Разнообразие веществ.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разнообразие веществ 21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разнообразие веществ.

Тип: изучение нового материала.

Цели:

- определение понятия вещества и его свойства;

- формирование представлений о многообразии веществ в окружающем мире;

- знакомство со свойствами веществ применяемых в быту.

Задачи:

- Дать представление о многообразии веществ в окружающем мире.

- Уточнить представления о наиболее распространенных в быту веществах (соль, сахар, крахмал, кислота).

Планируемые результаты

Предметные

- Характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

- Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания.

- Различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Метапредметные

- Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке.

- Использовать лабораторное оборудование.

- Фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы).

- Работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником.

Личностные

- Иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира.

- Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

Межпредметные связи:

Ресурсы урока: учебник, 3 класс, часть 1, рабочая тетрадь, 3 класс, часть 1, электронное приложение, сахар (желательно мелкий или сахарная пудра), соль (крупная), крахмал, мука, уксус, вода (желательно в прозрачных пластиковых или стеклянных емкостях); оборудование для проведения опытов (настойка йода, пипетка, половинки картофельных клубней, яблока, белый и черный хлеб) для каждой группы.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Актуализация необходимых знаний

- Организует повторение изученного материала: тест с. 10-11 (Плешаков А. А., Указ. соч.), вопросы в учебнике.

- Спрашивает, зачем нам нужны знания о телах, веществах, частицах; где мы их можем использовать.

- Помогает сформулировать учебную задачу урока

- Повторяют изученный материал, осуществляют самооценку своих достижений.

- Высказывают предположения, определяют личностный смысл изучения темы, фиксируют затруднение.

- Определяют учебную задачу урока, читают ее в учебнике.

2. Мотивация познавательной деятельности

- Сообщает о том, что изучением веществ занимается наука химия. Демонстрирует видеоролик из электронного приложения (или слайды с фотографиями). Сообщает, что исследования химиков помогают не только в медицине, фармацевтике, промышленности, но и в повседневной жизни.

- Создает проблемную ситуацию: «Одна хозяйка приносила домой из магазина различные продукты и перекладывала их для хранения в красивые баночки (демонстрирует). Но вот беда! Когда она захотела испечь торт, не смогла разобраться, какие из этих продуктов ей понадобятся... Почему?»

- Сообщает, что в баночках содержатся сахар, соль, крахмал, мука, уксус, вода. Предлагает учащимся придумать, как различить эти вещества (записывает на доске).

- Спрашивает, на что мы будем опираться, различая вещества (свойства).

Смотрят видеоролик

Слушают рассказы учителя, рассматривают емкости с продуктами.

Высказывают предположения.

Предлагают способы решения проблемы не проверяя на практике.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Организация познавательной деятельности

- Организует работу в группах с текстом учебника (с. 41-44): чтение текста по частям, выполнение заданий (по алгоритму).

* Если учащиеся не готовы к самостоятельной работе в группах, эту работу можно провести фронтально под руководством учителя.

- Организует самостоятельную работу с заданием 1 рабочей тетради: заполнить таблицу с помощью учебника

- Работают в группах, используя карточку с алгоритмом работы (см. дополнительный материал к уроку): читают текст, отвечают на вопросы, характеризуют вещество по плану, выполняют практическую работу.

- Работают самостоятельно: анализируют таблицу, заполняют ее с помощью учебника, осуществляют взаимопроверку в парах.

4. Подведение итогов

- Возвращается к проблемной ситуации, описанной в начале урока. Предлагает прочитать, обсудить и откорректировать способы определения веществ, предложенные ранее.

* Следует обратить особое внимание на то, что способ «попробовать на вкус» является опасным, когда речь идет о химических веществах, поэтому использовать его можно только тогда, когда надо различить вещества, которые тебе хорошо известны (например, соль и сахар).

* Воду и уксус можно различить по запаху. При этом учитель должен показать учащимся, как правильно нюхать вещества.

- Читают способы различения веществ, предложенные в начале урока, выбирают оптимальные способы, дополняют изученными на уроке.

- Коллективно различают вещества: по запаху воду и уксус, с помощью опыта с йодом – крахмал, по внешнему виду и (в случае необходимости) по вкусу соль и сахар, муку.

- Спрашивает, какие из этих веществ могут использоваться при изготовлении торта.

- Возвращается к вопросу «Зачем нам нужно изучать вещества?»

- Помогает определить домашнее задание: ответить на вопросы и задания на с. 45 учебника, задания 2 на с. 44, задание 2, 3 рабочей тетради

- Соотносят изученный материал и субъектный опыт.

- Делают вывод.

- Определяют домашнее задание.

Дополнительный материал к уроку:

Карточка для работы в группе

  1.  Прочитайте первый абзац текста. Как называется наука, изучающая вещества?
  2.  Прочитайте часть текста про соль. Охарактеризуйте устно соль по плану:
  •  Название вещества.
  •  Внешние признаки.
  •  Главные свойства.
  •  Где встречается в природе.
  •  Как используется человеком.
  1.  Прочитайте часть текста про сахар. Охарактеризуйте сахар по плану.
  2.  Прочитайте часть текста про крахмал. Охарактеризуйте крахмал по плану.
  3.  Выполните практическую работу, описанную в учебнике. Результаты опишите в задании 4 рабочей тетради.

Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. М. : окружающий мир. Тесты. – М. Просвещение

Дополнительные творческие задания: задание 3 с. 17 рабочей тетради

Самоанализ урока

Достижения

Затруднения

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест по окружающему миру «Разнообразие веществ».

Даный тест поможет быстро и эффективно проверить знания учащихся по теме "Разнообразие веществ". Тесты составлены по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие веществ".

Разработка урока окружающего мира по теме "Разнообразие веществ" для 3 класса составлена на основе учебника А.А Плешакова  УМК "Школа России". Добавлена презентация из 25 слайдов....

Разнообразие веществ.

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе....

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»...

Паспорт проекта Разнообразие веществ «Тайны минеральных веществ»

Паспорт проекта на тему "разнообразие веществ" для 3 класса по учебнику А.А. Плешаков  3 класс 1 часть....