Сценарий урока окружающего мира в 4 классе Тема:« Как возникали и строились города»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мартынова Ольга Валерьевна

 

Цели: создать условия для формирования представлений учащихся о постройках старинных городов и их значении в жизни славян, для знакомства с древнерусскими городами, способствовать  развивать наглядно-образного, логического мышления, воображения, речи, творческих способностей; содействовать  воспитанию  бережного отношения к культурному наследию наших предков, осуществлению межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_voznikali_goroda.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»

 

Сценарий урока  окружающего мира в 4 классе

 Тема:« Как возникали и строились города»

                                                                       Учитель:Мартынова О.В.

                                                                               

                                                                                                 Шумячи

2020г.

Цели: создать условия для формирования представлений учащихся о постройках старинных городов и их значении в жизни славян, для знакомства с древнерусскими городами, способствовать  развивать наглядно-образного, логического мышления, воображения, речи, творческих способностей; содействовать  воспитанию  бережного отношения к культурному наследию наших предков, осуществлению межпредметных связей.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, учебник, карточки с заданиями.

Ход урока:

1. Организационный момент (психологический настрой).

- Перед нами протекает времени река,
Полноводна, глубока и широка.
Время движется, меняется, течёт,
К изученью нас истории влечёт.

-Сегодня мы продолжим изучение темы «Родная страна», коснемся ее истории и совершим путешествие во вркемени. Но вначале - проверим д.з.

2. Проверка д.з. Тест

1.«Каменным поясом Земли Русской» называли:

а) Саяны    б) Алтай       в) Кавказские горы      г) Уральские горы

2. Самые высокие горы России — это…

а) вулканы Камчатки     б) Уральские горы      в) Кавказские горы

3. Западно-Сибирская равнина – это…

а) холмистая равнина      б) плоская равнина

4. В список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки    б) Саяны      в) Алтай

5. Одна из крупнейших равнин земного шара …

а) Западно-Сибирская равнина   б) Восточно-Европейская равнина

Проверка: Г,В, Б, А,Б.

3.  Этап подготовки учащихся к новому материалу.

 а)Дифференцированная работа: 1 - Ребус  огород (город)

Загадка

Это что за богатырь
Раздается ввысь и вширь
И всегда, во мгле ночей,
Миллионы жжет огней?
  

- Какое слово было загадано?  (Город).

- В каком числе стоит это слово?  ( В  единственном числе.)

-Поставьте  слово «город» во множественное число. ( Города)

Города бывают разные: большие и малые, города –“миллионеры”, города –крепости, города- порты, города- курорты, города-столицы, промышленные города. Одни имеют древнюю историю, другие были построены совсем недавно. Каким городом является Смоленск?  Это молодой или древний город? Сколько лет ему?

б) Тема, постановка целей урока.

-Итак, слово города будет ключевым, главным словом в названии темы нашего урока. Надо собрать из «рассыпанных» слов, напечатанных на листочках, название  темы урока: « Как возникали и строились города»

 Постановка  целей  урока:

 Хотели бы вы узнать о городах на уроке?  О каких  городах  вам хочется узнать больше: о современных или древних? Почему? Давайте поставим цели урока.

Цель: Узнать о том, как   возникали,  строились древние города,  кто в них жил, чем там занимались люди, как назывались эти города, чем знамениты эти города и т.д.

 в) лексическая работа со словом «город».

  1. Что обозначает слово «город»?  (1 уч-к работает со словарем)

В « Словаре русского языка» С.Ожегова.

Город - это крупный населенный пункт, торговый, административный, промышленный центр».  

  1. Ребята, как вы думаете, от каких слов произошло слово «город»?

(городить, ограда, огораживать, огород)

  1. Подберите к слову «город» родственные, однокоренные слова. (Городской, городок. Городище, пригород, пригородный).

 г) работа в   парах- выяснение смысла высказывания Виктора Гюго (Козетта)

(на доске)

-Прочитайте высказывание. Как вы понимаете слова французского писателя Виктора Гюго: «Вселенная без города – это словно тело без головы».

(Обсуждение в группах- 1 мин., ответы детей).

Город – это всегда центр какой-то земли, территории, края. Вокруг располагаются другие населенные пункты- села, поселки, деревни.

4. Этап усвоения  новых знаний.

            У славян было много врагов, и для защиты от них они городили крепости. Сначала выбирали  подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов.

а) Работа в группах:

- Сейчас мы перенесемся в древние времена. Каждая группа будет древним племенем, которому нужно построить свой городок. Посоветуйтесь в группах и решите, где вы будете его строить, в каком месте. Почему?  (Ответы детей)

б) Работа с учебником с.52

- Рассмотрите рисунок и выберите из предложенных вариантов на с.52 основные причины выбора места (1,2,3)

в) Строение городов в Древней Руси. 

   Древнерусский город-это, прежде всего, укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. В этом и заключалось его первоначальное отличие от сельской местности.

  Центр древнего русского города был обычно более  укреплен и назывался кремлём. 

Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. Города с кремлем стали называть «Кремлевские города»

За пределами кремля был посад - место, где жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной  торговой площади.

-Проведем  лексическую работу.

-Скажите, пожалуйста, а кто такие ремесленники? ( Ремесленники – люди, мастера, занимающиеся каким – либо делом: гончарное дело, кузнечное дело и т. д.)

- Кто такие купцы? (Купцы-люди, занимающиеся торговлей.)

 -Итак,   подведем  итог сказанному:

Что представлял собой древнерусский город? (Ответы детей)
-От какого слова произошло слово город?  
(«городить», «огораживать»).

