Почему нужно есть много овощей и фруктов
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Нестеренко Елена Леонидовна

Благодаря использованию цифрового образовательного ресурсов содержании урока, у учащихся происходит раскрытие значения знаний для практики,  применения их в жизни. Под руководством учителя в ходе  лабораторной работы «Почему нужно мыть овощи и фрукты» ученики, используя  возможности цифрового микроскопа «Kena»,делают серию интересных фотографий овощей и фруктов. В ходе обучения работы с документ-камерой «Ken-a-vision»создается видео-мультфильм «Овощи и фрукты – лучшие продукты». Коллективная работа успешно демонстрируется наинтерактивной доске «InterWrite».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos_frukty_i_ovoshchi_nesterenko_e.l.docx186.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

«Почему нужно есть много овощей и фруктов»

Окружающий мир

1 класс

УМК «Школа России»

Учебник  А. А. Плешаков. «Окружающий мир». 1 класс: учебник 2 часть;  Москва «Просвещение», 2020г.

А. А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс: рабочая тетрадь № 2;  Москва «Просвещение», 2020г.

фруктыFit3.jpg

Автор:  Нестеренко Е.Л., учитель начальных классов

2021 год

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс:1 класс

Тип урока:решение частных задач

Форма:учебный  практикум        

Структура урока: этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог.

Формирование ключевых компетенций:учебно-познавательной;  коммуникативной

Единица содержания:здоровье человека. Значение витаминов.

Примечание: благодаря использованию цифрового образовательного ресурсов содержании урока, у учащихся происходит раскрытие значения знаний для практики,  применения их в жизни.Под руководством учителя в ходе  лабораторной работы «Почему нужно мыть овощи и фрукты» ученики, используя  возможности цифрового микроскопа «Kena»,делают серию интересных фотографий овощей и фруктов. В ходе обучения работы с документ-камерой «Ken-a-vision»создается видео-мультфильм «Овощи и фрукты – лучшие продукты». Коллективная работа успешно демонстрируется наинтерактивной доске «InterWrite».

Словарная работа: слово «витамин»

Тема

Почему нужно есть много овощей и фруктов

Цель

Образовательная:формировать понятие о роли витаминов в жизнедеятельности организма.

Формировать УУД:

- Личностные: использовать знания  для сохранения и укрепления своего здоровья; организация на уроке условий, провоцирующих детское самостоятельное действие.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, бережном отношении к нему.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. Развивать логическое мышление, воображение, творчество.

- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Формировать навыки здорового образа жизни, повторить правила гигиены. Расширить и систематизировать знаний учащихся о полезных свойствах овощей и фруктов.

Планируемый результат

Предметные:

Знания: систематизация и расширение знаний  о пользе овощей  и фруктов; знакомство с  витаминами,  раскрытие  их

значение  для человека. Выяснение информации о содержании различных витаминов в продуктах питания.

Умения: проведение лабораторных исследований с использованием цифровых образовательных ресурсов. Умениесамостоятельно сделать вывод  в ходелабораторной работы «Почему нужно мыть овощи и фрукты».

Навыки: создание в сотрудничестве с учителемвидео - мультфильма «Овощи и фрукты – лучшие продукты»!

Метапредметные:

Регулятивные:воспитание потребности включения в рацион  питания больше овощей и фруктов. Умение  определять цель и задачи усвоения новых знаний в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной и практической деятельности;

Познавательные: использованиеинновационного оборудования для расширения собственных знаний о пользе витаминов для укрепления здоровья. Обучение построениюречевого высказывание в устной форме. Использовать различные формы поиска информации по теме.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной  групповой деятельности.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Здоровьесбережение; витамины.

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, информатика

Образовательные ресурсы:

- основные

- электронные

дополнительные

1. Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», 1 класс. М. Просвещение, 2021г.

2. А.А. Плешаков «Мир вокруг нас». Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса  М. Просвещение, 2021г.

Презентация «Овощи» - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/514/3.

Электронное приложение, интерактивный мультимедийный компонент УМК «Окружающий мир. 1 класс» автора А.А.Плешакова  (ОАО «Издательство Просвещение», 2021г.).

- Учебно-лабораторное оборудование:  документ-камера «Ken-a-vision»;

- Цифровой микроскоп «Kena»;

- Интерактивная доска «InterWrite»;

- ноутбуки для учащихся;

- цветные карандаши;

 - муляжи овощей и фруктов; 

- свежие овощи (морковь и огурец).

