Урок окружающего мира 4 класс. "Как возникали и строились города"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Пастухова Вера Борисовна

Урок составлен с учетом имеющихся у учащихся знаний, которые используются в ходе проблемного диалога и работы в группах в качестве опорых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по окружающему миру, проведенного 17. 02. 2012 г. учителем начальных классов  Пастуховой Верой Борисовной.

Тема: Как возникали и строились города.

Цель:

  • определить причину возникновения городов на Руси;
  • выяснить, где и каким образом строились города в Древней Руси;
  • способствовать формированию умения работать с исторической картой и контурной картой;
  • способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории родного края.

Оборудование для учащихся

  • тексты с фактическим материалом о строительстве древних городов для аналитической работы в группе
  • бланки для записи результатов теста
  • наборы для «строительства городов»  в группе
  • тетради на печатной основе
  • учебники
  • фломастеры для работы с картой
  • бланки с кроссвордами
  • электронные презентации о Киеве и Новгороде
  • памятки с алгоритмом работы в группах

Оборудование для учителя

  • интерактивная доска
  • лазерная указка
  • интерактивная карта
  • презентация с планом и ходом урока
  • 1-С «Игры и задачи. Окружающий мир»(материалы для проверки знаний )
  • Диск «Окружающий мир 3-4- класс с заданиями»

Формы организации работы с учащимися

  • индивидуальная (в процессе подготовки к уроку)
  • групповая
  • фронтальная

Методы работы:

  • инсерт и методика поабзацной переработки текста
  • беседа и диспут
  • составление денотатного графа
  • самостоятельная работа учащихся

Ход урока.

  1.  Орг. момент.

(руководители групп проверяют готовность к работе участников группы, необходимое оборудование, повторяют правила работы в группе)

  1. ВМБ, который является и средством актуализации знаний учащихся, необходимых для работы по теме урока

-заполнение кроссворда по опорным вопросам, в результате заполнения появляется тема урока «ГОРОДА»

http://festival.1september.ru/articles/413992/img2.gif

1. Какой русский князь прославился своими военными походами?

В честь него пели песни.

2. Как называли добрых молодцев вставших на защиту родной земли?

3. Какое важное событие произошло в 998 году?

4. От каких славян произошли народы: русские, украинцы, белорусы?

5. На какой реке произошло крещение Руси?

6. Как звали князя Красное Солнышко?

  1. Учащиеся в группах по опорным словам определяют цели и задачи на данный урок, исходя из темы:
  • познакомиться
  • узнать
  • закрепить
  • выяснить
  • доказать
  • составляется опорная схема для дальнейшего итогового заполнения: почему, где, как
  1. Подводящий к теме урока диалог

-Как раньше называли Уральские горы? («Каменный пояс Земли Русской»)

          -На какие две части  делят Уральские горы Россию? (На восточную и западную)

          -Найдите на карте Восточно-Европейскую равнину?  

          -Что вы можете сказать о ее рельефе? (Ровная поверхность без гор. 3 возвышенности:  Валдайская, Московская, Приволжская; много лесов, озер и  рек)

          -Какие реки протекают на этой территории. Покажите.

      5.Новый материал. 

- На этой территории в далеком прошлом жили наши предки – славяне. Прочитайте текст стихотворения и проанализируйте, выбирая и подчёркивая опорные слова, где строились поселения славян

Представь себе, читатель мой,

Что там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда-то,

Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата,

А вместо улиц – перелоги,

И стаи диких лебедей,

И рев медведицы в берлоге,

И на заре на водопой,

Где пляшет свежесть ключевая,

Шли лоси узкою тропой,

Рогами сучья задевая…

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал…

-Используя опорные слова, которые вы выбрали, расскажите, какие места для своих поселений выбирали славяне?

(На высоких берегах рек.)

- Почему выбирали именно эти места 

  • Не было дорог.
  • По рекам передвигались.  
  • Высокие берега защищали от наводнений и нападений врагов.
  • Занимались рыболовством, земледелием)

- Реки были в то время единственной дорогой, используя которую славяне могли обмениваться товарами, как между собой, так и с другими народами.

