Урок окружающего мира в 4 классе Тема: Растениеводство в нашем крае».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Растениеводство в нашем крае»
Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; расширить знания о растениях.
Формируемые УУД:
познавательные - самостоятельно находить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы;
коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные – проводить самооценку своих действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok_om_4kl_19_dekabrya.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Растениеводство в нашем крае»
Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; расширить знания о растениях.
Формируемые УУД:
познавательные - самостоятельно находить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы;
коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные – проводить самооценку своих действий.
Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, гербарий полевых культур, раздаточный материал для работы в группе, карточки-слова, индивидуальные карточки, карточки для рефлексии, изображение дерева.
Ход урока:
Этап урока; цель этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. — Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре Смело, четко говори И тихонечко сиди. – О чудесном нашем крае, Где все вместе мы живём, О прекрасном милом крае Поведем наш разговор. В каком регионе мы живем? Что особенного и отличительного именно в этом году для нашей Республики? - Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? -Ребята, сегодня вам потребуется ваше внимание, память, умение работать в группе. Желаю вам хорошо потрудиться, и тогда вы обязательно добудете новые знания для себя. | Включаются в учебную деятельность. 100-летие РБ слайд1-2 - Внимательным и наблюдательным. | Личностные: самоопределение |
Проверка домашнего задания. | На столе у вас лежат карточки проверим. как вы усвоили пройденный материал. Тесты по теме Водоем. | Взаимопроверка. Слайд3 С доски дети проверяют работу соседа по парте. | |
2. Создание проблемной ситуации. Цель: Развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления. | - Рассмотрите предметы (на подносе: морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко). - Ребята, посмотрите на поднос и скажите, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения в нашей местности) На доске тема урока: «Растениеводство в нашем крае». - Мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам. - Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот вы гуляете по лугу, и вас окружают растения, которые мы называем ….. -Почему? (растут сами, их никто не сажал, за ними не ухаживал) - Пришли в огород, а там растут….. -Вот о них и их роли в нашей жизни пойдет сегодня речь сегодня на уроке. | Участвуют в диалоге: - Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения. ……(дикорастущие). …. (культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними) Слайд 4 | Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
2.Актуализация знаний Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | 1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) - В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки…. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь можно было выращивать зерно рядом с домом. Мужчины, убив на охоте свинью, бывало приносили домой поросят. Так возникло земледелие и скотоводство. Шли годы, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело очень непростое. Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? (ответы детей). Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, выводить новые сорта, передавать свой опыт из поколения в поколение. Постепенно возникли культурные растения – они приобрели свойства, необходимые человеку. Так зародилась наука – растениеводство. - Как вы понимаете это слово? Посмотрите, как толкует слово РАСТЕНИЕВОДСТВО С.И. Ожегов В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. | Участвуют в диалоге, опираются на знания, полученные ранее. Дают объяснение понятия "растениеводство" своими словами.
Знакомятся с толкованием понятия (слайд № 5) и отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
3.Формулирование темы. Постановка учебной задачи. Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы. РАБОТА В ГРУППЕ: Перед вами фотографии: пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель. Распределите растения на группы и попробуйте дать название каждой группе. По какому признаку их разделили? Что у вас получилось? Как назовем 1 группу? 2? 3? 4? Почему? Зачем? Подумайте, какую цель урока мы поставим? Что нам нужно узнать? Чему научиться? | На доске вывешиваются ПРАВИЛА Участвуют в диалоге. - нет, затрудняемся. Формулируют цель урока. - ЦЕЛЬ: научимся различать отрасли растениеводства, будем учиться различать культурные растения по их характерным признакам, их назначению и месту произрастания. Слайд 6 | Познавательные: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать предположения. |
4. «Открытие» детьми нового знания. Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | А сейчас каждая группа познакомится со своей отраслью и подготовит сообщение для других групп (ответить на вопросы): Работа в группе Группа № 1 - исследуют, что Полеводство Группа № 2 - исследует Полеводство; Группа № 3 - исследует Овощеводство; Группа № 4 - ---//------Плодоводство; Группа № 5 - -----//------ Цветоводство. Проводит физминутку. Во дворе растёт подсолнух. Утром тянется он к солнцу. Рядом с ним другой похожий, К солнцу тянется он тоже. Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперед, А потом наоборот. Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. 3. Организует работу для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы. - Ребята, настало время отчитаться о проделанной вами работе. 1-2. ПОЛЕВОДСТВО – это выращивание полевых культур Некоторые растения вы определили легко, а с некоторыми возникли трудности. Почему? (они похожи) Давайте сравним пшеницу, рожь, ячмень и выделим их отличии. Растения отличаются по форме колосков, у ржи – длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету 3.ОВОЩЕВОДСТВО – это выращивание овощных культур
Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки
4. ПЛОДОВОДСТВО – выращивание растений для получения плодов Демонстрация фотографий.