Формы работы

Методы работы

- фронтальная и индивидуальная

- частично-поисковый

Организация пространства

групповая работа, работа в парах.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ЦОР

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап I. Организационный момент (0,5 мин)

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой.

Слушают учителя.

Стремление хорошо учиться

Имеют желание учиться

Правильно идентифицировать себя с позиции школьника.

Этап II.  Актуализация знаний (3 мин)

1.Объявляет: «Внимание! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну удивительную Страну!  Название ее пока тайна. Но вместе с вами, самыми умными и любознательными первоклассниками, мы ее обязательно разгадаем».

2. Сообщает, что в этой стране живут разноцветные жители.  Они такие необычные, что когда их кто-то съедает, они  этому радуются.

3.Просит предположить, о чем пойдет речь на уроке и  какое название  у страны?

Выдвигают предположения о теме урока.

Отгадывают загадку. (Овощи и фрукты)

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему, задачи урока.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Ставят учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Учащиеся класса поделены на 3 группы. На столе каждой группы – ноутбук, цифровой микроскоп.

4.Сообщает о том, что путешествовать будем на сказочном паровозике. У каждого вагончика свой цвет!

Дети повторяют за учителем музыкальные движения. Занимают места в «вагончиках»:

1ряд - зеленый вагон

2ряд –желтый вагон

3ряд –красный вагон

Уметь двигаться под музыку

Весь класс выполняет музыкальные движения

Умение повторять музыкальные движения.

Формируют и удерживают учебную задачу.

Стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

DVD-плеер.

(«Голубой вагон»

музыка-В.Шаинский, слова-Э.Успенский)

Этап III “Изучение нового материала” (15 мин)

1.Организует работу по различию овощей и фруктов.

«Внимание!  Поезд прибыл на станцию Овощная и Фруктовая»!

2. Показывает корзину овощей и фруктов, проситдетей разобраться, где фрукты, а где овощи?

Два ученика раскладывают содержимое корзины на два подноса. (фрукты и овощи).

Анализировать:

степень правильности выполнения практического задания.

Весь класс во фронтальном режиме следит за работой одноклассников.

Различать овощи и фрукты.

Дети по ходу выполнения задания  оценивают его правильность

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

3. Просит открыть учебник на стр.54 и отметить овощи зелеными фишками, а фрукты красными.

Подсказывает всем, что для тех, у кого возникли трудности в выполнении задания на стр.89 есть правильные ответы.

4. Предлагает ученикам ответить на вопрос о том, чем отличаются фрукты и овощи?

Один ученик работает возле ноутбука с документ-камерой.

Делают заключение, что фрукты обычно выращивают в саду, овощи - в огороде. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи – нет (исключение морковь)

Работа осуществляется с целью:

- отработки приемов

понимания обучающимися отличий овощей и фруктов.

Ученики следят за выполнением на экране интерактивной доски.

Допускают существование различных точек зрения.

Проявляют интерес к новому материалу.

Выявлять отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль

ноутбук, документ-камера «Ken-a-vision», проектор и интерактивная доска.

5.Предлагает открыть стр. 36 в рабочей тетради. Сообщает, что на иллюстрации красным карандашом следует обвести  овощи и фрукты, которые не растут в нашей местности.

6. При необходимости корректирует результаты работы учеников.

7. Проводит игру «Светофор», в ходе которой детям учитель показывает фрукт или овощ. Если овощ -  хлопают, а фрукт - прыгают. Задания выполняют только те ученики, чей цвет  овоща или фрукта совпадает с цветом «вагончика».

Применение информации.

Один ученик выполняет задание  на интерактивной доске.

Выполняют физкультурную  минутку, связанную с темой урока.

Доказывать, аргументировать свою точку зрения

Все остальные обучающиеся проверяют правильность выполнения.

Класс учится воспринимать  на слух ответы других,

умение

осознанно строить речевое высказывание;

В ходе выполнения задания одним учеником на интерактивной доске остальные школьники контролируют правильность задания. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Обнаруживать отклонения от эталона.

Осуществлять взаимоконтроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя

интерактивная доска.

8.Организует выполнение задания с помощью  электронного приложения «Окружающий мир»с фиксацией внимания обучающихся  на различии овощей и фруктов. Следует соединить линией названия овощей и фруктов с картинками.

