Предмет: окружающий мир, 4класс Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Сергеева Елена Игоревна

Предмет: окружающий мир, 4класс

Тема урока:  «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_sergeevoy_e.i.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Сергеева Елена Игоревна, учитель начальных классов

                                                          I квалификационной категории  

                                                                                       МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  

             № 60»                              

Предмет: окружающий мир, 4класс

Тема урока:  «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Тип урока:  урок формирования новых знаний.

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности и книг на Руси;

Задачи: формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о летописях как исторических документах, проверка  умений самостоятельно конструировать свои знания; формирование информационных компетенций:  учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать; развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова; компьютер, медиапроектор, экран, презентация учителя «Из книжной сокровищницы Древней Руси»; листы бумаги, гусиные перья, перьевые ручки, чернила, карточки.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности

на Руси; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми, создавать рукописные книги, используя приёмы древнерусских мастеров.

Ход занятия.

Этапы работы

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Организационный момент

- Здравствуйте. Меня зовут Сергеева Елена Игоревна. Сегодня урок окружающего мира проведу я.

- Как вы думаете, почему вы сидите в группах? - Вспомните правила работы в группах:

- Ответы детей.

-Внимательно слушать товарища, говорить по очереди, не перебивать, уважать мнение ребят, помогать товарищу.

Личностные УУД: самоопределение.

2.

Подготовка  к  восприятию нового материала. Сообщение темы и постановка цели урока.

- Ребята, что изображено на слайде?

- Что может находиться в сундуке?

- А как называется место, где собраны сокровища?

- А бывает ли книжная сокровищница?

- Кто из вас знает историю возникновения книги?

- Подробно мы узнаем о возникновении книг и письменности на нашем занятии.

-Кто-то сможет сформулировать тему урока?

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Главный вопрос, на который мы будем отвечать в течение всего урока: «Какое значение в жизни людей имеет письменность и книги?»

- Вы можете ответить  на этот вопрос?

- Мы вернёмся к нему в конце урока.

- Сундук.

- Клад, сокровище.

- Сокровищница.

- Да. Место хранения книг.

- Ответы детей.

Регулятивные УУД:

осуществление личностно- ориентированного подхода к обучению через целеполагание.

Познавательные УУД:

нахождение ответов на поставленные вопросы.

3.

Б)

5

6

Изучение нового учебного материала.

Физминутка – упражнения для снятия утомления с мышц туловища

Продолжение работы над темой урока

- Как вы думаете, всегда ли люди писали, использую наш алфавит?

Проверим наши версии. Работаем в группах. Достаньте карточку №1. Прочитайте вопрос и постарайтесь ответить на него. На работу даю вам 2 минуты.

1 группа: Каким было первое письмо?

Что такое пиктография? (Используй толковый словарь С.И.Ожегова).

 2 группа: Что такое иероглифы? (Используй толковый словарь С.И.Ожегова).

3 группа: Что такое иероглифы? (Используй толковый словарь В.И.Даля).

4 группа: - Что такое глаголица? (Используй толковый словарь С.И.Ожегова).

5 группа: - Что такое кириллица? (Используй толковый словарь С.И.Ожегова).

- Слушаем ваши исследования.

1 группа, вы решили, кто будет отвечать?

Читайте вопрос и отвечайте на него.

К какому выводу вы пришли: Удобно ли пользоваться таким письмом?

2 группа, слушаем вас.

3 группа, кто будет отвечать?

- Удобно ли пользоваться таким письмом?

- Немного позже люди придумали буквы.

4 группа вам слово.

- Отличается ли это письмо от предыдущего?

5 группа вам слово.

- Спасибо за работу.

- Знаете ли вы, кто является создателем первой славянской азбуки?

-Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги
стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

Впрочем, давайте начнем по порядку.

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст (слайд 4,5).

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

     «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»

-Чем отличаются буквы и звуки?  (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим)

      Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла - Кириллицей.

-Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа»)

-Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)

-Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий)

Сообщение учителя, составление слов

Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.(слайд 6)

Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию (Слайд 7).
Glagoljica Az.svgАзGlagoljica Buki.svg-   Буки

Составьте слово «баба», используя старославянские буквы

Проверка по образцу

Glagoljica Buki.svgGlagoljica Az.svgGlagoljica Buki.svgGlagoljica Az.svg (Слайд 8).

-Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

(По названию первых букв). Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 9-11). Известно, что слово глагол
переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было  записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей.  Она была создана Кириллом в 863 году.

Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.

- 863 год – какой  век?

 В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности
и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт
памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена
Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. (Слайд 12).

Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

2. На чём и чем писали в Древней Руси?

-Рассказ учителя.

В Древней Руси создавались летописи.

- Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам.(Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13).

         В конце  11веке - начале 12 века  в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– « Повесть временных лет». (Слайд 14).

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство». ) (Слайд 15).

Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

- Работа с учебником. (стр. 56-57). (Слайд 16).

Сейчас вы сами прочитаете статью в учебнике стр.56-57 ,

Найдете ответ на следующие вопросы:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

2.Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

3.Что такое киноварь? (краска оранже-красного цвета) Охра? (Краска желтого цвета)

4. Какими были книги в Древней Руси? (Слайды 17-19).(Описание книги учащимися)

Чтение статьи, ответы на вопросы.

 Цель: Проверить понимание прочитанного, умение выделять главное.

-Нет.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные УУД: 

нахождение ответов на поставленные вопросы; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных). 

Регулятивные УУД: планирование действий.

5

6

7

А) Возникновение  славянской письменности

Б) Знакомство с двумя вариантами славянской азбуки

Физминутка.

Продолжение работы над темой урока

Закрепление.

