Урок "Растительность"
методическая разработка по окружающему миру

Кравченко Екатерина Максимовна

Урок "Растительность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rastitelnost.docx367.52 КБ

Предварительный просмотр:

Растительный мир Краснодарского края

Цели урока: познакомить учащихся с растительным миром нашей местности.

Задачи:

Образовательная

Запомнить 3 группы растений и  их признаки, уметь распознавать их.

Развивающая

Расширять и уточнять знания учащихся о полезных свойствах растений Краснодарского края.

Воспитательная

Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: 

1. Самостоятельное формулирование познавательной цели.

2. Структурирование знаний о растениях Кубани.

3. Исследование 3-х групп растений с целью выявления их признаков.

4. Контроль и самооценка результата деятельности.

Регулятивные УУД:

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

4. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.

Коммуникативные УУД:

5. Формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и доказывать.

6. Формировать умение договариваться, находить общее решение.

7. Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

Личностные УУД:

8. Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом

Оборудование: тетрадь «Кубановедение» 2 класс. Авторы: Е.Н.Ерёменко, – Перспективы образования 2021г.); компьютер;  проектор; презентация, исследовательский дневник:  плакаты с растениями нашей местности.

1. Орг. момент

СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Максимовна. Сегодня я проведу у вас урок кубановедения.

Актуализация.

Наш урок я хочу начать с Легенды о Кубани

СЛАЙД 2-9

Легенда о Кубани

Давным-давно жила на земле девушка. И звали ее Кубань.
Земля, на которой она жила, производила грустное впечатление: с одной стороны-скалистые горы, а с другой-выжженная солнцем степь, с третьей-безжизненное море.

Девушка-красавица решила украсить эту землю.
 Природа стала её незаменимым другом и мудрым учителем. Она вырастила в душе девушки доброе отношение к родной земле. 

Старания  девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами.
Красоту Краснодарского края создала трудолюбивая девушка-КУБАНУШКА.

Чем больше в ее душе было солнца, тем ярче становилась жизнь вокруг!

-А что же сегодня мы узнаем на уроке?

- Нужно найти  ключевое слово, которое поможет вам определить тему урока.

-  А  для этого нам надо вспомнить, что мы уже знаем о нашем крае.

СЛАЙД 10-12

1. Как называется наш край?  

2. Как  по- другому называется ? ( Кубань, Краснодарский край) (слайд )

3. Как называются горы, которые есть в Краснодарском крае? (Кавказские горы)

4. Какие моря омывают наш край? (Черное, Азовское)

5. Какое ваше любимое время года? (лето)

6. Светит и греет,

Радует и сверкает,

Всю землю оживляет! (солнце)

Посмотрите, буквы потерялись. Попробуйте собрать из них слово.

IV. Первичное усвоение новых знаний. 

- Какое слово у нас получилось? (растительность) (появляется на доске).

Какую роль на земле играют растения? (Очищают воздух, «легкие планеты», плоды растений дают пищу людям и животным, деревья являются домом для животных и птиц, древесина является строительным материалом, из дерева делают бумагу, лекарственные растения для здоровья)

- Обратите внимание, у вас на партах лежит исследовательский дневник, который будет нашим помощником.

- Попробуйте сформулировать тему.

Первое ключевое слово – РАСТИТЕЛЬНОСТЬ вы уже угадали, а теперь впишите его на обложку путеводителя. Что же мы будем изучать?

Тема – РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ.

Работать будем в исследовательской лаборатории.

(перевернуть солнышко!!!)

А помощником нашим будет Кубанушка и яркое солнышко.

Что же мы будем сегодня изучать, наблюдать и исследовать? (ответы детей)

Посмотрите на обложку путеводителя. Какие задачи мы будем решать в нашей лаборатории?

ЦЕЛИ на обложке (дети читают)

Что же мы будем исследовать первым? В  этом нам поможет задание 1 в исследовательском дневнике. («Составь слово»).

Слайд

 

Какое слово зашифровано? (деревья).

- Первый объект исследования ДЕРЕВЬЯ.

- Ребята, какие деревья растут возле вашего дома, возле школы? Назовите. (ответы детей).

Переходим к следующему заданию 2 в исследовательском дневнике. Перед вами картинки с изображением деревьев. Посмотрите, какие деревья растут в нашей местности. Соедините картинку с изображением дерева с его названием.

(Показываю деревья по очереди. Соединяем)

Сверимся с эталоном.

Посмотрите на экран.

Исследуем, какую пользу нам приносят деревья, которые мы определили?

-Какие деревья дают нам плоды? (яблоко вишня) Соедините линиями.

-Какие деревья дают приятный запах и яркие краски, а пчелы собирают с них нектар? (черемуха, липа)

- Какие деревья помогают отдохнуть  от летней жары, дают тень? (клен, дуб)

Отдохнем и мы!

ФИЗМИНУТКА

Найдите в путеводителе рубрику ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Каждый должен самостоятельно изучить материал о дереве из рубрики ЭТО ИНТЕРЕСНО и быть готовым ответить на вопросы.

Дуб

Дуб – это дерево долгожитель.  Ствол дуба большой и могучий.

Плоды дуба – желуди. Ими питаются многие животные: белки, мыши, кабаны, бурундуки.

        В далеком прошлом из желудей изготавливали хлеб и напиток, напоминающий по вкусу кофе.

Липа

   Липа - царица лета. Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами. С давних времен  древесину этого дерева используют  для изготовления лодок, чашек, блюдец, ложек.

    В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Берёза

        Это единственное дерево, которое обладает  белоснежной корой. Одно дерево в день может дать около ведра сока. Верхний слой коры — береста, которую в древности использовали, как материал для письма. В России  существует даже Музей березы.

