«Родословное древо»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Брылина Виктория Владиславовна

Формирование представлений о семье, родственных связях, о родословной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 9.02.2021

Школа: №104

Класс: 3 м/х

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30   Кабинет: 211

Студент: Брылина Виктория Владиславовна

Группа: 31

Учитель: Балдина Вера Александровна

Методист: Лебедева Елена Юрьевна

Тема урока «Родословное древо»

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование представлений о семье, родственных связях, о родословной.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о родстве, в применении к членам своей семьи;
  2. Формировать умения пользоваться терминологией, при определении степени родства в своей семье.

Развивающие:

  1. Развивать умения составлять свою родословную через учебный материал;
  2. Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, через выполнение заданий;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  2. Воспитывать уважение к истории своей семьи в процессе беседы и выполнения заданий;
  3. Воспитывать ценности семьи, семейных связей, через беседу;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный метод

Беседа

1.Приветствует.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Владиславовна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Садитесь.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Наш урок я хотела бы начать с цитаты: «Учёба – это не время. Учёба – это усилия».

- Как вы её понимаете?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос.

Р: самостоятельно организовать своё рабочее место;

К: слушать собеседника и понимать речь других;

Л: смыслообразование.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод

Практический метод

  1. Предлагает учащимся разгадать ребус.

Ребята, посмотрите на слайд, вам нужно разгадать ребус.

Что такое семья?

Как вы понимаете это слово? Что для вас означает слово семья?

Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. раскопки

проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали

что матери заботились о своем потомстве, мужчины охотились и жили

небольшими группами. Что же объединяло их в группы –семьи? (…..) 

А что сегодня объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю

самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения.

Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в

предложении, быть признаком хорошей дружной семьи? Вставьте

подходящие по смыслу слова.

До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья, раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что матери заботились о своем потомстве, мужчины охотились и жили небольшими группами.

Что же объединяло их в группы – семьи?

А что сегодня объединяет всех членов семьи?

  1. Предлагает самостоятельную работу.

Для этого я предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком дружной семьи?

Вставьте подходящие по смыслу слова.

Проверка.

В старину членов семьи называли «домочадцами». Каждый из нас в семье имеет несколько ролей. Например, я – дочь, сестра, племянница…

  1. Предлагает вспомнить пройденный материал, игрой.

А вы? Давайте поиграем в игру «Кто кому кто?»

… кто ты для мамы?

… кто называет тебя сыном, дочерью?

… кто ты для бабушки?

… у твоего папы есть мама, кто она тебе?

… у твоей мамы есть сестра, кто она тебе?

… у маминой сестры есть сын, кто ты ему?

… у папиного брата есть дочь, кто она тебе?

Похвалите себя за успешное выполнение задания. Погладьте себя по голове.

Разгадывают ребус.

- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Проверяют по эталону.

Слушают учителя.

Играют в игру.

- дочь, сын;

- мама, папа;

- внук, внучка;

- бабушка;

- тетя;

- двоюродный брат, сестра;

- двоюродная сестра;

П: осознание целостности окружающего мира;

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопрос учителя;

Р: планировать свою деятельность на уроке;

П: ориентироваться в своей системе знаний.

Презентация

Раздаточный материал.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Работа в парах

Фронтальная  

Словесный метод проблемный вопрос

1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока.

- Посмотрите на слайд. Рассмотрите изображение яблони с плодами, части дерева: корни, ствол, ветви, плоды.

-  Возможна ли жизнь дерева без этих частей? Что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы?

- А можно ли сравнить это дерево с семьёй?

- Верно, строение дерева, можно сравнить со строением семьи. Дети - листочки, родители - ветки, бабушки и дедушки - корни.

- Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?        

- Чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте цели.

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

Перед вами шаги рассыпавшегося плана. Восстановите его

1. Прочитать….

− Что можно прочитать для открытия нового знания?

2. Сделать выводы.

− О чем вы должны будете сделать вывод?

3. Узнать правила составления родословного древа..

3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

На партах вы видите карты успеха.

После каждого задания, вы будете отмечать свои успехи.

Плюс – вы справились и поняли задания.

Минус – возникли проблемы при выполнении задания.

Рассматривают изображения.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель урока.

Составляют план.

Слушают критерии оценивания.

К: высказывать своё предположение;

Л: проявление активности в общей работе;

П: постановка и формулирование проблемы;

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Презентация

Раздаточный материал

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Парная

Групповая

Фронтальная

Наглядный

Словесный беседа

Практический

  1. Организует наблюдение над языковым материалом.

Человек рождается на свет, растет и задумывается: Кто я? Откуда мои корни? Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную.

Откройте учебник на странице 28 – 29 1-ая группа (1 ряд) внимательно изучает первый абзац, 2 -ая группа (2 ряд) изучает второй абзац, а 3 – я изучает третий абзац.

Вопросы:

К 1 группе: Что такое родословное древо и почему его так называют?

К 2 группе: О каком способе составления родословного древа узнали вы?

К 3 группе: Чем ваш способ отличается от предыдущего?

Отметьте свои достижения на карте успеха.

- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Слушают учителя.

Выполняют задания.

Выполняют проверку.

Оценивают свою деятельность.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Р: развитие мотивов учения;

К: уметь слушать и понимать речь других;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

П: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.

Учебник

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод

Практический метод

  1. Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

Определите способ составления родословного древа на с. 28? На с.29?

Поясните свой ответ.

Прочитайте последний абзац.

Как и где принято помещать женские имена? А мужские?

Отметьте свои достижения на карте успеха.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

Оценивают свою деятельность.

П: находить ответы на вопросы в различных источниках информации;

К: сотрудничество и совместное решение задач урока.

Учебник

Раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная форма

  1. Закрепляет знания учащихся.

Ребята, на партах у себя вы видете карточки, ваша задача выполнить задание.

Вставьте слово подходящее по смыслу.

Родественные связи между людьми наглядно можно изобразить с помощью схемы - …

Составлять родословное древо можно разными способами. Один способ - …. Другой способ - ….

И в том и другом случае мужские имена в родословном древе принято помещать в … рамочку слева, а женские имена – в … рамочку справа.

Проверим наши ответы, с ответами на слайде.

  1. Организует оценивание.

Отметим свои достижения в карте успеха.

Самостоятельно выполняют задание.

- родословного древа.

- «восхождение к предкам», «нисхождение к потомкам».

- прямоугольную;

- овальную;

Проводят самооценку.

Р: осуществлять взаимоконтроль;

Р: контроль, коррекция, оценка.

Раздаточный материал

Презентация

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный беседа

  1. Проводит работу с изученным материалом.

Давайте попробуем составить свое родословное древо. Откройте рабочую тетрадь на странице 17.

А чтобы составить свое родословное древо, давайте посмотрим, как составила его я.

Какой способ построения использовали? Как записаны мужчины вашего рода? Кем, из членов своего рода, вы гордитесь?

Какие-то одинаковые получились ваши родословные, давайте подумаем, что в них нужно изменить, чтобы каждому глядя на вашу работу, было понятно, чей род на них запечатлён.

Пример показан на слайде, это моя родословная.

Домашнее задание:

Расспросить родных старшего поколения.

Как его ФИО, где и когда он родился, жил, учился, работал, фамилии замужних женщин, устные предания, старые фотографии, письма

взрослых

Слушают учителя.

Выполняют задание.

- написать ФИО;

Слушают домашнее задание.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

П: учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным материалам;

Рабочая тетрадь

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный беседа

1. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Какая была тема урока?

Все ли пункты плана мы выполнили?

Ребята, что нового узнали на уроке?

Какое задание было самым интересным?

Встаньте те, у кого в карте успеха все плюсы.

Те, кто не встал, что нужно сделать, чтобы мы лучше освоили материал?

-Спасибо за урок. Урок закончен. До свидания!

Отвечают на вопрос.

Хорошо повторить эту тему.

Слушают учителя.

Л: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Родословное древо"

Углубить умение выполнять аналитический обзор жизни старшего поколения, используя полученные (при исследовании) данные. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.Развивать...

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Моё родословное древо

Данная презентация поможет провести заключительное занятие из цикла "Родословное древо"....

Родословное древо

окружающий мир...

Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс

Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс...

Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»

Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»...