Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс "В ГОСТИ К ВЕСНЕ"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Андрианова Екатерина Сергеевна

План урока с разбивкой по времени:

        I.Организационный момент (1 мин)

       II.Мотивация познавательной деятельности (6 мин).

1.    Сообщение темы урока – парная работа с ребусом.

2.    Введение в тему – парная работа на соотнесение иллюстрации с загадками.

III.Открытие нового знания (20 мин).

1.    Изменения в неживой природе - работа в группах с дополнительной информацией.

2.    Изменения в жизни растений – беседа, групповая работа с «Атласом определителем» и с иллюстрациями.

3.    Изменения в жизни насекомых – фронтальная работа с таблицей «Насекомые», с презентацией.

4.    Изменения в жизни птиц – групповая работа с учебником, «Атласом-определителем».

5.    Охрана природы – групповая работа составление экологических знаков.

IV.Первичное закрепление знания (12 мин).

1.    Применение знаний – самостоятельная работа.

2.    Составление цепочек взаимосвязи живой и неживой природы – групповая работа с использованием учебника.

V.Рефлексия. Итоги урока (5 мин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание (1 мин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_vesne.docx788.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: В гости к весне.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель:  создание условий для изучения весенних изменений в природе.

Планируемые результаты

Предметные:

(Знание) Знать главные изменения в неживой и живой природе, названия растений и животных;

(Понимание) Понимать, как взаимосвязаны между собой изменения в жизни растений и животных;

(Применение) Уметь рассказывать о растениях и животных;

(Анализ) Выявить основные признаки наступления весны, весенние изменения в жизни растений и животных;

(Синтез) Составить рассказ о растениях и животных;

(Оценка) Оценить поведение людей весной в природе.

Метапредметные:

Регулятивные: организовывать своё рабочее место, определять и формулировать цель и учебные задачи урока, уметь планировать свою деятельность.

Познавательные: строить речевые высказывания, устанавливать причинно–следственные связи, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самостоятельно задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в обсуждении проблемной ситуации.

Личностные:

Формировать адекватную самооценку, развивать этические чувства, понимать смысл учебной деятельности.

Основные понятия: Неживая и живая природа, высота солнца, потепление, ледоход, половодье, раннецветущие растения.

 Методы, технологии: ИКТ,  словесный (беседа, рассказ, объяснения); наглядный (демонстрация, иллюстрация); практический (работа с атласом-определителем, с дополнительной информацией); частично-поисковый метод.

Ресурсы урока для учителя: ИКТ, раздаточный материал, таблицы, дополнительные материалы к заданиям.

Ресурсы урока для учащихся: раздаточный материал с заданиями, дополнительные материалы к заданиям, атласы-определители.

Межпредметные связи: литературное чтение, ботаника.

План урока с разбивкой по времени:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Мотивация познавательной деятельности (6 мин).
  1. Сообщение темы урока – парная работа с ребусом.
  2. Введение в тему – парная работа на соотнесение иллюстрации с загадками.
  1. Открытие нового знания (20 мин).
  1. Изменения в неживой природе - работа в группах с дополнительной информацией.
  2. Изменения в жизни растений – беседа, групповая работа с «Атласом определителем» и с иллюстрациями.
  3. Изменения в жизни насекомых – фронтальная работа с таблицей «Насекомые», с презентацией.
  4. Изменения в жизни птиц – групповая работа с учебником, «Атласом-определителем».
  5. Охрана природы – групповая работа составление экологических знаков.
  1. Первичное закрепление знания (12 мин).
  1. Применение знаний – самостоятельная работа.
  2. Составление цепочек взаимосвязи живой и неживой природы – групповая работа с использованием учебника.
  1. Рефлексия. Итоги урока (5 мин).
  2. Домашнее задание (1 мин).

Ход урока:

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I. Организационный момент

Дети входят на урок под весенние звуки природы.

- Подготовьтесь к уроку, уберите всё ненужное со стола, оставьте только пенал, учебник и дневник. Кто готов – садитесь.

- На этом уроке и еще нескольких других вы будете учиться работать вместе. Как это называется?

