Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме «У теплого моря. Субтропическая зона» (с применением приёма смыслового чтения)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

    На уроке дети работали в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности, как, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_okr_mira_4_klass.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №28»

города Набережные Челны РТ

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе

по теме «У теплого моря. Субтропическая зона»

 (с применением приёма смыслового чтения)

учитель Бакирова Гульчечек Минвалеевна

Нет силы более могучей, чем знание, человек, вооруженный знанием, — непобедим.

М. Горький 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели: - осмысление цели чтения и извлечения необходимой информации из текста.

 создать условия для ознакомления учащихся с понятиями субтропическая зона и субтропики географическим положением зоны применяя приёмы смыслового чтения, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

2. Узнать богатый и разнообразный мир флоры.

3. Узнать разнообразный мир фауны.

Личностные: формирование мотивации учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).

Метапредметные:

Регулятивные:

– формирование умения рефлексии собственной деятельности,

- формирование умения работать в статичных группах и парах, подчиняться правилам работы в группе;

- продолжить работу по формированию умения определять общую цель и путь к её достижению;

- контроль и оценка результатов своих действий.

Познавательные:

– формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

- анализ с целью выделения признаков,

- синтез, как составление целого из частей,

- выбор оснований для сравнения, классификации объектов (отличать животных и растений субтропической зоны).

Коммуникативные:

- формирование умения выстраивать речевые высказывания, обосновывать и доказывать личное мнение,

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера (слушать товарища, договариваться в группе, распределять обязанности в группе);

                                                                Ход урока.

I Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок

  Начинается урок.

II  Мотивация к учебной деятельности.

  1. Проверка домашней работы. Природная зона «Пустыни».

Вставьте пропущенные слова в предложения. Прием «Закрой окно» (Дырявый текст)

  1. В России пустыни находятся _________________.
  2. В пустыне _____________________________ лето и ____________________________________________________________ зима.
  3. В пустыне осадки выпадают ____________________ .
  4. У растений пустыни

______________ листья и ________________ корни.

  1. К растениям пустыни относятся______________________________________________.
  2. К животным пустыни относятся__________________________________.
  3. Экологические проблемы пустыни________________________________.

      На уроках окружающего мира мы с вами познакомились с природными зонами нашей страны.

III. Самоопределение к деятельности. Выявление места и причины затруднения. 

Определение темы урока, задачи урока. Работа с картой. (расставление названий природных зон)

Работа с текстом.

Основные природные зоны России   

Территория России протянулась на 17,1 миллиона квадратных километров с севера на юг. Как не в одной из стран мира наша страна-это многообразие растительного и животного мира.

По климатическим условиям территория Российской Федерации делятся на определенные зоны, которые называются природными. Они отличаются друг от друга температурой воздуха, растениями, животными, обитающими на ней. Суровая зона арктических пустынь, тундра-царство мхов, лишайников и различных ягод, в лесных зонах (тайга) достаточно тепла и влаги для роста деревьев, степь- царство трав, лето в пустыне очень жаркое, поверхность земли нагревается днём до +70 градусов

-А какой природной зоне здесь не говорится?

-Наша сегодняшняя задача заключается, ребята, в чём?

-Для того, чтобы узнать эту зону, что нам нужен? (план) 

План изучения природной зоны.

1. Географическое положение природной зоны.

2. Климатические условия.

3. Растительный мир природной зоны.

4. Животный мир природной зоны.

5. Деятельность человека.

6. Экологические проблемы природной зоны.

IV. «Открытие» нового знания.

1. Сейчас, вы должны будете прочитать текст на стр.98-101

С помощью простого карандаша сделайте заметки, отвечая на пункты нашего плана.

2. Работа по вариантам (Прием осмысленное чтение)

А сейчас придумайте и запишите по 1 вопросу по своему пункту: (Прием задать вопрос)

1вариант –Географическое положение природной зоны.

2 вариант- Климатические условия.

3 вариант- Растительный мир природной зоны.

4 вариант- Животный мир природной зоны.

  5 вариант- Деятельность человека. 