Дети соединяют, проговаривая вслух, фрукт нарисован или овощ.

Осуществлять анализ выполненной работы.

Все остальные обучающиеся проверяют правильность выполнения задания одноклассниками

Правильно отличать друг от друга фрукты и овощи. Уметь давать фруктам и овощам характеристики.

В ходе выполнения задания  осуществляют самоконтроль и контроль.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Ноутбук, интерактивная доска с маркерами.

9.Предлагает выполнить задание из рабочей тетради по группам. Объясняет, что надо раскрасить фрукты и овощи на стр. 37 в рабочей тетради. Первый ряд раскрашивает фрукты и овощи зеленого цвета, второй – желтого, а третий - красного

Дети в каждом из рядов дорисовывают свой фрукт или овощ определенного цвета.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст, рисунок).

Предлагать помощь и сотрудничество.

Умение вести устный диалог

Выполнять учебные действия.

Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

10.Учитель просит ответить на главный вопрос урока – почему нужно есть много овощей и фруктов.

Предлагает учащимся подумать о том, что значит слово «витамины».

Объявляет, что наш волшебный поезд прибыл на станцию «Витаминная».

Дети находят ответ на главный вопрос занятия в учебнике и зачитывают его. Выясняют, что витамины – жизненно необходимые питательные вещества, которые содержатся в пище и необходимы для здоровья нашего организма. Vita-  означает жизнь. Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов.

Выполнять задание – рассмотреть страницу учебника и найти ответы на вопросы.

Уметь работать самостоятельно.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Физкультминутка (2 мин.)

  1. Показывает презентацию с голосовым сопровождением «Овощи» (стихотворение Ю.Тувима «Хозяйка с базара пришла»).

Проводит физкультминутку.

Повторяют за учителем движения, подходящие под слова стихотворения Ю.Тувима.

Создавать эмоциональный настрой.

Осуществлять контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

Умение правильно двигаться.

Этап IV.  Первичное осмысление и закрепление (8-9 мин)

  1. Включает электронное приложениепо предмету «Окружающий мир» и ученики прослушивают видео-фрагмент  «Какие бывают витамины».
  2. Предлагает ученикам поработать в парах и угадать какие витамины содержаться в продуктах питания:моркови, свекле и лимоне.
  3. Организует обсуждение содержания темы, задает вопросы: какой витамин содержится в моркови? Свекле? Лимоне?

Знают названия основных групп витаминов – А, В и С.

Участвуют в беседе по теме урока.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Участвуют в обсуждении основной темы во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия

В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять самоконтроль

интерактивная доска, проектор, ноутбук.

  1. Организует выполнения задания «Компот» из рабочей тетради с целью полного понимания детьми изъяснения о том, что нужно есть много овощей и фруктов, развития интереса к сохранению своего здоровья, желания правильно питаться. Объясняет детям о том, что  наши друзья Черепашка и Муравьишка  решили приготовить блюдо. В тетради надо соединить стрелками фрукты, которые берут для приготовления компота. А также овощи, чтобы сварить вкусные щи. Один ученик работает на интерактивной доске, выполняя задание на диске «Окружающий мир».
  2. Сообщает, что большое количество фруктов и овощей полезно всем людям. Зимой трудно доставать свежие фрукты, поэтому можно использовать сушеные яблоки, груши, урюк, курагу, чернослив, изюм. Можно также выпить свежеприготовленные фруктовые соки!

У интерактивной доски задание выполняют два ученика.

Обучающиеся выполняют задание  с целью:

• узнать какие витамины содержаться в компоте и щах,  формирования правильного типа ведения здорового образа жизни.

Уметь осуществлять анализ объектов, исследуемых в ходе урока.

,

Обсуждают полученные результаты в группе.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

Самоконтроль выполнения задания

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Этап V.   “Лабораторный практикум” (9 мин)

  1. Организует деление класса на 3 группы.

Рассказывает детям о том, что маленький Муравьишка узнал, как полезна морковка  и побежал скорей в огород. Да так спешил съесть вкусный овощ, что чуть не позабыл помыть его. Давайте посмотрим в микроскоп, какую морковку нес наш Муравьишка.

Учитель каждой группе дает кусочек грязной морковки и чистой. Первоклассники смотрят на кусочки овощей в цифровой микроскоп.

Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания.

Класс делится на 3 группы для обмена мнениями и проведения лабораторной работы. Командир каждой группы получает тарелку с нарезанными овощами.