- Давайте мы вместе с вами разработает памятку как нужно работать в группах и в парах. Предлагайте ваши варианты.

  1. Выбрать капитана в группе, он будет принимать итоговые решения.
  2. Распределить роли для каждого в группе.
  3. Работать вместе и выслушивать каждого.
  4. Говорить шёпотом.

- Посмотрите, перед вами правила, которых вы должны придерживаться на наших уроках.

Дети входят на урок под звуки весны. Готовят рабочее место. Здороваются, настраиваются на позитивную работу.

- Работа в парах и работа в группах.

Предлагают варианты.

Выписывают формулировки на доску.

II. Мотивация познавательной деятельности

  1. Сообщение темы урока – парная работа с ребусом.

- Давайте начнем. Посмотрите на задание, которое лежит перед вами. Объединитесь в пары и определите, какое слово у вас зашифровано?

  1. Введение в тему – парная работа на соотнесение иллюстрации с загадками.

- Теперь, на каждом столе у вас лежит по три загадки и по три иллюстрации. Прочитайте загадки, вам нужно их разгадать и подобрать к каждой иллюстрацию из предложенных свою. Эту работу вы тоже выполняете в парах.

Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла...

Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая —
Значит, к нам пришла...

Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет —
Значит, к нам пришла…

-Вы уже поняли, какая тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы поставим на урок?

Разгадывают ребус.

- ВЕСНА

Слушают его загадки, подбирают иллюстрации.

-март

-апрель

-май

- весна

- изучить весенние изменения в природе.

III. Открытие нового знания

  1. Изменения в неживой природе – работа в группах с дополнительной информацией

- Теперь вы будете работать в группах по 4-5 человек. Объединитесь и выберите себе капитана, он будет распределять задания в группе. Командиры, выходите и возьмите конверт на группу.

Задания по группам:

Прочитайте задание и информацию, вставьте слова в деформированный текст, подготовьте рассказ. (дополнительные материалы 1)

  • 1 группа) высота солнца, продолжительность дня
  • 2 группа) снег
  • 3 группа) водоёмы
  • 4 группа) половодье

-Капитан выбирает одного человека, который представит работу у доски.

  1. Изменения в жизни растений – беседа, групповая работа с «Атласом-определителем» и с иллюстрациями

- Как изменились растения с приходом весны?

Задания по группам:

- Используя учебник, «Атлас-определитель» составьте рассказ о растении по плану:

(дополнительные материалы 2)

А) название

Б) цветы (размер, цвет)

В) листья

Г) особенности растения, значение

  • 1 группа) мать-и-мачеха
  • 2 группа) медуница
  • 3 группа) хохлатка
  • 4 группа) чистяк весенний

-Капитан выбирает одного человека, который представит работу у доски.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

  1. Изменения в жизни насекомых – фронтальная работа с таблицей «Насекомые», с презентацией.

- Назовите насекомых, изображенных на таблице:

(оса, шмель, бабочка, муравей, жук, божья коровка)

- Давайте рассмотрим всех по порядку:

(дополнительные материалы 3)

- Выделим особенности каждого насекомого.

- Где прятались насекомые зимой? Почему?

- Какие изменения произошли весной? Почему?

- Как вы думаете, какое значение насекомых в природе?

  1. Изменения в жизни птиц – групповая работа с учебником, «Атласом-определителем»

- Что изменилось в жизни птиц? –Почему?

Задание по группам:

Используя учебник, «Атлас-определитель» составьте рассказ про птицу по плану:

(дополнительные материалы 4)

А) название

Б) цвет оперения

В) где живет

Г) чем питается

Д) особенности

  • 1 группа) скворец
  • 2 группа) ласточка
  • 3 группа) зяблик
  • 4 группа) трясогузка

-Капитан выбирает одного человека, который представит работу у доски.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

  1. Охрана природы – групповая работа составление экологических знаков.

Задание по группам:

Составьте экологический знак, который будет напоминанием для нас всех.

