Рабочая программа факультативного курса "Экология родного края. Морянка"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по факультативному курсу «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.
2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.
3. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов.
Авторы: И.Э.Гмырина, Л.В.Большакова, О.В.Макарова, О.В.Яговкина.
Архангельск.: АОИППК, 2010г.
4. Программы экологического обучения и воспитания младших школьников.
Архангельск, 1995.
Рабочая программа по окружающему миру соответствует учебному плану школы во 2, 3, 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 434.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.
- Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов.
Авторы: И.Э.Гмырина, Л.В.Большакова, О.В.Макарова, О.В.Яговкина.
Архангельск.: АОИППК, 2010г.
4. Программы экологического обучения и воспитания младших школьников.
Архангельск, 1995.
Рабочая программа по окружающему миру соответствует учебному плану школы во 2, 3, 4 классах.
Общая характеристика факультативного курса
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Выпускник начальной школы должен соблюдать определённые правила образа жизни. Курс программы по экологии родного края и программы краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента Архангельской области федерального государственного стандарта общего образования с учетом действующих в начальной школе программ. Содержание программы по экологии родного края и «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Культурное ядро программы составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.
Основная идея - конкретизировать содержание федерального компонента с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.
Цели изучения курса
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
- содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
Задачи изучения курса:
- формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
- формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
1 год обучения.
- формирование представлений о природной и социальной среде жизнедеятельности организма;
- воспитание элементарной экологической культуры;
--воспитание элементарной экологической культуры
2 год обучения.
- расширение знаний детей и формирование начальных представлений о жизни природных сообществ;
- формирование практических умений по наблюдению разнообразных природных явлений, навыка работы с живым природным материалом.
3 год обучения.
- осознание взаимосвязей человека и природы
- формирование практических умений по наблюдению разнообразных природных явлений, навыка работы с живым природным материалом
Описание места факультативного курса «Экология родного края. Морянка»
в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно базисному плану школы на изучение курса «Экология родного края» во 2 - 4 классах начальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на 102 ч: 2, 3 и 4 классы — по 34часа
(34 учебные недели). В курсе «Экология родного края» интегрировано изучается курс «Морянка» по 17 часов в год . За период обучения в начальной школе -51 час.
Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса
1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
2. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
3. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
4. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
5. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения факультативного курса «Экология родного края. Морянка»
Личностными результатами изучения курса во 2 классе являются:
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются следующие действия:
Регулятивные УУД:
-определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-учиться планировать учебную деятельность.
-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).
-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-добывать новые знания: находить необходимую информацию.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-выразительно читать и пересказывать текст.
-вступать в беседу на занятии и в жизни.
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Экология родного края. Морянка» во 2 классе является формирование следующих представлений:
- название области, областного города, (села), в котором проживает.
-родственные связи в семье.
-малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички, считалки), знать 1-2 из них наизусть.
-виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье).
-фамилию, имя, отчество М.В. Ломоносова, временной период жизни (сейчас, давно, очень давно), название малой родины М.В. Ломоносова.
Личностными результатами изучения курса в 3 классе являются следующие действия:
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса в 3 классе являются следующие действия:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-читать вслух и про себя тексты учебной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Экология родного края. Морянка» в 3 классе является формирование следующих представлений:
- основные занятия членов семьи;.
- каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению.
- Северных писателей и поэтов (Ф. Абрамов, С. Писахов, Н. Рубцов).
- виды транспорта Архангельской области.
- подвижные народные игры Русского Севера (не менее 2).
- приводить примеры видов народных художественных ремесел (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье).
- соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера.
- находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере.
-называть характерные признаки сезонов года родного края.
- о любви к родному дому, об ответственности за родных и близких.
- о символике родного края.
- о древних городах и селах Архангельской области, их достопримечательностях.
- особенности северного народного костюма.
- имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3).
- названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в годы его учения.
- географическое положение Архангельской области.
- основные водоемы родного края.
- основные виды профессий нашего края.
- объяснять значение символики Архангельской области.
- записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В. Ломоносов.
- правильно вести себя в природе.
- приводить примеры животных и растений родного края.
- соблюдать правила здорового питания.
- о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов.
