Рабочая программа по "Окружающему миру"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Кузьмичева Ксения Юрьевна

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» для начальной школы (Москва, «Просвещение», 2015 г), Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5"е изд., перераб. — М. :Просвещение, 2015. — (Стандарты второго поколения), содержание которых соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по окружающему миру , авторской программы «Окружающий мир» Плешаков А.А - М. : Просвещение 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апраксинская  СОШ»

Рассмотрена и одобрена  на

заседании МО

учителей  начальных  классов

 Руководитель МО______________

/Алякина Ю.И./

Протокол №1 от 26.08.2021.

«Утверждаю»

Директор школы:

_______________/ Трошина Е.В./

Приказ  № 78 от  27.08.2021.

Рабочая  программа

учебного курса

«Окружающий мир»  во 2 классе

Составитель: учитель начальных классов

                Кузьмичева К.Ю.

2021-2022 уч.год

     Рабочая программа по окружающему миру    для 2 класса разработана  на  основе Программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» для начальной школы  (Москва, «Просвещение», 2015 г), Примерной  программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5"е изд., перераб. — М. :Просвещение, 2015. —   (Стандарты второго поколения), содержание которых соответствует требованиям федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования по окружающему миру , авторской программы «Окружающий мир» Плешаков А.А - М. : Просвещение 2015.

Изучение курса ориентировано на использование   учебников:

Плешаков А. А. Окружающий мир «Мир вокруг нас» 2 класс. В  2 ч. - М:Просвещение, 2017г.учебник.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. - М. :Просвещение, 2017г. Рабочая тетрадь.

Плешаков А. А., Гара,Н.Н., Назарова.Д. Окружающий мир. Тесты 2017г

Программа  учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе рассчитана на   68 ч.

(2 ч в неделю).

   В рабочей программе изменений нет.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;

находить связи в природе, между природой и человеком;

проводить наблюдения и ставить опыты;

измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

сравнивать объекты природы, делить их на группы;

ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

различать виды транспорта;

приводить примеры учреждений культуры и образования;

определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

приводить примеры семейных традиций;

соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

ориентироваться на местности разными способами;

различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

различать водные объекты, узнавать их по описанию;

читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 класс (68 часов)

Где мы живем( 4 ч )

  •       Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.
          Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 ч)

  •       Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
          Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
           Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
          Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
  • Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
          Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
  •       Сезонные изменения в природе: осенние явления.
  •       Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
  •       Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
  •       Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
          
    Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
  • Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села 10 ч

  •       Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
          Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
  •       Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
          Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
  •       Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
  •       Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
    Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
          Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
          Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
          
    Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

      Здоровье и безопасность 9 ч

  •       Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
          Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
          Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
  •       Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
  •    Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
          
    Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

      Общение 7 ч

  • Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
  •       Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
          Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
  •       Практическая работа: отработка основных правил этикета.

     Путешествия 18 ч

  •       Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
          Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
  •       Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
  •       Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
          Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
  • Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
          
    Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
  •       Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
  •       Заключение
  •       Что мы узнали и чему научились за год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения урока

урока

К/р

С/р

план

Факт

Где мы живем

4

1

1

Родная страна.

1

2

Город и село.  

1

3

Природа и рукотворный мир.

1

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1

Раздел «Природа»

20

1

5

Неживая и живая природа

6

Явления природы

7

Что такое погода

8

В гости к осени. Неживая природа осенью (экскурсия).

9

В гости к осени. Живая природа осенью.

10

Звёздное небо

11

Заглянем в кладовые Земли.

12

Про воздух ... и про воду…

13

Какие бывают растения

14

Какие бывают животные

15

Невидимые нити

16

Дикорастущие и культурные растения

17

Дикие и домашние животные

18

Комнатные растения.

19

Животные живого уголка

20

Про кошек и собак

21

22

Красная книга.

Будь природе другом.

23

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Жизнь города и села

10

1

25

Что такое экономика.

26

Из чего что сделано.

27

Как построить дом?

28

Какой бывает транспорт?

29

Культура и образование.

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

31

В гости к зиме. Неживая природа зимой (экскурсия).

32

В гости к зиме. Живая природа зимой.

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

34

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

Здоровье и безопасность (9 ч)

9

1

35

Строение тела человека.

36

Если хочешь быть здоров.

37

Берегись автомобиля! Школа пешехода.

39

Домашние опасности

40

Пожар!

41

На воде и в лесу.

42

Опасные незнакомцы.

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Общение (7 ч)

7

1

44

Наша дружная семья.

45

Проект «Родословная».

46

В школе.

47

Правила  вежливости.

48

Ты и твои друзья.

49

Мы – зрители и пассажиры.

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Путешествия

18

1

51

Посмотри  вокруг.

52

Ориентирование на местности.

53

Формы земной поверхности

54

Водные богатства.

55

В гости к весне. (экскурсия).

56

В гости к весне.

57

Россия на карте.

58

Проект «Города России».

59

Путешествие по Москве.

60

Московский Кремль

61

Город на Неве.

62

Путешествие по планете.

63

Путешествие по планете.

64

Страны мира. Проект «Страны мира».

65

Впереди лето.

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

67

Презентация проектов «Родословная».

68

Презентация проектов «Города России», «Страны мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа В мире красоты ФГОС Внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" для 1-4 классов по ФГОС...

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...

Рабочая программа "В мире книг" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Рабочая программа "В мире книг"

Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности в 1 классе....