Конспект урока по теме "Правила вежливости"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Азаренко Лариса Анатольевна

Технологическая карта урока по теме "Правила вежливости". Окружающий мир. 2 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Учитель: Азаренко Л.А. ГБОУ гимназия №399. Класс: 2

Тема урока: Правила вежливости.

Цель урока: формировать навыки культуры общения и поведения.

Планируемы результаты:

Предметные: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Личностные: учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения»; развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы; воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, доброжелательное отношение к окружающим.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс, автор Плешаков А.А., проектор, экран; набор карточек с вежливыми словами, фигурки: солнца, тучки, молнии.

Этапы урока. Методы и прием.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Планируемые результаты (УУД)

Организационный:

- Доброе утро! Рада встречи с вами! Ребята, посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово. Пусть в нашем классе царит солнечное настроение, а так же уважение и взаимопонимание! Вы готовы? Начинаем! Садитесь!

Приветствовать учителя.

Настрой на урок.

принимают и сохраняют учебную задачу

Мотивационный

Повторение правил поведения в школе: 

- Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем?

- Что такое общение?

- Где мы общаемся?

- На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным?

Общение

Взаимные отношения

В школе, дома, на улице, в транспорте

Соблюдать правила поведения, принятые в обществе                                                                    

участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания

Постановка учебной задачи

- Ребята, послушайте стихотворение и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.                                                            Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.                                                     За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.                                                                      
- Какова тема нашего урока?                                                                              - Какие учебные задачи вы поставите перед собой?                               - Чему вы будете учиться сегодня?                                                       - А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».  

1.Беседа                                                                                        - Ребята, мы произносим слова «вежливость», «вежливый человек». А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают?                                                                       - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.                                                                                  - Что нам может помочь узнать об этом поточнее?

- Заглянем в толковый словарь. У каждой группы он лежит на столе. Найдите слово «вежливость» или «вежливый». Прочитайте.

-Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.                                                   Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

-А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «вежливость»? Внимание на экран.                               –

До VI века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:                                                                    «ВЕЖЕ» - знаток, «ВЕЖЕ» - ведать, знать.                           «ВЕЖЕ» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» - превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» - качество ценное и обязательное.  

- Подберите антоним к слову «вежливость».

- Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?                                               - В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.

Работа в группах.                                                                           - Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе  лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. Придумайте этим группам названия.

- Ребята, как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым?

- Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей.

Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки на с. 52.  Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки

После 3 - минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми.

Правила вежливости.                                                                

Научимся пользоваться правилами вежливости

Толковый словарь, или интернет    

Один ученик читает из словаря.              

Невежество

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.                                    Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.                                                              Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.                                                                 Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.                                                                        Формы благодарности: благодарю, спасибо,                  Формы извинения: простите , извините.      

Разыгрывают диалог                                                  

дополняют и расширяют знания.

Закрепление изученного материала (формирование читательской грамотности)

Обучающимся предлагается прочитать текст в учебнике на стр.52 и выполнить задания.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.              

1) Какие папины поступки показались ребятам странными?

а) Пропускает маму в дверь первой.                                       б) Пугается чего-то выйдя из автобуса.                                          в) Подаёт незнакомой старушке руку, выходя из автобуса.                                                                                              г) Выходит из подъезда один без мамы.

 2) Можно ли папу Серёжи и Нади назвать порядочным? Почему?

Задание 2. Используя текст и дополнительные источники, составь свое определение «порядочный человек».                                                                           Порядочный человек - это человек…

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Порядочный человек - честный, соответствующий принятым правилам поведения. (Словарь Ожегова)

О порядочности писал Аристотель, определяя порядочного человека, как человека, никогда не делающего дурного по своей воле.

Порядочность – моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм – способность испытывать чувство стыда и вины. (Википедия)

Задание 3. Вспомните литературные произведения, в которых вы читали о «волшебных поступках». Какие это были поступки?

Задание 4. Встречались ли вам в жизни «порядочные люди»? Расскажите о них.

 Задание 5. Используя текст, свои наблюдения и дополнительные источники, составьте для своих одноклассников Памятку «Как стать порядочным человеком»

Памятка «Как стать порядочным человеком»

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

Ответы учеников.

Работа в группах.

осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия.

- Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете следовать нашим правилам - солнышко, если постараетесь, но не уверены, что справитесь - тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком - молнию.

- Домашнее задание: создать словарик «волшебных слов». А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения!

Слова: «До свиданья!», «Спасибо!», «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте»-                                                                 Щедро дарите!                                                                           Дарите прохожим,                                                                             Друзьям и знакомым.                                                                 В троллейбусе, в парке,                                                                   В школе и дома.                                                                        Слова эти очень и очень важны.                                                        Они человеку как воздух нужны.                                             Без них невозможно на свете прожить.                                Слова эти надо с улыбкой дарить.                                           - Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу.

Урок окончен.                                                                                                

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают в дневниках домашнее задание.

осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Ежели вы вежливы..."

Предмет:  Русский языкКласс: 2УМК: "Планета знаний"Учитель: Коробова Л.Д.Данный урок проводился в рамках внедрения ФГОС нового поколения, имеет личностно - ориентированную направленность. В консп...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. УМК " Школа России". Тема" Правила вежливости".

Урок разработан и составлен в соответсвии с нормами ФГОС. Урок по теме "Правила вежливости" является отдельной темой в разделе "Общение". Содержание урока полностью соответствует поставленным целям. И...

Конспект урока на тему "Вежливость"

Интересный материал для использования на уроке...

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир"

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий  мир", 3 класс Для просмотра конспекта урока пройти по ссылке: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B...

Конспект урока. Тема: "Правила вежливости", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков окружающего мира....