Выполняют практическую работу: под микроскопом рассматривают кусочки овощей.

Уметь:

• структурировать знания;

• выделять существенную информацию из практической работы;

строить рассуждения в форме связи простых суждений о пользе овощей и фруктов и правилах гигиены.

Озвучивают последовательность развития сюжета:

а) с опорой на рисунки;

б) с опорой на текст в учебнике.

Строить монологическое высказывание

Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он знает и видит, а что нет.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

Обнаруживать отклонения от эталона.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

Цифровой микроскоп «Kena», ноутбук, проектор.

  1. Организует обсуждение результатов практической работы. Предлагает сделать вывод ученикам о том, как навсегда можно избавиться от Злючки-Грязнючки? (мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи).

Участвуют в беседе по обсуждению личной гигиены человека.

Смотрят в микроскоп свои руки. Делают фотографии.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

По вызову учителя озвучивают перечень основных правил поведения людей  при употреблении пищи.

Строить монологическое высказывание

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Остальные обучающиеся по ходу ответов оценивают правильность выполнения правил гигиены рук.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Обнаруживать отклонения от эталона.

Осуществлять взаимоконтроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Цифровой микроскоп

  1. Объявляет, что наша новая станция носит название «Чистота». Настал момент, когда дети узнали название всех четырех станций волшебной страны. (Овощная, Фруктовая, Витаминная и Чистота)

Учащимся предлагается ответить на вопрос о том, как же называется страна?(ЗДОРОВЬЕ)

Анализируют ответы названия страны.

Согласуют между собой:

названия станций и название страны.

Делают обобщающий вывод о том, почему нужно есть много овощей и фруктов.

Осуществлять анализ названий станций с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

В группах-пятерках кооперируют усилия по решению учебной задачи

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Обнаруживать отклонения и отличия от эталона

  1. За отличную работу на уроке учитель раздает детям картинки овощей и фруктов. Обучающиеся раскрашивают их яркими цветами и кладут на общий лист с надписью «Овощи-фрукты – лучшие продукты».
  2. Педагог благодаря возможностям документ-камеры соединяет по порядку картинки, делая запись их передвижений. На экране получается интересныйвидео-мультик, сделанный из воедино собранных детских рисунков.  

Раскрашивают картинки

Раскладывают рисунки перед документ-камерой

Извлечение необходимой информации из работы

Анализируют работу

Расширить свою познавательную сферу

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Документ-камера, проектор, интерактивная доска.

Этап«Рефлексия учебной деятельности на уроке» (2 мин)

1. Проводит беседу по вопросам:

- Почему нужно есть много овощей и фруктов?

- Почему нужно мыть фрукты и овощи?

- Что такое витамины?

Участвуют в беседе по обсуждению вопроса «Почему нужно есть много овощей и фруктов».

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Обосновывать свое мнение

Делается общий вывод о том, почему нужно есть много овощей и фруктов.

Строить высказывания, понятные для партнеров.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Прослушивают ответы учащихся 1-ого класса.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Чиндилова О.В.   Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова
    // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.

  1. Шакина Г.В.   Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова
    // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.

Приложение

Приложение 1. Физкультминутка   (выполнить упражнение по тексту под презентацию с голосовым сопровождением)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

92353804h1b9pmihhexntbxxpka8mpfbd2ubyyi3_2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1.Систематизировать и расширить знания о овощах и фруктах.2.Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека3.Повторить правила гигиены....

Урок по окружающему миру"Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?" 1 класс.Программа"Школа 2100"

Для развития интереса к окружающему миру и познанию самого себя, применения своих знаний на деле важно раскрыть значение витаминов и соблюдения личной гигиены для здоровья организма. Данная работ помо...

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Усвоить что овощи и фрукты надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов...

Конспект урока окружающего мира: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Урок  окружающего мира к УМК "Школа России" (А.А.Плешаков) составлен с использованием технологии "зигзаг" (развитие критического мышления при чтении и письме). Работая в группах, взаимообучая дру...

Презентация к уроку: Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

Презентация составлена к уроку окружающего мира: Почему нужно есть много овощей и фруктов?  к УМК "Школа России", 1 класс....

«Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?».

Урок ознакомления с окружающим миром с применением ИКТ 1 класс...

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Ознакомить обучающихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма; что происходит с пищей в организме, для чего надо есть, как есть правильно; фор...