- о творчестве музыкантов, художников Севера.
Личностными результатами изучения курса в 4 классе являются следующие действия:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Метапредметными результатами изучения курса в 4 классе являются следующие действия:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Экология родного края. Морянка» в 4 классе является формирование следующих представлений
-важные события в истории родного края (освоение Севера, основание Архангельска, пребывание Петра I на Севере, битва у Новодвинской крепости, участие жителей Архангельской области в Великой Отечественной войне, освоение Арктики).
- культурно-исторические центры Архангельской области.
- имена выдающихся деятелей истории, науки и культуры родного
края (не менее 5).
- основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина,
причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М.В. Ломоносова, нравственные качества, свойственные М.В. Ломоносову-человеку, ученому, гражданину России;
- нормы здорового образа жизни.
- использовать источники дополнительной информации.
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры родного края.
- рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине.
- о содружестве жителей Архангельской области и стран Баренцева и Евро-Арктического региона.
Содержание факультативного курса «Экология родного края. Морянка»
Содержание программы факультативного курса предполагает изучение таких тематических блоков познания окружающего мира:
- Природа - источник существования человека.
- Природа - источник творческой деятельности.
- Природа и деятельность человека.
- Предметный и природный мир.
- Духовный мир.
- Социальный мир.
Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.
В программе соблюден принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения - дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.
В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их обмен и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на деятельностной основе -через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной, ситуациях.
В программе курса представлены следующие содержательные разделы программы «Морянка»
- «Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко судьбу малой родины.
- «Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.
- «Славные поморы» — знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родину и способствует
формированию нравственного идеала поморов.
- «Мой Север, скупой чародей!» — помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины. Задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы. Понять, что природу надо любить и охранять.
- «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения программы начального образования
Инструментарий планируемых личностных результатов освоения программы начального образования:
1. Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение,2008.)
2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003.
3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик» - О.А. Орехова, пиктографический тест «Школа» - Баркан А.И. ,Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е. Егжаковой (в 1-х классах),
4.Методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. ( 4 класс)
5. Социометрия Дж. Морена.
6. Цветовой тест отношений (изучение эмоционально-психологического климата в коллективе) Эткинд
Методы оценки: фронтальный (устный, письменный) опрос, индивидуальная беседа, анкетирование, возрастно-психологическое консультирование.
Инструментарий планируемых метапредметных и предметных результатов освоения программы начального образования:
- наблюдение за деятельностью детей в быту, природе, школе.
- анкетирование обучающихся, их родителей.
- продуктивная деятельность детей.
Формы и критерии оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в процессе освоения программы начального образования
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Методы оценки: фронтальный устный, письменный опрос, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Критерии оценки планируемых предметных, метапредметных результатов
Курс безотметочный. Допускается лишь словесная объяснительная оценка:
-недостаточная предметная подготовка;
-подготовка соответствует требованиям стандарта, ученики способны принимать знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-подготовка соответствует требованиям стандарта, обучающиеся демонстрируют способность
выполнять задания повышенного уровня
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Экология родного края. Морянка»
Информационно-методическое обеспечение
1. Экология обучения и воспитания младших школьников. Колбасенко М.Н. /Архангельск: 1995.
2.. Экология обучения и воспитания младших школьников. Методические рекомендации по планированию и содержанию учебного материала. Колбасенко М.Н / Архангельск: 1995
3. Программа по краеведению «Морянка» для 2 – 4 классов. Гмырина М.Н., Большакова Л.В., Полякова И.Ф. А. /АО ИППК РО, 2011.
3. «Уроки экологии в начальной школе». Е.А. Сорокоумова. /М: 2007.
4. Азбука развлечений «Экология – предмет интересно или нет», С – Петербург, 2001.
5.Книга для чтения «Морянка». Большакова Л.В, Голышева В.В., Полякова И.Ф. Архангельск: 2012.
6. Рабочая тетрадь «Морянка» Полякова И.Ф., Богданова И.В., Большакова Л.В./ Архангельск: 2013.
7. Словарь – справочник для учащихся 2 – 4 классов. Антипина Л.Ю., Бородкина Ю.А., Михайленко Е.В./АО ИППК РО 2011.
Материально-техническое обеспечение
- Мультимедиа проектор.
- Многофункциональное устройство.
- Мебель для обучающихся.
- Маркер-меловая доска.
- Интерактивная доска.
- Ноутбук.
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Экология родного края. Морянка»
2 класс (34ч)
РСМ (17ч)
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Предметные | Метапредметные, личностные | ||
1 | Введение. Что изучает экология. | Экология. Загрязнение окружающей среды. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
2 | Мой дом и двор. Северная изба. Всякому мила своя сторона. Я рисую любимый город (село). РСМ | Особенности северной избы. История села, города. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
3 | Экология ближайшего окружения моего дома, школы. Забота о чистоте дома. Наш Северный край. Где мы живём. РСМ | Дом, школа. Правила гигиены в школе и дома. Край наш северный. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
4 | Зелёные насаждения. Всякому дню забота своя. Природные часы, календарь и компас. Поморский календарь. РСМ | Зелёные насаждения. Характерные признаки времён года, смены дня и ночи. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
5 | Зелёные насаждения. Времена года на Севере. Осень в произведениях писателей, поэтов и художников Севера. РСМ | Зелёные насаждения. Характерные признаки времён года, смены дня и ночи. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
6 | Дорога из дома в школу. Путь- дорога. Дороги моего края. РСМ | Виды транспорта. Правила безопасного поведения на улицах села, города. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
7 | Дорога из дома в школу. Времена года на Севере. Сезонные изменения в Архангельской области. РСМ | Виды транспорта. Правила безопасного поведения на улицах села, города. Характерные признаки времён года | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). |
8 | Мой будущий дом. | Особенности дома. Условия для комфортного проживания. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
9 | Какая моя квартира (дом). | Особенности дома. Условия для комфортного проживания. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
10 | Кто живёт в квартире (доме). Родной очаг. Наша дружная семья. Семейные традиции и праздники. День рождения. РСМ | Родственные связи в семье. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
11 | Кто живёт в квартире (доме). Родной очаг. Наша дружная семья. Семейные традиции и праздники. День рождения. РСМ | Родственные связи в семье. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). |
12 | Комнатные растения. Животные в доме. | Растения и животные дома. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
13 | Животные и растения нашего края. РСМ | Растения и животные родного края, Архангельской области. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
14 | Бытовые приборы. | Правила безопасного поведения в быту. Назначение бытовых приборов. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
15 | Наша одежда и обувь. | Как появилась одежа, обувь. Их значение в жизни человека. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). |
16 | Природа в нашем доме. Животные и растения нашего края. РСМ | Растения и животные родного края, Архангельской области. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
17 | Маленький огород на подоконнике. | Культурные растения. Правила домашнего растениеводства. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст. |
18 | Маленький огород на подоконнике. | Культурные растения. Правила домашнего растениеводства. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
19 | Вода в моём доме. | Как появляется вода в доме. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
20 | Вода и здоровье человека. | Значение воды для жизни человека. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
21 | Вода и человек. Наш Северный край. Реки, моря, озёра. РСМ | Водоёмы родного края. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
22 | Краски и звуки зимы за окном. | Особенности зимнего времени года. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
23 | Времена года на Севере. Зима. РСМ | Особенности зимнего времени года на Севере (продолжительность, климатические условия). | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
24 | Воздух в моей квартире. | Значение воздуха для жизнедеятельности человека. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
25 | Воздух и дыхание человека. | Значение воздуха для жизнедеятельности человека. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст. |
26 | Свет и тепло в моём доме. | Как появились свет и тепло. Правила бережного отношения. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
27 | Как я вижу. | Глаза. Особенности восприятия окружающего мира. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
28 | Источники света и тепла. Времена года на Севере. Смена времён года. Погода и климат. РСМ | Особенности климата на Севере. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
29 | Откуда приходят свет и тепло. Времена года на Севере. Смена времён года. Погода и климат. РСМ | Особенности климата на Севере. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
30 | Свет и тепло в старинном северном доме. | Уклад жизни в старину. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты). Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
31 | Телевизор в моём доме. | Устройство телевизора. Правила поведения в быту. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
32 | Как жить в своём доме в ладу и согласии. Людям на потешение, всему свету на удивление. РСМ | Правила мирного сосуществования. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. |
33 | Людям на потешение, всему свету на удивление. Народные промыслы Архангельской области. РСМ | Народные промыслы Архангельской области. Каргопольская игрушка, козули, лоскутное шитьё. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочник, словарь, простейшие приборы и инструменты).Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