  • 1 группа) не рвите цветы
  • 2 группа) не ловите бабочек
  • 3 группа) не разрушайте гнезда
  • 4 группа) не причиняйте вред деревьям

-Капитан выбирает одного человека, который представит работу у доски.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

Делятся на группы, выбирают командира.

Выполняют задание, например:

1 группа) высота солнца, продолжительность дня

Весной стало теплее. Уже нет сильных морозов и даже ночью лужи не замерзают. Солнце поднимается всё выше и продолжительность дня увеличилась.

Представляют работу перед всем классом у доски.

- Мы наблюдаем, как набухают почки, из них появляются листочки, потом расцветают цветы.

Выполняют задание, например:

4 группа)

А) чистяк весенний

Б) имеет желтые цветы. Его цветы имеют много лепестков, они более пышные.

В) а листья чистяка гладкие, чистые.

Г) размножается семенами и клубеньками, которые появляются прямо на стебле.

Представляют работу перед всем классом у доски.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Выделяют особенности насекомых.

- Опыляют цветковые растения, важное звено питания, способствуют рыхлению почвы и обогащению её кислородом, эстетическое значение)

- Прилетают, строят гнезда, объединяются в пары, яйца откладывают.

Выполняют задание, например:

3 группа)

А) зяблик

Б) яркая: голова синевато-серая, спина коричневая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые полоски на крыльях.

В) лесов, парков и садов.

Г) насекомыми, семенами и зелёными частями растений.

Д) зяблик – одна из самых многочисленных птиц, которую мы можем увидеть весной.

Представляют работу перед всем классом у доски.

Представляют работу перед всем классом у доски.

Пример знаков.

IV.Первичное закрепление знания

  1. Применение знаний – самостоятельная работа

А) ответить на вопросы по учебнику с.89

Б) рабочая тетрадь с.54 № 3 и 4.

- Какие изменения произошли в неживой природе? Почему?

- Какие изменения произошли в жизни растений? Почему?

- Какие изменения произошли в жизни животных? Почему?

  1. Составление цепочек взаимосвязи живой и неживой природы – групповая работа с использованием учебника.

- Составьте пример модели связей между живой и неживой природой, используя выданные вам слова:

  • 1 группа) таяние снега – увеличение продолжительности дня – первые цветы – появление проталин.
  • 2 группа) появление проталин – таяние снега – прилёт перелетных птиц.
  • 3 группа) повышение температуры воздуха – появление первых бабочек – таяние снега, высота подъёма солнца над горизонтом.

Выполняют задание.

Ответы детей.

  • 1 группа) увеличение продолжительности дня, таяние снега, появление проталин, первые цветы.
  • 2 группа) таяние снега, появление проталин, прилёт перелетных птиц.
  • 3 группа) высота подъёма солнца над горизонтом, повышение температуры воздуха, появление первых бабочек.

V.Рефлексия. Итоги урока

- Давайте с вами отдохнём и поиграем в игру «Я знаю...», вам нужно закончить предложения. (на доске ребёнок выбирает и продолжает)

1. Я знаю три явлений весны...

2. Я знаю три перелетных птицы...

3. Я знаю первоцветы...

4. Я знаю проснувшихся животных...

- Какая была тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставили перед собой?

- Какие задачи мы выполнили?

- Что помогло нам выполнить все задания быстро?

- Что вы делали, чтобы вам было комфортно работать в группе и паре?

Ответы детей.

- Групповая и парная работа.

- Следовали правилам, которые мы сами придумали.

VI.Домашнее задание

- Прочитать статью учебника с.86-89, на даче, в парке, во дворе найти весенние признаки и составить рассказ к следующему уроку.

Записывают домашнее задание.

 Дополнительный материал:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1 (ИЗМЕНЕНИЯ НЕЖЕВОЙ ПРИРОДЫ)

  • 1 группа) высота солнца, продолжительность дня

Весной стало теплее. Уже нет сильных морозов и даже ночью лужи не замерзают. Солнце поднимается всё выше и продолжительность дня увеличилась.

  • 2 группа) снег

Сугробы осели и стали грязными, снег постепенно тает. Проявляются проталины и ручейки. С крыш застучала капель, и выросли сосульки.

