мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

- Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот вы гуляете по лугу, и вас окружают растения, которые мы называем …..

-Почему? (растут сами, их никто не сажал, за ними не ухаживал)

- Пришли в огород, а там растут…..

-Вот о них и их роли в нашей жизни пойдет сегодня речь сегодня на уроке.

Участвуют в диалоге:

- Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения.

……(дикорастущие).

…. (культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними)

Слайд 4

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

2.Актуализация знаний

Цель: Готовность   мышления и    осознания потребности к построению нового  способа действий.

1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей,  то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки…. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь можно было выращивать зерно рядом с домом. Мужчины, убив на охоте свинью, бывало приносили домой поросят. Так возникло земледелие и скотоводство.

Шли годы, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело очень непростое.

Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? (ответы детей).

Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, выводить новые сорта, передавать свой опыт из поколения в поколение. Постепенно возникли культурные растения – они приобрели свойства, необходимые человеку. Так зародилась наука – растениеводство.

-  Как вы понимаете это слово?

Посмотрите, как толкует слово РАСТЕНИЕВОДСТВО           С.И. Ожегов   

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

Участвуют в диалоге, опираются на знания, полученные ранее.

Дают объяснение понятия "растениеводство" своими словами.

 

Знакомятся с толкованием понятия (слайд № 5) и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: общеучебные; логические;

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3.Формулирование темы. Постановка   учебной задачи.

  Цель: Выявление  

  места и причины

  затруднения,

  постановка цели

  урока.

Сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы.

РАБОТА В ГРУППЕ:

     Перед вами фотографии: пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель.

        Распределите растения на  группы и попробуйте дать название каждой группе. По какому признаку их разделили?

Что у вас получилось? Как назовем 1 группу? 2? 3? 4? Почему? Зачем?

Подумайте, какую цель урока мы поставим?

Что нам нужно узнать? Чему научиться?

 На доске вывешиваются ПРАВИЛА

Участвуют в диалоге.

- нет, затрудняемся.

Формулируют цель урока.

- ЦЕЛЬ: научимся различать отрасли  растениеводства, будем учиться различать  культурные растения по их характерным признакам, их назначению  и месту произрастания.

Слайд 6

Познавательные:

 постановка и

 формулирование  

 проблемы; поиск и

 выделение

 необходимой

 информации

Регулятивные:

 целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, высказывать предположения.

4. «Открытие»

 детьми нового

     знания.

 Цель: Построение

 детьми нового способа действий и формирование  

 способности к его  выполнению

А сейчас каждая группа познакомится со своей отраслью и подготовит сообщение для других групп (ответить на вопросы):

Работа в группе

Группа № 1 - исследуют, что Полеводство

Группа  № 2 - исследует Полеводство;

Группа № 3 - исследует Овощеводство;

Группа № 4 - ---//------Плодоводство;

Группа № 5 - -----//------ Цветоводство.

Проводит физминутку.

Во дворе растёт подсолнух.

Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним другой похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

3. Организует работу для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.

- Ребята, настало время отчитаться о проделанной вами работе.

1-2. ПОЛЕВОДСТВО – это выращивание полевых культур

Некоторые растения вы определили легко, а с некоторыми возникли трудности. Почему? (они похожи)

Давайте сравним пшеницу, рожь, ячмень и выделим их отличии.

Растения отличаются по форме колосков, у ржи – длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету

3.ОВОЩЕВОДСТВО – это выращивание овощных культур

  1. Где выращивают овощи? (в поле, в огороде, в теплице).
  2. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Как вы думаете почему? Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.

Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки

  1. Какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы – лук, чеснок).

4. ПЛОДОВОДСТВО – выращивание растений для получения плодов

Демонстрация фотографий.

  • Кроме яблонь, груш, персиков,… к плодовым культурам относятся садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник.
  • Какое значение имеют плодовые культуры? (полезны, содержат много витаминов)

5. ЦВЕТОВОДСТВО – выращивание цветов

Демонстрация фотографий.

  1. Где могут выращивать цветы? (в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте: в теплицах, в оранжереях – теплолюбивые)
  2. Какое значение имеет данная отрасль для человека? (для красоты) Показ фотографий.

Ребята, как вы считаете, какие из отраслей растениеводства наиболее развиты в нашем крае? Почему?

Мир цветов поразительно разнообразен и красив. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас в сентябре и радовали нас своей красотой. А где еще мы используем цветы в повседневной жизни? Когда их получаем? Дарим? Где?

Предпочитают «открывать» новое знание сами

Рассматривают  предложенный материал (схемы, тексты, иллюстрации, учебник), выбирают необходимые источники информации и коллективно находят ответы на вопросы.

На одной ноге, руки тянем верх, затем на другой

Вращение прямых рук вперед и назад

Анализ и синтез  данных.

Выступление групп по данному вопросу, отчет о проделанной работе.

Слайд 7, 8, 9

Слайд 10,11,12

слайд 13,14,15

Слайд 15,16

В театре. Беседа о годе Театра в России.

Познавательные:

 Построение  

 логической цепи

 рассуждений;  

 самостоятельное

 создание способов

 решения проблем  

 поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 Коммуникативные:

 Инициативное

 сотрудничество в

 поиске и сборе

 информации со

 сверстниками и с

 учителем.

Регулятивные: овладение информацией позволяющей заполнить инструкционную карту.

Закрепление пройденного материала.

– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

– Какие отрасли развиты в нашем крае?

Работа в РТ в паре

№2,3 стр.87

Стрелками указать к каким группам относятся растения.

Зачеркни лишнее в каждом ряду.

Проверка

5.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.

Домашнее задание.

1.Организует анализ полученного результата урока

 Какую цель урока мы ставили? На все ли поставленные вопросы мы дали ответ?

-Какой вывод можете сделать?

- Достигли мы этой цели? Смогла ли ваша группа справиться с заданием? Что помогло? Что помешало?

2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок прошел плодотворно, вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды – яблоки. Результат вашего труда.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

3. Проводит инструктаж  по домашнему заданию:

1. Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 201–207).

 2. Сочинить загадку или подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.

Вспоминают поставленную цель урока.

- научиться различать отрасли  растениеводства, учиться различать  культурные растения по их характерным признакам, их назначению  и месту произрастания.

- Вывод: Растительный мир неразрывно связан с человеком и влияет на его жизнь, поэтому без растений нельзя обойтись.

Проводят рефлексию и оценку деятельности на уроке. Прикрепляют на дерево (яблоки, цветы или листья)

- Достигли.

Слайд 17

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка; планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае

                         Конспект открытого урока по       окружающему миру (4 класс)Тема  Животноводст...

Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России"....

Конспект урока окружающего мира, 4 класса Тема «Наш край».

Данный конспект урока поможет учащимся узнать ближе свой край, познакомиться с традициями народов, воспитание бережного отношения к природе и природным ресурсам....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: "Растениеводство". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о растениеводство; знакомство с различными культурными растениями и профессиями в растениеводстве.Планируемые результатыПредметные:Знать о растени...

Урок окружающего мира 3 класс Квест -игра «Природа нашего края»

Урок окружающего мира 3 класс Квест -игра  «Природа нашего края»...

конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"

конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"...

Урок окружающего мира,3 класс,тема::«Растениеводство»

Создать условия для формирования представлений о растительных культурах сельского хозяйства, познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводстве....