Разнообразие веществ.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разнообразие веществ 21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разнообразие веществ.

Тип: изучение нового материала.

Цели:

- определение понятия вещества и его свойства;

- формирование представлений о многообразии веществ в окружающем мире;

- знакомство со свойствами веществ применяемых в быту.

Задачи:

- Дать представление о многообразии веществ в окружающем мире.

- Уточнить представления о наиболее распространенных в быту веществах (соль, сахар, крахмал, кислота).

Планируемые результаты

Предметные

- Характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

- Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания.

- Различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Метапредметные

- Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке.

- Использовать лабораторное оборудование.

- Фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы).

- Работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником.

Личностные

- Иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира.

- Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

Межпредметные связи:

Ресурсы урока: учебник, 3 класс, часть 1, рабочая тетрадь, 3 класс, часть 1, электронное приложение, сахар (желательно мелкий или сахарная пудра), соль (крупная), крахмал, мука, уксус, вода (желательно в прозрачных пластиковых или стеклянных емкостях); оборудование для проведения опытов (настойка йода, пипетка, половинки картофельных клубней, яблока, белый и черный хлеб) для каждой группы.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Актуализация необходимых знаний

- Организует повторение изученного материала: тест с. 10-11 (Плешаков А. А., Указ. соч.), вопросы в учебнике.

- Спрашивает, зачем нам нужны знания о телах, веществах, частицах; где мы их можем использовать.

- Помогает сформулировать учебную задачу урока

- Повторяют изученный материал, осуществляют самооценку своих достижений.

- Высказывают предположения, определяют личностный смысл изучения темы, фиксируют затруднение.

- Определяют учебную задачу урока, читают ее в учебнике.

2. Мотивация познавательной деятельности

- Сообщает о том, что изучением веществ занимается наука химия. Демонстрирует видеоролик из электронного приложения (или слайды с фотографиями). Сообщает, что исследования химиков помогают не только в медицине, фармацевтике, промышленности, но и в повседневной жизни.

- Создает проблемную ситуацию: «Одна хозяйка приносила домой из магазина различные продукты и перекладывала их для хранения в красивые баночки (демонстрирует). Но вот беда! Когда она захотела испечь торт, не смогла разобраться, какие из этих продуктов ей понадобятся... Почему?»

- Сообщает, что в баночках содержатся сахар, соль, крахмал, мука, уксус, вода. Предлагает учащимся придумать, как различить эти вещества (записывает на доске).

- Спрашивает, на что мы будем опираться, различая вещества (свойства).

Смотрят видеоролик

Слушают рассказы учителя, рассматривают емкости с продуктами.

Высказывают предположения.

Предлагают способы решения проблемы не проверяя на практике.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Организация познавательной деятельности

- Организует работу в группах с текстом учебника (с. 41-44): чтение текста по частям, выполнение заданий (по алгоритму).

* Если учащиеся не готовы к самостоятельной работе в группах, эту работу можно провести фронтально под руководством учителя.

- Организует самостоятельную работу с заданием 1 рабочей тетради: заполнить таблицу с помощью учебника

- Работают в группах, используя карточку с алгоритмом работы (см. дополнительный материал к уроку): читают текст, отвечают на вопросы, характеризуют вещество по плану, выполняют практическую работу.

- Работают самостоятельно: анализируют таблицу, заполняют ее с помощью учебника, осуществляют взаимопроверку в парах.

4. Подведение итогов

- Возвращается к проблемной ситуации, описанной в начале урока. Предлагает прочитать, обсудить и откорректировать способы определения веществ, предложенные ранее.

* Следует обратить особое внимание на то, что способ «попробовать на вкус» является опасным, когда речь идет о химических веществах, поэтому использовать его можно только тогда, когда надо различить вещества, которые тебе хорошо известны (например, соль и сахар).

* Воду и уксус можно различить по запаху. При этом учитель должен показать учащимся, как правильно нюхать вещества.

- Читают способы различения веществ, предложенные в начале урока, выбирают оптимальные способы, дополняют изученными на уроке.

- Коллективно различают вещества: по запаху воду и уксус, с помощью опыта с йодом – крахмал, по внешнему виду и (в случае необходимости) по вкусу соль и сахар, муку.

- Спрашивает, какие из этих веществ могут использоваться при изготовлении торта.

- Возвращается к вопросу «Зачем нам нужно изучать вещества?»

- Помогает определить домашнее задание: ответить на вопросы и задания на с. 45 учебника, задания 2 на с. 44, задание 2, 3 рабочей тетради

- Соотносят изученный материал и субъектный опыт.

- Делают вывод.

- Определяют домашнее задание.

Дополнительный материал к уроку:

Карточка для работы в группе

  1.  Прочитайте первый абзац текста. Как называется наука, изучающая вещества?
  2.  Прочитайте часть текста про соль. Охарактеризуйте устно соль по плану:
  •  Название вещества.
  •  Внешние признаки.
  •  Главные свойства.
  •  Где встречается в природе.
  •  Как используется человеком.
  1.  Прочитайте часть текста про сахар. Охарактеризуйте сахар по плану.
  2.  Прочитайте часть текста про крахмал. Охарактеризуйте крахмал по плану.
  3.  Выполните практическую работу, описанную в учебнике. Результаты опишите в задании 4 рабочей тетради.

Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. М. : окружающий мир. Тесты. – М. Просвещение

Дополнительные творческие задания: задание 3 с. 17 рабочей тетради

Самоанализ урока

Достижения

Затруднения

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест по окружающему миру «Разнообразие веществ».

Даный тест поможет быстро и эффективно проверить знания учащихся по теме "Разнообразие веществ". Тесты составлены по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие веществ".

Разработка урока окружающего мира по теме "Разнообразие веществ" для 3 класса составлена на основе учебника А.А Плешакова  УМК "Школа России". Добавлена презентация из 25 слайдов....

Разнообразие веществ.

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе....

Разнообразие веществ

Тест на тему "Разнообразие веществ" по окружающему миру 3 класс,УМК "Школа России"....

Тест, окружающий мир, 3 класс - разнообразие веществ

Материал  содержит тестовые задания на указанную тему...

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...