В  сельском хозяйстве развито чаеводство (самые северные чайные плантации в мире),выращивается озимая пшеница ,
кукуруза, подсолнечник, табак

 Сильно субтропическое плодоводство- возделывание цитрусовыхграната,

 хурмы, инжира, виноградарство.

Развито и животноводство : тонкорунное овцеводство, разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство. Черноморское побережье Кавказа один из передовых районов страны.

Но основными источниками процветания региона, безусловно, являются морское судоходство и туризм, в том числе международный.

6 вариант- Экологические проблемы природной зоны.

Прием «Задаем простые вопросы»

- А кто из вас отдыхал на море?

- Какие в этой зоне могут быть экологические проблемы? (туризм, достопримечательности города Сочи-Дендрарий (от греч слова «дендрон»-дерево).

 Сочи- крупный порт на Чёрном море. Нефть, сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустарников, обрывает цветы, ловит жучков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди вместо того, чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

Физминутка

VI Применение новых знаний.

  1. Найдите ошибки в тексте и исправьте их простым карандашом.

    В субтропической зоне умеренно жаркое лето и холодная зима. Зимой идут дожди, а если выпадает снег, то он быстро тает. Благодаря морю и горам здесь тёплые зимы. Чёрное море за лето нагревается, зимой забирает своё тепло у воздуха. Кавказские горы защищают побережье от тёплых южных ветров.

   В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения: кипарисы, пальмы, джузгун, магнолии.

   Животный мир Черноморского побережья Кавказа тоже интересен. Здесь встречаются из насекомых: бабочки-подалирий, богомол, жук- скоробей, на берегу моря живут птицы-бакланы, степной орёл, чайки.

Правильный текст.

    В субтропической зоне умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если выпадает снег, то он быстро тает. Благодаря морю и горам здесь тёплые зимы. Чёрное море за лето нагревается, а зимой отдаёт своё тепло воздуху. Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров.

   В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения: кипарисы, пальмы, магнолии.

   Животный мир Черноморского побережья Кавказа тоже интересен. Здесь встречаются из насекомых: бабочки-подалирий, богомол, на берегу моря живут птицы-бакланы, чайки.

  1. Самостоятельная работа.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, жуки-светляки
б)
кобылки, шмели
в)
жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, крабы
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)
жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

7.  Деятельность человека в субтропической зоне:

     а) оленеводство

     б) неумеренный выпас скота

     в) туризмом

8. Экологические проблемы в субтропической зоне:

     а) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

     б) бытовой мусор, загрязнение моря, уничтожение медуз

     в) вырубка леса

VII Рефлексия. - Верные и неверные утверждения. 

Приём – игра «Верите ли вы?», или «Данетка». 

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак   «+», если верно  «-»,  если неверно  напротив каждого утверждения.

1. Зона субтропических лесов расположена на побережье Чёрного моря. (+)

      2. Зона субтропиков занимает большую территорию нашей страны. (-)

      3. Зона субтропиков расположена вблизи Уральских гор. (-)

     4. Для зоны субтропиков характерно умеренно жаркое лето и тёплая зима. (+)

     5. Растительный и животный мир субтропиков очень разнообразен. (+)

     6. На карте зону субтропиков обозначают жёлтым цветом. (-)

     7. На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. (-)

     8. В садах черноморского побережья выращивают абрикосы, персики, инжир. (+)

Проверьте, везде ли вы правильно расставили знаки? Оцените свою работу с помощью смайлика.

Подводит к оценке усвоения материала.

- Наше путешествие - исследования по природным зонам России подошло к концу.

- Скажите, отличается ли животный и растительный мир от животных и растений зоны пустынь, Арктических пустынь, степей?

- Почему он отличается? (это зависит от природных условий, от климата, от расположения данной природной зоны)

- Что удалось нам сегодня нового узнать на уроке?

- Для чего нужны нам эти знания?

- Вернемся к цели нашего урока. Удалось ли нам достичь поставленной цели?

 Какие трудности были сегодня на уроке?

VIII Итог. Приём «Синквейн» Субтропическая зона. 

- Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?

- Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?

- Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)

 IХ Домашнее задание.

стр. 98 – 101 читать, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр. 101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»

Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")

Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"

Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....

Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"

На уроке используется системно-деятельностный подход....