- Для чего город обносился стеной? (Для защиты горожан).

- Зачем  в древнерусских городах  строили кремль? ( В Древней Руси было много княжеств, которые воевали между собой. Южные соседи тоже совершали набеги на славянские поселения, поэтому и строили кремль – крепость, который  защищал центр города от набегов врагов.)

 -Назовите основные  части древнерусского города.  ( Посад, кремль)

 5. Этап закрепления знаний. Экскурсия по «кремлевским» городам.

-Сейчас, ребята, мы совершим небольшую экскурсию по древним «кремлевским городам». Начнем с Московского Кремля.

    Первая Московская крепость была построена основателем Москвы Юрием Долгоруким в 12 веке (1156 году). После нашествия Батыя в 1238 году Москва сожжена дотла. При Иване Калите кремль был построен из огромных дубовых брёвен.

Потом его внук Дмитрий Донской в 14 веке (1367 году) начал строительство нового кремля. 1367 - 1340=27 (лет) 

Дмитрий Донской приказал строить кремлёвские стены из белого камня, который добывали неподалёку от Москвы. Белокаменный кремль был очень красив. С этих пор Москву стали называть белокаменной. Но время неумолимо. Не щадит оно ни людей, ни камень. При Иване III В 15 веке началось строительство нового кремля из красного кирпича, так как он прочнее и долговечнее белого.

Доп. сведения. Для строительства пригласили самых лучших и известных итальянских инженеров. Русские мастера вместе с итальянцами начали строить сначала башни. Всего их было построено 18. Затем их соединили стеной. Высота стен от 5 до 19 метров в зависимости от рельефа местности. Толщина стен составляла 4,5 метра. Такую стену не пробьёшь ни бревном, ни пушечным ядром. Создавая кремль, строители заботились не только об обороне, но и о том, чтобы крепость украшала город. Особое изящество стенам придают зубцы. Это и декоративное и защитное сооружение. Каждый зубец имеет в высоту от 2 до 2,5 метров.

Для большей неприступности кремль был окружён водой. С двух сторон – реками Москвой и Неглинной, а с третьей – широким рвом, который соединял эти обе реки. Теперь на его месте – Красная площадь.

В центре кремля построили высокую сигнальную башню, которую назвали Иван Великий. На её вершине находилась дозорная площадка. В любое время года и суток караульщики смотрели, не показался ли за рекой неприятель. Как только появлялась опасность, начинали бить в колокола. Через несколько минут над городом поднимался тревожный колокольный звон всех церквей – набат.

Горожане прятали добро в укромные места и бежали в кремль под защиту неприступных стен. Стража разводила подъёмные мосты над реками и рвом и наглухо запирала кремлёвские ворота.

Войско выходило навстречу врагу, чтобы не допустить его в город.

Достопримечательности.

Грановитая палата - чудо Московского Кремля, парадный зал, где богатые люди отмечали важные события, происходящие в стране.

«Царь пушка»

– Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Она установлена на лафете-специальном приспособлении, опоре (станке), на котором  крепится «Царь-пушка», а возле нее лежат ядра. Отлита она была мастером Андреем Чоховым более четырехсот лет назад.

    «Царь-пушка» эта, ребята не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки. 

    -Так почему же пушку назвали Царь – пушкой.

Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая - из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей - Фёдора Ивановича верхом на коне.

– Неподалеку от «Царь-пушки», находится другой памятник. Кто знает, что это?

– Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его. Он весит  200 тонн. Отлили его великие русские мастера: отец и сын Маторины.

      У «Царь-колокола» трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок.

       Никто сегодня не собирается стрелять из «Царь-пушки» или звонить в «Царь-колокол». Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых русских мастерах.

Видеофильм «Тобольский кремль»

5. Этап применения знаний.

6.Этап обобщения и систематизации знаний.

- О чём вы сегодня узнали?

- Что нового для себя открыли?

-Понравился ли вам урок? 

- Что вам показалось трудным, непонятным?

- О чём вам захотелось узнать больше?

-  Зачем  нам нужно знать историю своей страны? ( Ответы детей: каждый гражданин должен знать историю своей страны, своего народа, гордиться историческими памятниками и уважать достижения своих предков.)

7. Этап информации о домашнем задании.

 Учебник:  с.40-46-прочитать. С.41- поработать над проектом,

с. 46- будильник.

8. Этап подведения итогов урока.

Оценивание работы детей на уроке.  

9. Этап рефлексии.

-Мне хотелось бы узнать, какие  эмоции, впечатления вы получили  от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"

Методическая разработка урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"...

Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города»

Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города».Программа: "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира в 4 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" на тему "Как возникали и строились города"

Вначале урока проверка домашнего задания: дифференцированная работа, работа по карточкам, разгадывание кроссворда. Новая тема начинается с постановки роблемной ситуации  по  определению прич...

Урок окружающего мира: "Как возникали и строились города"

Технологическая карта урока окружающий мир по теме: "Возникновение городов"...

конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Как возникали и строились города"

открытый урок по окружающему миру  в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Урок окружающего мира 4 класс. "Как возникали и строились города"

Урок составлен с учетом имеющихся у учащихся знаний, которые используются в ходе проблемного диалога и работы в группах в качестве опорых....

Урок окружающего мира 4 класс. "Как возникали и строились города"

Урок составлен с учетом имеющихся у учащихся знаний, которые используются в ходе проблемного диалога и работы в группах в качестве опорых....