Задание на дом

Рефлексия.

- Братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной греческой семьи. Мефодий правил в одном из славянских княжеств. Кирилл изучал богословие и преподавал философию, даже был назначен хранителем библиотеки. После принятия христианства славяне стали использовать вместо знаков латинские и греческие буквы. Но это было неудобно. В 863 году Кирилл с

помощью брата составил славянскую азбуку.

-Какой же вклад внесли Кирилл и Мефодий в создание письменности?

- В каком году произошло это событие?

- Какой  век?

Братья – монахи Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.

- Существует 2 варианта славянской азбуки:

Самая первая – глаголица создана Кириллом и Мефодием.

Чуть позже появилась кириллица.

-Почему она так названа?

- В чём различие этих азбук я предлагаю вам сейчас исследовать самим. Возьмите карточку голубого цвета. Понаблюдайте и через минуту жду ответа.

Слушаем ваши исследования.

- Как вы думаете, какая из славянских азбук положена в основу нашего алфавита?

- К чему привело появление письменности на Руси?

- А вы знаете, какими были первые книги? Хотите узнать?

- Читаем текст учебника на странице 56- 57 и каждая группа, читая, находит ответ на вопрос, указанный в карточке №3. Время работы 2 минуты.

1 группа: Что такое летопись? Самая известная летопись Древней Руси? Кто её написал?

2 группа: На чём писали в Древней Руси? Чем писали?

3 группа: Какие чернила использовали?

4 группа: Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

5 группа: Как украшали книгу?

-Время истекло. Послушаем первую группу. Кто из вас будет отвечать? На какие вопросы ваша группы должна была ответить?

2 группа, вам слово.

3 группа, слушаем вас. Кто будет отвечать?

4 группа, вам слово.

5 группа, слушаем вас.

- Молодцы.

- Немного отдохнём.

- Выполним упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

- Встали, ноги врозь, руки за голову. На раз – резко повернуть таз направо, на 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс остаётся неподвижным. Начали. (4 раза).

- Сели. Выполним упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Руки на пояс. На раз – поворот головы направо, на 2 – И.п., на 3 - поворот головы налево, на 4 –И.п., на 5 – плавно наклонить голову назад, на 6 – И.п., на 7 – наклонить голову вперёд, на 8 – И.п.(2 раза).

- Выполним упражнение для укрепления мышц глаз. Моргаем, быстро сжимая и разжимая веки. Достаточно, закрыли глаза, расслабили мышцы. Открыли, плавными движениями вращаем глазами по кругу, сначала по часовой стрелке, затем против. (2 раза). Расслабились.

 - Как вы понимаете выражение «Прочитать книгу от доски до доски»?

- Как вы считаете, дорогими были рукописные книги? Почему?

- Давайте проверим.

-Представьте себя в роли переписчика текста. На столах у вас находятся необходимые материалы. Ваша задача создать 3 листа книги, пользуясь приёмами древнерусских мастеров.  Перед тем как начать работу, давайте вспомним, из чего состояла каждая страница рукописной книги. Если кто забыл, можете воспользоваться текстом учебника. На первом листе написать пословицу гусиным пером глаголицей. На втором листе написать пословицу плакатным пером кириллицей. На 3 листе написать пословицу шариковой ручкой, пользуясь современным алфавитом. Не забывайте о заставке, концовке, красной строке.

На выполнение этой работы вам даётся 4 мин. Чтобы уложиться во времени, разделите работу между собой.

Посмотрим, что у вас получилось.

-Какую страницу было труднее создавать?

- Какую легче?

-Какой же азбукой легче пользоваться?

-Какую роль играют книги в нашей жизни?

- Из чего сейчас делают книги?

- Дома я предлагаю вам написать мини – сочинение на тему « За что я люблю книги».

- Вспомните вопрос, на который вы пытались ответить в начале урока.

- Сейчас вы можете более полно на него ответить?

- Возьмите карточку красного цвета. Ответьте пожалуйста на вопросы. Если согласны, ставите +, если нет  -.

- Помогла ли вам работа в группах?

- Было трудно формулировать выводы, находить нужную информацию?

- Интересно ли было заниматься исследовательской деятельностью?

- Ребята, и в конце урока я хочу вам пожелать:

 Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

-  Спасибо за урок!

-Создали славянскую азбуку.

-863г.

IX век

- Создана Кириллом.

- Разное количество букв, разное написание.

-Кириллица.

-Стали образованными многие  люди, стали появляться книги.

- Рукописными.

Читают текст, ищут ответ на вопрос.

Ответы на внутритекстовые и послетекстовые вопросы.

-Ответы детей на вопросы.

-Всю.

-Дорогими, потому что были написаны от руки неудобным материалом. Это занимало много времени, материал был дорогой.

Вступают в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Творческая работа

-Из бумаги.

Ответы детей.

Предметные УУД:

сформировать у учащихся представление о славянской азбуке, учить различать кириллицу и глаголицу; учить анализировать, выделять главное.

Познавательные УУД:

выбор оснований  и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД:

смыслообразования.

Познавательные УУД: 

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе; принятие решения и его реализация.

Регулятивные УУД: планирование действий.

Здоровьесберегающие технологии.

Познавательные УУД:

знаково-символические;

Регулятивные УУД: планирование действий; контроль.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Предмет окружающий мир 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.Задачи: формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о летописях как ист...

Презентация к уроку по окружающему миру по теме:" Из книжной сокровищницы Древней Руси" 4 класс.

Презентация по окружающему миру по теме:" Из книжной сокровищницы Древней Руси" для 4 класса....

Урок по предмету «Окружающий мир» "ИЗ КНИЖНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ".

Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славя...