Рабочая программа кружка "Окружающий мир/Экология"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Хабибуллина Людмила Михайловна

Рабочая  программа внеурочной деятельности в начальной школе "Окружающий мир/Экология" для 3 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okr_mir_ekologiya.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора по ВР

______________ Гурова Е.В.

31 августа 2020 года

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №4

имени Виктора Владимировича Шитика станицы Атаманской

Календарно-тематическое  планирование

По    кружку  «Окружающий мир/Экология»

Класс  3  «А»

Учитель : Хабибуллина Людмила Михайловна

Количество часов: всего 17

Планирование составлено на основе авторской   программы по окружающему миру. «Школа России». Программы по учебным предметам авторов : А.А. Плешаков, Москва. «Просвещение», 2014 г. муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4, протокол №1. от 28.08.2020 года. 

Пояснительная записка

Данная рабочая  программа внеурочной деятельности в начальной школе "Окружающий мир/Экология" для 3 класса составлена на основе:

  • примерной программы  начального образования по окружающему миру: Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А.А.Плешаков.- М.: Просвещение, 2014.
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  •  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Главная задача начальной школы – помочь обучающемуся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.

Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека.

Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты. Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Основными методами обучения являются методы наблюдений, анализ, синтез и т.д., ролевые и дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экознаков.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Результатом работы кружка  «Окружающий мир/ Экология» будет ценностное отношение к природе, первоначальный опыт эстетического, эмоционально – нравственного отношения к природе, элементарные знания о традициях нравственно –этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, по месту жительства; личный опыт участия в экологических акциях и проектах.

Место курса в учебном плане или плане внеурочной деятельности

На изучение курса «Окружающий мир/Экология» в начальной школе в 3 классе выделяется 17 часов. (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).

        Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир/Экология»

Программа «Окружающий мир/ Экология» также ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи.
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

– называть характерные признаки времен года;

– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

– ухаживать и размножать комнатные растения;

– интерес к познанию мира природы;

– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

– осознание места и роли человека в биосфере;

– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

   Программа рассчитана на 17 часов – 0,5 часа в неделю.

Содержание курса внеурочной деятельности (17ч.)

Введение. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Экологические связи неживой и живой природы.

 Живое в природе. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Кто улетит, а кто останется? Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Растения рядом. Растение – живой организм. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Лекарственные растения. Растения – сорняки и вредители здоровья человека.  Викторина «Зелёный мир вокруг нас». Разнообразие животных. Проект «Разнообразие животных и растений родного края». Следы на снегу. Зимовье зверей. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические организмы. Правила поведения в природе.

Неживое в природе. Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! Почва. Состав и свойства почвы. Берегите воздух! Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе.

Заключение. Обобщение проделанной экологической работы за год.

Условия реализации Программы

Для реализации Программы необходимо:

  • Мотивационная готовность учащихся к работе
  • Организация планомерных, систематических занятий с учащимися
  • Условия для проведения занятий
  • Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.
  • Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.

Материально-техническое методическое обеспечение процесса

Оборудование: таблицы, предметные картинки с изображением растений, животных, птиц; комнатные растения; виды дорожных знаков; индивидуальные торфяные горшочки для посадки семян, почвогрунт, семена (гороха, фасоли), луковицы; градусник для измерения температуры воды, Красная книга; CD с записью голосов птиц и животных, микроскоп, измерительный модуль “Температура”, коллекция “Виды почв”, географические карты.

Календарно – тематическое планирование 3 класс

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Даты проведения

всего

        аудит.

внеаудит.

план

факт

ВВЕДЕНИЕ

2

1

Что такое окружающая среда и окружающая природа?

0,5

2

Экологические связи неживой и живой природы

0,5

ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ

21

3

Живая природа.

0,5

4

Приспособленность видов к условиям жизни.

0,5

5

Кто улетит, а кто останется?

0,5

6

Вода и жизнь

0,5

7

Воздух и жизнь.

0,5

8

Роль ветра в жизни растений и животных.

0,5

9

Растения рядом.

0,5

10

Растение – живой организм

0,5

11

Размножение комнатных растений

0,5

12

Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения.

0,5

13

Хвойные и лиственные растения

0,5

14

Дикорастущие растения и культурные растения.

0,5

15

Лекарственные растения

0,5

16

Растения – сорняки и вредители здоровья человека.

0,5

17

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

0,5

18

Разнообразие животных.

0,5

19

Проект «Разнообразие животных и растений родного края»

0,5

20

Следы на снегу. Зимовье зверей

0,5

21

Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

0,5

22

Микроскопические организмы

0,5

23

Правила поведения в природе

0,5

НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ

10

24

Неживая природа

0,5

25

Солнце – источник тепла и света

0,5

26

Вода, её признаки и свойства

0,5

27

Берегите воду!

0,5

28

Почва. Состав и свойства почвы.

0,5

29

Берегите воздух!

0,5

30

Погода. Климат

0,5

31

Прогноз погоды

0,5

32

Предсказание погоды по народным приметам.

0,5

33

Времена года в неживой природе.

0,5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1

34

Обобщение проделанной экологической работы за год

0,5

Итого

34

15

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

для обучающихся 1 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

Рабочая программа по спецкурсу "Экология моего пространства" для 3 класса

Программа адаптационного периода  по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающи...

Рабочая программа факультативного курса "Экология родного края. Морянка"

Рабочая программа по факультативному  курсу  «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1....

Рабочая программа кружка «Юные экологи»

Программа рассчитана на детей  8-9 лет....

Рабочая программа кружка «Юный эколог»

Пояснительная запискаДля групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка «Юный   эколог» отраж...