Конспект урока по окружающему миру "Борьба Руси с западными завоевателями", 4 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шершнёва Екатерина Игоревна

Конспект урока по окружающему миру  "Борьба Руси с западными завоевателями", 4 класс, УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (4 класс)

Тема: Борьба русских земель с западными завоевателями. Ледовое побоище.

Цель:

Знакомство обучающихся с историческим событием 1242 года,  с личностью А. Невского.

Задачи:

  • Познакомить с  ходом и значением битвы на Чудском озере; качествах великого князя Александра Невского;
  • Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучаются;
  • Воспитывать любовь, гордость за свою Родину, уважение к прошлому своей страны.

Оборудование: электронная презентация, толковый словарь Ожегова, листочки для вычислений даты события, таблицы для заполнения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой урока.  

(Слайд 1.)

 - Каждый год весной природа оживает. И мы удивляемся, как у нее, получается, опять цвести и благоухать. Мы тоже часть природы, а значит, и у нас все получится. Начнем наш урок.

  (Слайд 2.)

У России богатая история. Нам есть кем гордиться. И наш урок будет посвящен выдающейся личности.

 Слайд № 3 – ребус (Александр)

- Отгадайте ребус и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.

Слайд № 4 

- Предположите, о каком Александре пойдет речь.

 - Сегодня мы посвятим урок великому русскому полководцу А. Невскому

Слайд № 5 

 - Посмотрите на его портрет.

- Что можете рассказать о князе Александре Невском?

3 . Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация) 

      Несмотря на то, что жил князь Александр Ярославич несколько столетий назад, его жизнь, его деятельность актуальны для нас и сегодня. Разве имеют срок давности такие качества, как любовь к Родине, к ближнему, как готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны?

  Потрудился Александр для Русской земли.

Слайд № 6        

Мужественно и победоносно сражался он со шведами на реке Неве в 1240 году. Именно после этой битвы стали называть Александра Ярославича – Невским.

 - Сегодня мы поговорим еще об одной битве.

Слайд № 7 

5 апреля мы будем отмечать 775летие со дня победы Александра Невского в  «Ледовом побоище»

- Вычислите, в каком году была эта битва (2017 – 775 = 1242 год)

Слайд № 8

- В каком веке произошло данное событие? (1242 год – 13 век)

 Целеполагание.

(Слайд № 9).

-На какие вопросы нам предстоит ответить  на уроке?

С  кем  была  эта  битва?

Где   произошло сражение?

Как  протекал    ход   битвы?

Кто победил в этой битве?

 ( Слайд № 10 -  карта)

 - Рассмотрите карту. Какие территории Руси были свободны от монголо-татарского ига?

Более независимой от монголо-татар была Новгородская земля. Центром этой земли был Новгород. Княжил здесь Александр Невский. Богаты тогда были Новгородские земли.

      - Дошел ли до Новгорода хан Батый? (не дошел) Значит, не испытала новгородская земля татарского разорения.

 - Предположите, прельщали ли завоевателей богатые новгородские земли? Откуда могли напасть завоеватели?

 

5. Изучение новой темы.

  ( Слайд № 11)

   Двух лет не прошло после победы  Александра Невского на реке Неве над шведами, как явился с запада, с берегов Балтийского моря новый враг: рыцари Ливонского ордена – немецкие рыцари-крестоносцы!

Слайд № 12 

 Искусные воины-монахи хотели подчинить русских, которых называли варварами, заставить их работать на себя. Им казалось, что покорить русских будет нетрудно. Ведь ливонские рыцари непобедимы и завоевали уже многие земли!

( Слайд № 13)

 - Рассмотрите иллюстрации. Во что были одеты и как вооружены рыцари – крестоносцы?

(Одеты крестоносцы были в железные доспехи,

У коней на груди были латы, сбруя на них железная. И каждый конник покрыт был белой попоной от головы рыцаря до хвоста лошади. Черные кресты на  лошадиной попоне и на шлеме рыцаря придавали им жуткий вид. Крестоносцы вооружены были огромными острыми копьями и мечами.)

(Слайд № 14)

 - Давайте сравним  одежду и вооружение воинов 13 века.  

Рассмотрите иллюстрации воинов и дополните таблицу (Работа в парах)

После выполнения работы проводится проверка.

 - Что записали в колонке слева?

