Конспект урока Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Пономарева Яна Владимировна

Конспект урока Красная книга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 35.22 КБ
Файл анализ урока37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Красная книга»

Цели:  узнать, что такое Красная книга?  Выявить  причины исчезновения растений и животных? Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи. Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, интерес к чтению дополнительной литературы о растениях и животных.

Задачи: познакомиться с некоторыми  растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. Обсудить наше участие в сохранении растений и животных. Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные

Умение:

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.

Предметные:

расширить знания обучающихся о Красной книге, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России; раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, краеведение, музыка.

Оборудование:

Персональный компьютер, презентация «Красная книга», интерактивная доска.

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Окружающий мир», демонстрационный и  раздаточный материал, сигнальные карточки, цветные карандаши.

 

        ХОД УРОКА:

I Организационный момент. Слайд 1(фон)

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем

Урок окружающего мира начнём.

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие. А в какую страну, вы узнаете позже.

II Актуализация знаний.

  1.  Беседа.

 - Я предлагаю вам вспомнить, о ком мы говорили с вами на прошлом уроке? (Мы говорили о кошках и собаках)

- К сегодняшнему уроку вы принесли фотографии своих домашних питомцев.

- Давайте послушаем Ваню, что он нам расскажет о своем питомце.

- А вот про следующего своего питомца нам расскажет Женя.

- Ребята, какие породы собак вы знаете?

- А какие породы кошек вам известны?

-Какие правила мы должны соблюдать, если у нас есть домашние животные?

( Кормить, купать, выгуливать, лечить)

- Самое главное правило, которое мы  должны не забывать: « Мы в ответе за тех, кого приручили!» (хором)

-Ребята, а на какие две группы  можно разделить всех животных? (домашние и дикие)

- А, чем отличаются домашние животные от диких?

1.Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются домашними. 

А дикие?

2. Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами строят себе жилище, заботятся о потомстве, называются дикими.  

-Как вы думаете, люди должны заботиться только о домашних животных? (нет)

- Как можно помочь диким животным, которые живут в природе? Например, птицам?

(Надо делать кормушки, подкармливать, не разорять гнезда)

- А зверям в лесу вы можете чем-нибудь помочь? (нет)

Вы не можете, но есть люди, лесники, которые следят за сохранностью животных: они подкармливают птиц, оленей, лосей, следят, чтобы на них не охотились в период размножения.

Раньше, когда таких людей не было животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.

III Самоопределение к деятельности.

- И  вот сейчас ребята пришло время отправиться нам в страну, которая называется «Охраняйкино» (Учитель  вывешивает на доску карточку)

- Ребята, как вы думаете, почему страна имеет такое странное название (предположения учащихся).

- Жителями этой страны являются растения и животные, с которыми мы сегодня и познакомимся.

- В гости к жителям страны «Охраняйкино»  мы отправимся с вами на транспорте, а каком вы узнаете, если отгадаете загадку:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой.

- Правильно ребята, в путешествие мы отправимся на поезде. (Слайд 2)

- Ребята, мы подъехали к первой станции, а к какой отгадайте.

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

 - Что это? (книга)

1. Введение в тему урока.

  - Сегодня мы будем говорить о книге, но  не о совсем обычной книге. Цвет переплёта у этой книги  – красный.

-Кто знает, как называется такая книга? (Красная книга)

- Верно,  мы подъехали к станции «Красная книга». (Слайд 3  )

- А  вы знаете, почему книга имеет такое название и цвет?

Послушайте, что нам расскажут ребята ….

1.Красная книга – Красная!

Значит природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Если что-то попало в Красную книгу!

2.Охраняйся Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

3.Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

- Дети, а кто догадался, так какая тема нашего урока?  («Красная книга». Учитель вывешивает тему на доску).

2.Постановка проблемного вопроса.

Какую цель поставим перед нами на уроке?

-Узнать, что такое Красная книга?

-Узнаем причины исчезновения растений и животных?

-Познакомиться с некоторыми  растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.

-Обсудим наше участие в сохранении растений и животных.

IV. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

- Люди давно задумались над тем как спасти исчезающие растения. Красная книга это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о растениях и животных.

- Красная книга:

  1. Информирует нас. Из нее мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности.
  2. Она призывает изучать эти виды.
  3. Предупреждает об их исчезновении.
  4. Советует как сохранить эти виды растений и животных.

- Ребята, страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное. ( Слайд 4)

- Но самое страшное, что число записей в Красной книге из года в год растет, а запись в книге не гарантирует защиту тому или иному виду растения или животного. Бывает, что и наоборот: браконьеры, желая поживиться, начинают уничтожать охраняемые виды растений и животных.

- Ребята, продолжаем наше путешествие, и следующая станция «Цветочная» (слайд 26)

Ученик:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

- Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Давайте познакомимся с некоторыми из них. А в этом нам помогут стихи.

Но, что с ними случилось?! Все стихотворные строчки рассыпались и их невозможно прочитать. Ребята, помогите собрать стихи.

Я предлагаю поработать вам в парах и  собирать разрезанные на части четверостишия (у каждой пары свое задание).

Давайте, скорее, прочитаем, что у вас получилось.

 

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется: его задень,

И он тихонько зазвенит. (Слайд 27)

Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, темно – голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошеной травы головой качая. (Слайд 28)

Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки – васильки. (Слайд 29)

Тишина. Лишь кое- где,
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка. (Слайд 30)

Жарко солнце светит,
Грозы пронеслись,
Лилий многоцветья,
Краской взорвались. (Слайд 31)

VI. Работа по учебнику

- Ребята, найдите в учебнике на стр.88, какие еще растения занесены в Красную книгу. (Венерин башмачок, лотос, женьшень)

Найдите в учебнике сведения об этих растениях. Прочитайте (учащиеся читают вслух).

Есть ребята  в Красной книге и растения нашей Ростовской области (На доске вывешены растения РО)

Для дальнейшего путешествия давайте немного разомнемся.

V. Физкультминутка.  Цветы

Раз – два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево -

вправо над головой)

Влево качнулись - низко пригнулись. (Наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (Наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх,

раскрывают пальчики

Следующая  станция  «Меньшие братья» (Слайд 35)

- Как думаете, с кем на этой станции мы познакомимся?  

- Кого мы называем меньшими братьями? (Собак, кошек, птичек)

- Правильно, это представители животного мира.

- Найдите названия животных, занесенных в Красную книгу в следующем задании. В каждой строчке спрятались названия животных, занесенных в Красную книгу (Слайд  36).

Аволксвтигруйфрвжзгепардельфин

лошадьтыморжоаслеопарднелззубр

Далее учитель демонстрирует на экране животных, которых нашли учащиеся, и уточняет их названия: амурский тигр (Слайд 37), красный волк (Слайд 38), лошадь Пржевальского (Слайд 39), морж атлантический (Слайд 40), беломордый дельфин (Слайд 41), азиатский гепард (Слайд 42), дальневосточный леопард (Слайд 43), зубр (Слайд 44).

-Какое из этих животных вы можете найти на страницах своего учебника? (Зубр)

- Прочитайте информацию об этом животном. (Стр.90) 

- Также существуют животные и нашей Ростовской области, занесенные в Красную книгу. ( На доске вывешены животные)

И заканчиваем наше путешествие на станции «Охраняйкино»

- Ребята, как вы думаете, почему на нашей планете есть растения и животные, которым требуется наша помощь? Кто или что в этом виноват? (Предположения учащихся).

- Да, ребята, в основном главным виновником этого  является человек.

Ученик

Человек идет, скучает

В одиночестве в лесу,

По дороге не встречает

Ни оленя, ни лису…

Не летит пчела на клевер,

Уток нету в камышах…

Вместо птиц китайский плеер

Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка.

Рыбы нет в глубинах рек.

Слева – свалка, справа – свалка,

Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?

Раньше думать надо было!

 

-Подумайте, к чему призывает нас автор стихотворения? (Ответы детей)

- Ребята как вы думаете нужно беречь только редких животных, которые внесены в Красную книгу или и всех остальных животных?  (Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу).

- А что нужно делать, чтобы спасти исчезающих и редких животных? (слайд 46)

- А чем ещё человек может помочь природе? (слайд 47)

  А сейчас давайте сформулируем с вами правила друзей природы. У вас на партах лежат листочки, на которых написаны правила поведения в природе.   Я предлагаю вам  подчеркнуть зеленым карандашом  те правила, которые помогут нам сохранить красоту нашей  живой природы. А красным карандашом, те понятия, с какими вы не согласны. (Один ученик работает у доски)

  1. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
  2. Будем мы в лесу шалить и кострища разводить.
  3. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  4. Не шуми в лесу. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  5. Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать.
  6. Береги лягушек, жаб.
  7. В выходные в лес пойдём музыку с собой возьмём.
  8. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  9. Не убирайте за собой мусор. Оставляйте его на природе.
  10. Не рви в лесу и на лугу цветы.

- Ребята, давайте сверим, какие правила выбрала ……… и вы ,проверим сигналами.

VIII Обобщение и систематизация знаний. (слайд 48)

- Наше путешествие подошло к концу.

- В какой стране мы сегодня были в гостях?        

- На каких станциях останавливались?

 -Как вы объясните, что такое Красная книга?  

 -Что сегодня каждый из вас понял для себя?

IX .Рефлексия.

- Ребята, а теперь вы  оцените свою работу на уроке.

- Посмотрите что у меня прикреплено на доску? (Планета, на которой мы все живём).

- У Вас на партах  есть ладошки.

 - Если вам урок понравился,  и вы будете выполнять советы бережного отношения к природе то приклейте внизу под нашей планетой зеленную ладошку,

если на уроке вам было скучно и не все советы вам понятны, то приклейте жёлтую ладошку.

- Посмотрите, какая красивая картина у нас с вами получилась.

- А в заключении давайте исполним  с вами песню « Мы хотим, чтобы птицы пели»

 



Предварительный просмотр:

Анализ открытого урока по окружающему миру тему

«Красная книга»

Дата: 24.11.2021г.

Урок: окружающий мир

Тема: «Красная книга»

Класс: 2 «г»

Цели:  узнать, что такое Красная книга?  Выявить  причины исчезновения растений и животных? Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи. Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, интерес к чтению дополнительной литературы о растениях и животных.

Задачи: познакомиться с некоторыми  растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. Обсудить наше участие в сохранении растений и животных. Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные

Умение:

развивать умение анализировать, сравнивать и описывать растения и животных, развивать речь и  мышление учащихся;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию;

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.

Предметные:

расширить знания обучающихся о Красной книге, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России; раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, краеведение, музыка.

Использовала методы обучения: словесный (объяснение, беседа с учащимися), наглядный (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса), практический (работа с карточками),  проблемно - поисковый (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Использовала современные образовательные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений учащихся.

Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока и отобрано в соответствии с поставленной целью.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.

        Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала занимательный материал, беседу.

Для актуализации знаний учащихся (подготовке восприятия нового материала) провела работу по проверке знаний предыдущей темы, где учащиеся сделали выводы.

Следующим этапом была  постановка учебной проблемы, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке.  Учащимся предлагается отгадать загадки, раскрывающие тему и цели данного урока. Этот этап  позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Познакомились с многообразием животных и растений, местами их обитания,   занесёнными в Красную книгу.

Анализировали слайды  и выявляли причины,  губительно действующие на растения и животных.

    С целью, отработки знаний правил поведения человека  в природе, провела индивидуальную работу на доске.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о содержании Красной книги, определили основные причины сокращения численности видов растений и животных, и  меры, необходимые для их охраны, учились рассуждать, логично излагать свои мысли.

Мною использовались разные виды  источников (учебник, энциклопедия, рабочая тетрадь)

Важным моментом на уроке было соблюдение здоровье сберегающего режима: смена видов деятельности, физминутка, включающая двигательные упражнения.

На уроке старалась создать  нравственный и эмоциональный фон, содержание учебного материала подобрала  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

На уроке использовала межпредметную связь (литературное чтение, краеведение музыка) связь с жизнью.

На этапе подведения итогов урока ученики участвовали в оценочно-рефлексивной деятельности.

Считаю, что поставленные цели, планируемые предметные и метапредметные результаты на уроке достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Красная книга"

На итоговом уроке уроке учащиеся знакомят одноклассников с информацией по теме "Красная книга". Работы были подготовлены в рамках проекта "Им нужны помощь и защита". Дети оформили найденную информацию...

Конспект урока "Красная книга растений и животных"

Конспект урока с ХКК ГОС ОО (ДВ) Презентация для загрузки большая. Если возникнет необходимость в ней, обращайтесь....

конспект урока "Красная книга"

разработка конспекта урока " Красная книга"....

Конспект урока Красная книга Кубани

На уроке дети узнают об истории создания Красной книги, её предназначении...

Конспект урока "Красная книга России", УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

Данный архив содержит коспект урока с презентацией и карточками для работы....

Урок окружающего мира (4 класс). Тема урока: "Красная книга"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о красной книге и её страницах, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу; формирование навыка бережного отношения к природе.Планируемые р...