  • 3 группа) водоёмы

На реках и озёрах начинает таять лёд и образуются трещины, открылась чистая вода.

  • 4 группа) половодье

Когда тает много снега и льда, реки переполняются водой, которая выходит из берегов. Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья, иногда даже целые леса! Такой разлив реки называется половодьем.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 2 (РАСТЕНИЯ)

  • 1 группа) мать-и-мачеха

Это растение называют самым смелым, потому что оно цветет очень рано, в начале апреля. Своими цветками желтого цвета она похоже на одуванчик, но цветет, когда у него ещё не появились листья. Листья у мать-и-мачехи появляются только в мае, когда она отцветет.  Стебли толстые и сочные с чешуйками. Это растение обладает лекарственными свойствами и помогает лечить кашель.

  • 2 группа) медуница

Это растение так же цветет в апреле, одним из первых. Медуница знаменита своими цветами, которые постепенно меняют свой цвет. Сначала цветы медуницы красного цвета, потом становятся фиолетовыми и наконец синими. Таким образом медуница привлекает насекомых опылителей. Медуница редкое растение и во многих регионах внесена в Красную книгу.  Это растение обладает лекарственными свойствами и помогает лечить болезни легких.

  • 3 группа) хохлатка

Этот цветок называют торопливым, ведь цветет он тоже очень рано. Его цветки сиреневого цвета и быстро увядают, если растение сорвать. За период цветения хохлатка набирает питательные вещества в клубень, и потом её цветки опадают, а под землёй остается клубень растения. Размножается хохлатка и семенами, которые разносятся муравьями. Из этих семян цветы появятся через 4-5 лет.

  • 4 группа) чистяк весенний

Цветет после хохлатки и имеет желтые цветы. Его цветы имеют много лепестков, они более пышные. А листья чистяка гладкие, чистые. Размножается семенами и клубеньками, которые появляются прямо на стебле.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 3 (НАСЕКОМЫЕ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 4 (ПТИЦЫ)

  • 1 группа) скворец

Скворец- красивая птица с блестящим чёрным оперением. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, чёрный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Есть червей и насекомых. Гнезда вьёт в дуплах деревьев или в скворечниках. Хорошо поёт, подражает голосам других пернатых.

  • 2 группа) ласточка

Ласточка – маленькая изящная птичка. Всю жизнь ласточка проводит в полёте, очень редко опускается на землю. Ласточки являются насекомоядными – свой корм они ловят на лету. Гнёзда ласточки сооружают на различных зданиях, на скалах или в норе.  Отличается длинным хвостом с глубоким вырезом в форме вилки, изогнутыми, длинными острыми крыльями. Окраска сверху сине-черная с металлическим отблеском, снизу бледно-бежевая.

  • 3 группа) зяблик

Зяблик – одна из самых многочисленных птиц наших лесов, парков и садов. Окраска оперения яркая: голова синевато-серая, спина коричневая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые полоски на крыльях. Питается зяблик насекомыми, семенами и зелёными частями растений.

  • 4 группа) трясогузка

Трясогузка - очень стройная птичка. Ее легко узнать. Она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила свое название. Живут около воды небольшими стайками, гнездятся на земле или в дуплах. Передвигается не прыжками, а бегом. Трясогузки питаются исключительно насекомыми, в том числе стрекозами, которых ловят на лету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к Весне» (УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «В гости к Весне» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся об характерных признаках весны в живой и неживой природе. За...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Задачи урокаДидактические:Познакомить учеников с последоват...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к весне (экскурсия)» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «В гости к весне (экскурсия)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о живой и неживой природе; формирование умений з...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к Весне» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «В гости к Весне»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся об характерных признаках весны в живой и неживой природе.Задач...

Технологическая карта по окружающему миру: "В гости к весне" 2 класс УМК Школа России

Цель урока: формирование представлений у учащихся об изменениях живой и неживой природы.Задачи урока Дидактические:1.Сформировать умение находить взаимосвязи в природе.2. Научить различать и уста...