  ( Слайд № 15)   - таблица

Русские воины

Крестоносцы

                        Крестоносцы

дополнительные сведения

ОДЕЖДА

(кольчуга шлем

латы)

железные доспехи

латы

шлем с забралом

плащи с крестами

доспехи – воинское снаряжение (шлем, латы)

 латы – в старину: металлические доспехи, броня, защищающая от стрел, копий, мечей

забрало – часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов

ВООРУЖЕНИЕ

(мечи,    копье,    луки, щиты, боевые топоры)

мечи, копье, щиты,

щит – предмет старинного ручного оружия для предохранения от ударов)

-        Есть ли что-то общее в одежде русского воина и рыцаря-крестоносца?

 - В чем тогда отличие?

- Какой вывод можно сделать (Русские воины были одеты в более удобную одежду. Доспехи были легкими и удобными, а шлем без забрала не мешал смотреть по сторонам и давал воину возможность полного обзора события)

Демонстрация шлема рыцаря-крестоносца

 - Впереди нас ждет большая работа, поэтому необходимо отдохнуть.

Слайд № 16

Физминутка: ( звучит спокойная музыка)

 - Встаньте, протяните руки вверх, к солнцу. Почувствуйте, как солнышко своим весенним теплом согревает ладони. Поделитесь этим теплом друг с другом – возьмитесь за руки. Чувствуете, вы стали сильнее,  увереннее и мудрее, потому что вы вместе, рядом рука друга, готового прийти на помощь.

6. Изучение новой темы. Работа с картой

  - Продолжим нашу работу.

( Слайд № 17 - схема сражения)

  Александр Невский не зря славился мудростью. Сумел он обернуть против рыцарей их же собственную силу. 5 апреля 1242 года состоялась решающая битва на Чудском озере, покрытом льдом и снегом.

 -        Подумайте, почему Александр Невский решил встретить немецких рыцарей на льду озера, обратите внимание на дату битвы.

(дети делают предположение, что князь надеялся, что тонкий лед не выдержит тяжелого рыцаря)

( Слайд № 18)

 - Послушайте, что рассказывают историки об этом сражении. (анимация)

    ( Слайд № 19)

 Смело встретили псов-рыцарей новгородцы. Долго длился бой. Пусть не было у русских длинных рыцарских мечей, но были храбрые сердца и сила богатырская, которыми всегда славилась Русь. По шлемам рыцарей, по сбруям лошадей секли мечи, ломались копья. Кровью покрыт был лед Чудского озера. На кровавом снегу валялись флаги рыцарей - крестоносцев.

( Слайд № 20) – отрывок из фильма

 ( Слайд №  21)

Это было действительно Ледовое побоище.

 - Кто сможет объяснить, почему «ледовое»? «побоище»?

 ( Слайд № 22)

 «Побоище» суффикс «ищ» указывает на что-то большое, многочисленное (полчище, домище)

 - Обратитесь к толковому словарю. Что обозначает данное слово? (побоище – битва с большим количеством жертв)

 - Подберите синонимы к слову «побоище» (битва, сражение)

Обобщение: ( Слайд № 23)

-        Прочитайте пословицу «Не числом бьют, а уменьем». Подходит ли она к сражению Александра Невского на Чудском озере? Ответ обоснуйте.

-        В чем проявилось полководческое искусство Александра
Невского?

-        Какие знания об окружающем мире помогли Александру
Невскому одержать победу? Как он сумел обернуть против рыцарей их же собственную силу?
(Весной тает лед на реках.)

- Какие слова Александра Невского стали для русских людей настоящим заветом на всю нашу историю?

 ( Слайд № 24)

 - Благодаря полководческому таланту Александра Невского Русь отстояла свою территорию и веру.

- Прочитайте отрывок из статьи на стр. 56 со слов «… Мы гордимся…»

 - Какие чувства вызвали у вас эти строки? (гордость, волнение)

 - Какие качества, которыми обладал Александр Невский, вы бы хотели воспитать в себе? (честь, мужество, доблесть, храбрость, любовь к Родине)

(Слайд № 25)

- В годы Великой Отечественной войны орденом Александра Невского награждали офицеров, прославившихся в боях.

 - Вы сегодня хорошо поработали и  тоже заслужили награды - грамоты Александра Невского.

 ( Слайд № 26)

Итог:  Ледовое побоище навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

( Слайд № 27)            

(звучит музыка, на фоне музыки читаю стихотворение)

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

И подымай, бездумью вопреки,

Свою решимость до конца бороться.

И может, от одной твоей руки

Зависит все, что будущим зовется.

Дополнительно: слайды № 28-32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

Конспект урока по окружающему миру "Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва" 4 класс УМК Гармония

Объединение Руси вокруг Москвы.Куликовская битва(Как объединяли и освобождали Русь) Задачи урока:сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 2 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...