Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_mir_2021-2022.docx53.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа-интернат с. Некрасовка

РЕКОМЕНДОВАНА

Методическим объединением

«Родничок»

Протокол от 31.05.2021г. № 5

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Баранова В.А. /__________/

   31.05.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ школа-интернат с.Некрасовка

В.И.Перевалов/________/

Приказ от 03.06.2021 г.

№ 173-ОД

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(наименование учебного предмета, курса)

Начальное общее образование, 1 класс

(уровень общего образования, класс)

2021-2022 учебный год

(учебный год)

Программа составлена на основе начального общего образования по окружающему миру в соответствии с ФГОС ООП, НОО МБОУ школа – интернат с. Некрасовка и авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова и др.

Составила: Русакова С.М., учитель начальных классов

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

К концу периода  обучения курса «Окружающий мир» в 1 классе обучающиеся должны:

      Знать:

  • название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города
  • государственную символику России
  • государственные праздники
  • основные (легко определяемые) свойства воды
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов
  • правила сохранения и укрепления здоровья
  • основные правила поведения в окружающей среде

      Уметь:

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  1. первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  2. умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  3. первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
  4. ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
  5. первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
  6. представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
  7. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  8. первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  9. эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  10. этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  11. потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
  12. первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
  13. бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

  1. понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  2. сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  3. выделять из темы урока известные знания и умения;
  4. планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
  5. планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  6. сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
  7. осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности используя «Странички для самопроверки»;
  8. фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,предложенных учителем), позитивно относиться к своимуспехам/неуспехам.

Познавательные

Обучающийся научится:

  1. понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  2. находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  3. понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  4. понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
  5. анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  6. проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  7. устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  8. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  9. проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  10. располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  1. включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  2. формулировать ответы на вопросы;
  3. слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  4. договариваться и приходить к общему решению;
  5. излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  6. интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  7. признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  8. употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  9. понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  10. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  11. готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  1. правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
  2. различать флаг и герб России;
  3. узнавать некоторые достопримечательности столицы;
  4. называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
  5. проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
  6. проводить опыты с водой, снегом и льдом;
  7. различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
  8. различать овощи и фрукты;
  9. определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
  10. описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
  11. сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
  12. сравнивать реку и море;
  13. использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
  14. находить на глобусе холодные и жаркие районы;
  15. различать животных холодных и жарких районов;
  16. изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
  17. различать прошлое, настоящее и будущее;
  18. называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
  19. соотносить времена года и месяцы;
  20. находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
  21. объяснять причины возникновения дождя и ветра;
  22. перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
  23. ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
  24. мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
  25. раздельно собирать мусор в быту;
  26. соблюдать правила поведения в природе;
  27. правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
  28. подбирать одежду для разных случаев;
  29. правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
  30. правильно переходить улицу;
  31. соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
  32. различать виды транспорта;
  33. соблюдать правила безопасности в транспорте.

Формы промежуточной аттестации по предмету

 Формой промежуточной аттестации учащихся 1 класса выбран тест. Тест составляется по темам учебного курса «Окружающий мир», 1 класс.

Уровень сформированности  Метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД), а также личностных УУД отслеживается по итогам I полугодия (декабрь) и года (май) в соответствии с Программой  формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования (Основная программа начального общего образования МБОУ школа-интернат с.Некрасовка).

Содержание учебного предмета, курса

1 класс (66 ч)

  1. Задавайте вопросы! (1ч.)

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом -определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой.

  1. Кто и что? (12ч.)

Знакомство с целями и задачами радела. Родина – это наша страна России и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине.

Многонациональный характер населения России.

Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей —наших сверстников.Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

 Представление о соцветиях. Наиболее распространенные комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса. Наиболее распространенные растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью.

Распознавание растений цветника. Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание хвойных деревьев.

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых –шесть ног. Разнообразие насекомых.

Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуей. Морские и речные рыбы.

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

  1. Как, откуда и куда? (12ч.)

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

Снег и лед. Исследование свойств снега и льда.

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от этого. Распространение загрязнений в окружающей среде.

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

  1. Где и когда? (11ч.)

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее.

Ответственность человека за состояние окружающего мира.

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

  1. Почему и зачем? (22ч.)

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

Луна — спутник Земли. Особенности Луны. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными.

Особенности ухода за кошкой и собакой. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет. Автомобили — наземный транспорт, их

разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего.

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.

Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.

Правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Тематическое планирование

№ п/п

№ урока

Тема урока

Дата

Задавайте вопросы! (1ч.)

Задавайте вопросы!

2-6.09

Кто и что? (20ч.)

Что такое Родина?

Что мы знаем о народах России?

9-13.09

Что мы знаем о Москве?

Проект «Моя малая Родина».

16-20.09

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами?

23-27.09

Что общего у разных растений?

Что растет на подоконнике?

30-04.10

Что растет на клумбе?

Что это за листья?

7-11.10

Что такое хвойник?

Что такое насекомые?

14-18.10

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы?

21-25.10

Кто такие звери?

Что окружает нас дома?

5-8.11

Что умеет компьютер?

Что вокруг нас может быть опасным?

11-15.11

На что похожа наша планета?

Проверочная работа №1 по теме «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина».

18-22.11

Как, откуда и куда? (12ч.)

Как живет семья?

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

25-29.11

Откуда в наш дом приходит электричество?

Как путешествует письмо?

2-6.12

Куда текут реки?

Откуда берутся снег и лед?

9-13.12

Откуда в снежках грязь?

Как живет растения?

Как живет животные?

16-20.12

Как зимой помочь птицам?

Откуда берется и куда девается мусор?

23-27.12

Тест №1 «Как, откуда и куда?».  Презентация проекта «Моя семья».

9-17.01

Где и когда?(11ч.)

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа».

20-24.01

Когда придет суббота?

Когда наступит лето?

27-31.01

Где живут белые медведи?

Где живут слоны?

3-7.02

Где зимуют птицы?

Когда появилась одежда?

10-14.02

Когда изобрели велосипед?

Когда мы станем взрослыми?

25-28.02

Тест №2 «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Почему и зачем? (22ч.)

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

2-6.03

Почему Луна бывает разной?

Почему идет дождь и дует ветер?

10-13.03

Почему звенит звонок?

Почему радуга разноцветная?

16-20.03

Почему мы любим кошек и собак?

Проект «Мои домашние питомцы».

30-3.04

Почему мы не будем рвать цвети и ловить бабочек?

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

6-10.04

Зачем мы спим ночью?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

13-17.04

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем нам телефон и телевизор?

20-24.04

Промежуточная аттестация.

Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?

27-30.04

Зачем строят корабли?

Зачем строят самолеты?

5-8.05

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

13-15.05

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

18-22.05

Зачем люди осваивают космос?

Проверочная работа №2 «Почему и зачем?».

25-29.05

Почему мы часто слышим слово «экология»? Презентация проекта «Мои домашние питомцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа В мире красоты ФГОС Внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" для 1-4 классов по ФГОС...

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...

Рабочая программа "В мире книг" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Рабочая программа "В мире книг"

Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности в 1 классе....