Жители побережья Балтийского моря, которых на Руси называли варягами, стремились торговать с жителями побережья южных морей, которых славяне называли греками.

варяги

греки

ВАРЯГИ (от др.-сканд. vaeringjar — норманны, служившие византийскому императору), в русских источниках — выходцы из Скандинавии, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор), наемные дружинники русских князей IX–XI веков. В русских источниках варяги впервые упоминаются в “Повести временных лет”

ГРЕКИ (самоназвание эллинес), народ в Юго-Восточной Европе, основное население Греции. Древние греки создали высокую культуру, оказавшую большое влияние на развитие культуры Европы.

- Внимательно слушая следующий текст, проследите с помощью указки путь “из варяг в греки”.

Сначала торговые люди плыли по Балтийскому морю. Затем по реке Неве они попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались по реке Волхову в Ильмень – озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее купцы волочили свои лодки по суше в Западную Двину. Переплывали её. Затем опять волоком тащили ладьи в Днепр и спускались в Чёрное море.

В тетр. Балтийское море – Финский залив—Нева—Ладожское озеро—Волхов – Оз. Ильмень – Ловать -- …  -- Западная Двинв-- …--  Днепр—Черное море

Греки же со своими товарами направлялись в другую сторону.

-Из схемы видно, что длиннейший торговый путь проходил через славянские земли. Такое расположение было очень выгодным для славян, так как варяжские и греческие суда останавливались у берега какой-нибудь славянской реки, чтобы обмениваться различными товарами, как между собой, так и с местными жителями.

3)

- По пути следования купцов на славянской территории возникали многочисленные места складирования товаров и обмена ими. Товары нужно было огораживать, охраняя их от врагов. А защитой могла служить только крепость, в центре которой была торговая площадь. Крепость становилась главным местом, вокруг которого разрастался город. Таким образом, на славянской территории возникли многочисленные города.

На территории Древней Руси, к 12 в. городов было 150. Города возникали и развивались по берегам рек, озер, служивших торговыми путями, или в плодородных опольях — житницах Древней Руси.

В тетрадь

- Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение.  Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом.

- К первым крепостным сооружениям можно отнести земляные валы, ряды из частокола, которым огораживались небольшие поселения. Некоторые первобытные крепости устраивались на холмах, позднее перед крепостной стеной появляются рвы с водой.

 4) Постройте на берегу реки город, используя предложенный вам набор деталей.

5)

- С развитием военного дела и строительства, крепости меняли очертания.

Классическая крепость состояла из башен (круглого или квадратного сечения), соединённых крепостной стеной с бойницами.

В тетрадь

Башня – выступающее из стены сооружение.

Прясло- Отрезок стены между башнями.

Ярус боя – настил с перилами в верхней части стены.

Амбразура – бойница, отверстие для ведения боя.

6)

- В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости.

- С какой целью возводились города?

- А вот как их называли, вы поймете, проанализировав запись

Проанализируйте первую запись и по аналогии закончите вторую.

Город Юрия – Юрьев город

Город Кия – ………… город

Своё название Киев получил по имени Кия – легендарного основателя города

1 выступление.

Городище основано в V в., Киев был древним центром племени полян. В русских летописях Киев упоминается с 860. В 9 — нач. XII вв. Киев политический центр Киевской Руси. Здесь проходил знаменитый “путь из варяг в греки”. Киев достиг своего расцвета во время правления князя Ярослава Мудрого. Летописцы в то время называли Киев “жемчужиной Востока”,

Подъезжая к Киеву, путешественник видел на высоком обрывистом берегу Днепра первоклассную крепость, защищенную высокими волами. Эти валы были замечательными для того времени сооружениями. Прежде чем насыпать вал, строители складывали по линии будущих укреплений высокую бревенчатую стену в виде дубовых срубов, а затем засыпали землёй снаружи и внутри, чтобы защитить ее от огня.

Наверху, на 12-метровой высоте, вновь ставили бревенчатую стену. В город можно было войти только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские, Золотые. Главные из них Золотые. На этих воротах построили церковь, которая служила хорошим наблюдательным пунктом. От золотых ворот в наше время остались лишь развалины двух каменных стен.