5. ЦВЕТОВОДСТВО – выращивание цветов Демонстрация фотографий.
Ребята, как вы считаете, какие из отраслей растениеводства наиболее развиты в нашем крае? Почему? Мир цветов поразительно разнообразен и красив. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас в сентябре и радовали нас своей красотой. А где еще мы используем цветы в повседневной жизни? Когда их получаем? Дарим? Где? | Предпочитают «открывать» новое знание сами Рассматривают предложенный материал (схемы, тексты, иллюстрации, учебник), выбирают необходимые источники информации и коллективно находят ответы на вопросы. На одной ноге, руки тянем верх, затем на другой Вращение прямых рук вперед и назад Анализ и синтез данных. Выступление групп по данному вопросу, отчет о проделанной работе. Слайд 7, 8, 9 Слайд 10,11,12 слайд 13,14,15 Слайд 15,16 В театре. Беседа о годе Театра в России. | Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем. Регулятивные: овладение информацией позволяющей заполнить инструкционную карту. |
Закрепление пройденного материала. | – Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). – Какие отрасли развиты в нашем крае? Работа в РТ в паре №2,3 стр.87 Стрелками указать к каким группам относятся растения. Зачеркни лишнее в каждом ряду. | Проверка | |
5.Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания. Домашнее задание. | 1.Организует анализ полученного результата урока Какую цель урока мы ставили? На все ли поставленные вопросы мы дали ответ? -Какой вывод можете сделать? - Достигли мы этой цели? Смогла ли ваша группа справиться с заданием? Что помогло? Что помешало? 2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке. Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок прошел плодотворно, вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды – яблоки. Результат вашего труда. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. 3. Проводит инструктаж по домашнему заданию: 1. Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 201–207). 2. Сочинить загадку или подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края. | Вспоминают поставленную цель урока. - научиться различать отрасли растениеводства, учиться различать культурные растения по их характерным признакам, их назначению и месту произрастания. - Вывод: Растительный мир неразрывно связан с человеком и влияет на его жизнь, поэтому без растений нельзя обойтись. Проводят рефлексию и оценку деятельности на уроке. Прикрепляют на дерево (яблоки, цветы или листья) - Достигли. Слайд 17 | Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция; самооценка; планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае
Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс)Тема Животноводст...
Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"
Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России"....
Конспект урока окружающего мира, 4 класса Тема «Наш край».
Данный конспект урока поможет учащимся узнать ближе свой край, познакомиться с традициями народов, воспитание бережного отношения к природе и природным ресурсам....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: "Растениеводство". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о растениеводство; знакомство с различными культурными растениями и профессиями в растениеводстве.Планируемые результатыПредметные:Знать о растени...
Урок окружающего мира 3 класс Квест -игра «Природа нашего края»
Урок окружающего мира 3 класс Квест -игра «Природа нашего края»...
конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"
конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"...
Урок окружающего мира,3 класс,тема::«Растениеводство»
Создать условия для формирования представлений о растительных культурах сельского хозяйства, познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводстве....