Урок окружающего мира во 2 классе "Как определять температуру. УМК " Школа России."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Романцова Снежана Борисовна

Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть».  Термометры (комнатный, внешний, медицинский, водный), раздаточные модели термометров на каждую парту, стаканы с теплой, горячей и холодной водой (одного объема). Рабочая тетрадь:  А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»

Стаканы с холодной и горячей водой. Картина «Осень» с ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okr.miru_2_klass.docx89.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

 Как определять температуру.

УМК " Школа России."

Цель: Формирование представлений о том, что такое температура и как ее определять.

Задачи:

- совершенствование базовых знаний и умений по теме;

- познакомить со значением температуры для всего живого;

- научить пользоваться термометром;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть».  Термометры (комнатный, внешний, медицинский, водный), раздаточные модели термометров на каждую парту, стаканы с теплой, горячей и холодной водой (одного объема). Рабочая тетрадь:  А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»

Стаканы с холодной и горячей водой. Картина «Осень» с ошибками.

Ход урока.

Этапы

Формирование универсальных учебных действий

1.

Организация начала урока.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок!

Личностные УУД

-адекватная мотивация к учебной деятельности

2.

Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ:

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Учитель: О каком времени года говорится в стихотворении?

Рассмотрите картину и найдите ошибки.

ДЕТИ: Дети не могут купаться и загорать, нет такого обилия цветов, трава осенью уже не такая зеленая.

УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

(дети перечисляют)

УЧИТЕЛЬ: Какая основная причина изменений?

ДЕТИ: Похолодание.

УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?

ДЕТИ: Ну, трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.

УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

Познавательные УУД

-осуществлять анализ объекта;

-устанавливать причинно-следственные связи;

3.

Создание проблемной ситуации.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите небольшую сценку,  постарайтесь найти ответ.

(Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.)

Маша: Ваня, ты что все время кутаешься?

Ваня: Я совсем замерзла!

Маша: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Ваня: А мне кажется – холодно.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?

(У детей возникают тоже разные мнения)

Личностные УУД

-учебно-познавательный интерес к новым учебным материалам

4.

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос?

ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет.

УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора.

 (учитель показывает различные виды термометров)

- Какова же будет тема сегодняшнего урока?

ДЕТИ.Как определять температуру.

Какие цели вы перед собой поставите?

Как можно измерить температуру?

Ребенок: Узнать при помощи какого прибора  можно измерить температуру.

Учитель: Кто еще поставил такую же задачу?

Вот у вас сформировалась группа  по цели.

- Ещё какие цели поставили перед собой?

Ученик: Узнать как измерить температуру у человека.

Ученик: Узнать для кого важна температура воздуха?

Ребенок: Узнать какая температура в классе.

Учитель: Кто еще поставил такую же цель?

Вот у нас сформировалась еще одна  группа  по целям.

Ученик: А я хочу узнать строение термометра.

Учитель: Кто еще поставил такую же цель?

Ученик: Я хочу узнать какие виды термометров бывают.

Учитель: какие средства помогут нам в достижении целей?

Ученики: -Наши знания;

- Учитель;

Оценочная деятельность:

Учитель: Начертите в тетради лесенку и поставьте себя на ту ступень, на которой вы находитесь сейчас по знанию этой темы.

Регулятивные УУД

- применять и сохранять учебную задачу;

- постановка учебной задачи на основании соотношения того, что неизвестно;

Познавательные УУД

- самостоятельно выделять и формировать познавательную цель

Коммуникативные УУД

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

Регулятивные УУД

- умение слышать другого

Личностные УУД

- способность к самооценке

5.

Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.

1.  Строение термометра.

УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. Изобретателем термометра принято считать Галилея. Из чего он состоит?

ДЕТИ: Трубочка с жидкостью, корпус, деления.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.

(На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра).

Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры.  Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10, значения ниже нуля записываются со знаком минус  - 10. Читать такую температуру можно по-разному.

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

Учитель: Какой цели мы с вами достигли?

2.        Виды термометров.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите?

ДЕТИ: На нем нет значений ниже нуля.

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?

ДЕТИ: Потому что ,наверное, вода замерзает.

УЧИТЕЛЬ:А теперь рассмотрим термометр, которым мама  измеряет вам температуру. Чем он отличается?

ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

Учитель: Какой цели мы с вами достигли?

2) Послушайте стихотворение  С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:

Где моя температура? Почему я не горю?

Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается!

И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть –  читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать…

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру и  меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу и  про себя прошу, прошу:

«Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем –

Остановись на «тридцать семь»!»

Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова!

Пылают щёки (от стыда!)…

Ты нездоров, мой мальчик? Да…

Я опять лежу в постели –

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле –  Тридцать шесть и пять!

УЧИТЕЛЬ:  Какая температура у здорового  человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

Учитель: Какой цели мы с вами достигли?

3.        Групповая работа. Практическая работа: «Принцип работы термометра»

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой.

Все внимательно всматриваются.

(Ученик: Жидкость в термометре быстро-быстро лезет вверх! А потом вдруг притормаживает, раз – и останавливается!)

УЧИТЕЛЬ: Почему ползет?

ДЕТИ: Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе?

При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

УЧИТЕЛЬ:  А почему жидкость перестает ползти?

ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась.

УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

УЧИТЕЛЬ:  Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.

 ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.

УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»?

ДЕТИ: опустилась вниз.

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Познавательные УУД

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков, их синтез;

использование схемы для решения задач; строить суждение в форме связи простого суждения об объекте, его строении, средствах, связях

Личностные УУД

-учебно-познавательный интерес к новым учебным материалам

Коммуникативные УУД

- договариваться и прийти к общему решению в совместной деятельности;

-умение работать в группе

Регулятивные УУД

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачи

Познавательные УУД

- установление причинно-следственных связей

6.

Физминутка.

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали. (Машут руками.)

Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)

Ногами топаем! (Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)

И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)

Личностные УУД

- установка на здоровый образ жизни

7.

Применение новых знаний.

1.        Чтение и сравнение температур.

УЧИТЕЛЬ: Прочтите по-разному: +5, –2, –11, +21, 0

- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

- Покажите на своих моделях эти температуры.

- Сравните:  +43 … +54                        +14 … –12

                   500 … –30                         –6 …  0

                     +25 … –2                         +6 …  0

        

Познавательные УУД

- ориентироваться  на разнообразные способы решения задач;

- проводить сравнение;

8.

Самостоятельная работа.

УЧИТЕЛЬ: Откройте тетради на стр. 10 – 11.  Выполните  задания №2, №3.

(Фронтальная проверка.)

Регулятивные УУД

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

9.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

УЧИТЕЛЬ: Давайте же разъясним спор Вани и Маши: Тепло ли у нас было в классе?

Что для этого надо сделать

Дети: Измерить температуру при помощи термометра

Учитель: Измеряем. Что можно сказать?.

ДЕТИ: Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 21. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.

УЧИТЕЛЬ: Есть другие мнения?

Регулятивные УУД

- применять и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД

Использование модели для решения задач;

10

Итог урока.

Учитель: Итак, какая же  была тема нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели вы перед собой ставили?

- Как вы ее достигли?

-Что вам помогло в достижении цели?

Оценочная деятельность:

Учитель: Вы рисовали лесенку . Поставьте  себя на ту ступень, на которой вы находитесь теперь по знанию этой темы.

Регулятивные УУД

- применять и сохранять учебную задачу;

- осуществление итогов и пошаговый  контроль по результату;

Личностные УУД

- способность к самооценке

11

Рефлексия.

- Какие виды термометров вы знаете?

- Как устроен термометр?

- В каких единицах измеряется температура?

- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

- При какой температуре замерзает вода?

- Как ты оденешься, если на термометре +20, +5?

- Для кого важна температура?

Регулятивные УУД

- применять и сохранять учебную задачу;

Осуществление контроля

12

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа Россия" на тему:"Свойства воды"

Ознакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"

Цель: формирование представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, его вкладе в развитие России.  Задачи:  1. Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ло...

Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная п...

Урок окружающего мира 2 класс Город на Неве Школа России А.А. Плешаков

Представлена презентация из фотографий Санкт-Петербурга по конспекту из методички для 2 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....