Княжеский дворец находился в самой укреплённой части столицы, за рвом и стенами внутреннего города. Дворец был двухэтажным и стоял на каменном фундаменте.

Киев был разделён на две части: Верхний и Нижний город. Князья с дружиной жили в Верхнем городе, который располагался на высоком берегу Днепра. А торговцы и ремесленники селились в Нижнем городе, в той его части, что раскинулась по берегу Днепра.

В 1240 г. Киев был разрушен ордами хана Батыя. С 1243 здесь княжили владимирские князья и их наследники.

Основные архитектурные достопримечательности: Софийский собор (XI в.), Золотые ворота, окружавшие в XI в. Верхний город это историческое место было восстановлено в конце 1990-х по сохранившимся фрагментам; Златоверхий Михайловский собор (1108-1113 гг.,был разобран в советское время и его отреставрировали в конце 1990-х), Выдубицкий монастырь (XI в.), церковь Спаса на Берестове (кон. XI — нач. XII вв.), Кирилловская церковь (XII в., фрески М. А. Врубеля), Киево-Печерская лавра (XI-XVIII вв.).

- Проанализируйте первую запись и по аналогии закончите вторую.

Мирный город – Миргород

Новый город – ……………

- Новгород известен в истории с 859 г. Почему же один из древнейших русских городов носит название нового города?

На берегу Ильмень – озера, там, где берёт начало река Волхов, в далёкие – далёкие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

- Посмотрите какая необычная схема. Такое появление города нетипично для города в Древней Руси. Так как города обычно строились на одном, более высоком, берегу реки. А Новгород расположился по обеим сторонам реки.

б) Выступление ученика.

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружён земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путём. Весь город был разделён речкой Волхов на две стороны: софийскую и торговую стороны. На софийской стороне были расположены монастыри и кремль. Кремль был обнесён крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагалась торговая площадь и Павлов монастырь. Постепенно город расширялся.

- Посмотрите на следующий слайд. Как вы думаете, что это такое? (берестяная грамота)

- В Новгороде 26 июля 1951 г. при раскопках на древней Холопьей улице нашли первую берестяную грамоту.

На бересте писали не чернилами, а процарапывали буквы костяной или металлической заостренной палочкой.

В 1951 г. нашли 10 грамот, в следующем году нашли 73. С каждым годом количество найденных берестяных грамот увеличивалось. Всего в Новгороде найдено 434 грамоты.

Берестяные грамоты рассказывают о людях, живших в эпоху основания Москвы, Ледового побоища и собирания Русской земли, о виденном и пережитом ими.

Грамоты писали не только взрослые люди, но и дети. Известны грамоты мальчика Онфима, жившего в XIII в. это его школьные упражнения. Онфим выписывал на кусках бересты азбуку, учился писать по складам и тут же на свободных местах своих “листков” процарапывал рисунки вооруженных всадников, воинов, зверей. Около рисунка страшного зверя он напивал “Я зверь”, а около всадника поражающего копьем врага, – “Онфим”. Как все дети Онфим мечтал о подвигах, которые он совершит, когда станет взрослым.

IV Обобщение.

- Что означало слово «город» в древнерусском языке?

– Как возникали первые города?

- Из каких составных частей состоит крепость

– Когда возник Киев, Новгород?

V Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим знакомство с историей возведения городов.

Стр.38-40 читать. Схемы вклеить в тетрадь. Учить по тетради.

VI Орг. конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Урок окружающего мира по учебнику А.Плешакова "Страна городов"

Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова «Зелёный дом» относится к 5 разделу «Страницы истории Отечества» и знакомит учащихся с древними  городами Руси Xи ХIвв Киевом и Новгородом, и...

Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города»

Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города».Программа: "Начальная школа 21 века"...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Как возникали и строились города"

открытый урок по окружающему миру  в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Урок окружающего мира 4 класс. "Как возникали и строились города"

Урок составлен с учетом имеющихся у учащихся знаний, которые используются в ходе проблемного диалога и работы в группах в качестве опорых....