1. О каком дереве прочитали ребята 1 ряда? (ДУБ). Какую пользу приносит дуб?

2. О каком дереве прочитали ребята 2 ряда? (БЕРЕЗА). Какие интересные факты вы узнали о березе?

3. О каком дереве прочитали ребята 3 ряда? (ЛИПА). Какую пользу приносит липа?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Ребята, посмотрите на экран.

Второкласснику нужно было принести картинки с изображением деревьев. Проверьте, правильно ли он выполнил задание. Рассмотрите внимательно картинки. Какая картинка лишняя? (Каштан, ясень, сирень)

Дети должны исключить сирень

К какой группе растений относится сирень? (кустарник)

Следующий обьект исследования это КУСТАРНИКИ

Как отличить дерево от кустарника?

(КУСТАРНИКИ – это растения средней высоты, имеющие несколько стволов, а деревья высокие, имеют один мощный ствол)

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАРК

Ребята, поможем Кубанушке украсить кустарниками парки и скверы нашего края. Представим, что мы ландшафтные дизайнеры. Посмотрите на задание 3 в исследовательском дневнике. Это виртуальный парк.

А какими кустами будем украшать, узнаем, отгадав ЗАГАДКИ

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт.

А когда приходит лето,

Мы едим его конфеты.

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки.

(Орешник.)

Мы посадим в центре нашего виртуального парка, найдите это слово.

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая — чернеет.

(Смородина)

Мы посадим с левой стороны парка

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке.

(Шиповник.)

Найдите в нижней части парка?

Давайте внимательно посмотрим и найдем еще 2 кустарника (малина, жасмин). Какой куст посадим справа? А какой куст в нижней части парка?

Какой красивый парк. Очень понравился нашей Кубанушке! Молодцы, ребята!

Переходим к третьему объекту исследования. Посмотрите на экран. Определите его. (ТРАВЫ)

Как вы думаете, чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

(ТРАВЫ – это низкие растения. У них один или несколько мягких стеблей.)

Возьмите в руки конверт. Поработайте в паре. Из разрезных картинок соберите объект исследования.

Узнаем, какие травы растут в нашей местности

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Лист деленый в чай кладу,

Чтобы настоялся – жду.

Для приданья аромата

Нам всегда поможет… (мята)

У кого изображение мяты?

Чуть коснешься – искусает,

Не огонь, а обжигает.

   Вкуснотища, всем на диво!

И зовут ее …(крапива)

У кого изображение крапивы?

Путник часто ранит ноги.
Вот и лекарь у дороги.

В лечении ран он отличный помощник,

Растет у дороги. Зовут….. (подорожник)

Дети, кто собрал картинку с изображением подорожника?

ФИЗМИНУТКА (деревья кустарники травы)

Береза тополь ель ромашка жасмин подорожник клен мята липа крапива

Посмотрите на задание 4 в исследовательском дневнике. Каждый  ряд  узнает о полезных свойствах трав?

МЯТА

Мята обладает целебными свойствами. Её используют при изготовлении таблеток, мазей , лечебных настоек.  Мятный чай освежает и укрепляет здоровье.

ПОДОРОЖНИК

Самое известное лечебное свойство подорожника – заживляющее. . Если приложить чистый лист подорожника к ранке, она заживет быстрее. Отвар из листьев этой травы поможет при простуде и кашле.

КРАПИВА

Крапива применяется в народной медицине. Из нее готовят лечебные чаи, отвары и настои.  Крапивой укрепляют иммунитет, лечат инфекции.

Ребята 1 ряда, расскажите, что вы узнали о мяте..

Ребята 2 ряда, что знаете о полезных свойствах подорожника?

Ребята 3 ряда, что знаете о полезных свойствах крапивы?

АПТЕЧКА

Ребята, мы узнали о полезных свойствах трав. А Кубанушка предлагает вам рецепты от простуды. (Достать из кармана у Кубанушки)

Посмотрите на задание 5 в путеводителе. Нужно внимательно слушать рецепт и помочь Кубанушке создать целебные настои. Стрелкой указать, какие лекарственные растения нужно использовать для лекарства от кашля, а какие от боли в горле.

1. Залить цветы ромашки и календулы кипятком

Настоять.

Полоскать раствором горло.

2. Листья мелиссы и мяты залить кипятком.

Настоять.

Пить при сухом кашле.

V. Закрепление знаний

Подведем итог нашей работы.  («фишбоун»). ЕЛКА

1.Какую тему исследовали на уроке? (растения Кубани) (верхушка и ствол)

2. На какие 3 группы растений рассмотрели? (деревья, кустарники, травы).

С какими деревьями мы познакомились? Какими кустами? Травами? Определите. (наклеиваю)

Ребята, посмотрите на наш родной край, который расцвел в процессе нашего урока от ваших знаний.

3. Какую пользу приносят земле и людям и животным растения?

чистый воздух

пища дом

здоровье красота

За урок выросла символическая елочка знаний. Кубанушке очень понравилась ваша работа и мне тоже.

А чего не хватает у елочки? (корни)

4. Как мы должны относиться к своей Родине и природе? (любить, беречь, охранять, защищать). КОРНИ

VI. Рефлексия

Слайд 21

- Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали и много узнали. - Предлагаю собрать яркий букет  нашего настроения для нашей Кубанушки. Если вам было интересно сегодня на уроке – возьмите розовый цветок, вы узнали что-то новое – белый, если вы захотели поделиться своими знаниями с друзьями – голубой.

VII. Домашнее задание

Используя исследовательские дневники, вы легко справитесь с домашним заданием. Рабочая тетрадь с.17-18