34 | Мальчик из Холмогор. РСМ | Детские и юношеские годы М.В.Ломоносова. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Экология родного края. Морянка»
3 класс (34ч)
РСМ (17ч)
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Предметные | Метапредметные, личностные | ||
1 | Экскурсия в лес, парк. ТБ Картины родной природы. РСМ | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
2 | Вот она какая родина моя. Север синий на краю России. РСМ | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
3 | Изучаем родное село. Реки, озёра. Охрана водоёмов. РСМ | Знать водоёмы своего края. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
4 | Изучаем водоёмы Архангельской области. Охрана водоёмов. РСМ | Знать водоёмы своего края, правила поведения на водоёмах. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
5 | Мой Север, скупой чародей! РСМ | Знать писателей, поэтов Севера. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
6 | Лесные богатства нашего края. | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
7 | Воздух. Значение его чистоты для жизни организмов. | Знать значение воздуха для жизни организмов | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
8 | Царство почвы-уникальный мир природы. | Виды почв, значение для человека. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
9 | Экология в нашем доме. Как рукодельница семью одевала. РСМ | Основные занятия членов семьи | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
10 | Экомир моей семьи. Как рукодельница семью одевала. РСМ | Основные занятия членов семьи | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
11 | Экология человека. Здоровью нет цены. | Знания о ЗОЖ, правильном питании, двигательном режиме. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
12 | Они любили свою землю. М.В. Ломоносов- путь в науку. РСМ | Иметь представления, каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
13 | Они любили свою землю. М.В. Ломоносов- путь в науку. РСМ | Иметь представления, каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
14 | Путешествие по городам Архангельской области. РСМ | Города Архангельской области. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
15 | Древние города и сёла Севера. Холмогоры, Нёнокса, Вавчуга. РСМ | Города Архангельской области. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
16 | Экскурсия на водоём, в лес. ТБ Зимние наблюдения за окружающим миром. РСМ | Называть характерные признаки сезонов года родного края | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
17 | Описание зимней природы в знаковой системе. | Называть характерные признаки сезонов года родного края | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
18 | Учимся распознавать знаковые системы. | Знания о знаковых системах, их использовании в жизни. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
19 | Игра «Метеорологи». | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края. Знания о знаковых системах, их использовании в жизни. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
20 | Экологическая безопасность. | Правильно вести себя в природе. Правила безопасного поведения. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
21 | Защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. | Правильно вести себя в природе. Правила безопасного поведения. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
22 | Неблагоприятные природные факторы. | Правильно вести себя в природе. Правила безопасного поведения. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
23 | Практическое занятие «Охранять природу-значит охранять Родину!» | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
24 | Красная книга Архангельской области. РСМ | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
25 | Проект «Красная книга Архангельской области». РСМ | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
26 | Защита проектов. Красная книга Архангельской области. РСМ | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
27 | Природоохранная деятельность. | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
28 | Природоохранная деятельность в Архангельской области. РСМ | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |
29 | Заповедники. | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
30 | Заповедники Архангельской области. РСМ | Растения и животные Архангельской области, занесённые в Красную книгу. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
31 | Проект «Земля — планета жизни». | Значение жизни на Земле. Связь человека с природой. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
32 | Защита проектов. Земля - планета жизни. | Значение жизни на Земле. Связь человека с природой. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
33 | Экологический десант «Зелёный наряд для школьного двора» | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
34 | Экологический десант «Зелёный наряд для школьного двора» | Правильно вести себя в природе. Приводить примеры животных и растений родного края | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Экология родного края. Морянка»
4 класс (34ч)
РСМ (17ч)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-109394-1670764372.jpg)
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-122117-1350115611.jpg)
Рабочая программа кружка "Мой родной край"
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/23/picture-208235-1400868378.jpg)
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363019-1386486557.jpg)
рабочая программа по литературе родного края
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/15/picture-1058008-1537009652.png)
Рабочая программа курса «Азбука родного края»
Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....