Рабочая программа "Мир природы и человека" (1 дополнительный класс)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Сыч Наталья Владимировна

Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka_1_dopolnit.klass_.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка
с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний
в практическую повседневную деятельность.

Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин.

Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей
с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

С учетом вышеизложенного примерная рабочая программа учебного курса
«Мир природы и человека» создана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы
и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся
с интеллектуальными нарушениями.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

–восприятия объектов различными анализаторами (полисенсорность восприятия);

– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;

– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;

– закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;

– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.

С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы
и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.

Цели образовательно-коррекционной работы Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

- обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;

- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края; конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;

- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи; развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;

- в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);

- корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося;

- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.

Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно, с опорой на учебный план конкретного образовательного учреждения. На уроках следует использовать разнообразные  наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.

Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».

Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом дополнительном классе.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал
на развитие следующих
личностных умений и навыков: 

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах
в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться
и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками: умением вступать

в контакт и работать в группах;

- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия
с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь; умение слушать
и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);

- организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);

- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии
с инструкцией (под руководством учителя);

- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности, характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;  

- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы; выделять части растений;

- узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

- соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся
с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами
и явлениями природы; узнавание и называние объектов живой и неживой природы
в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов природы к определенным группам
по существенным признакам;

- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии
со своими знаниями.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 дополнительный класс является диагностическим для изучения возможностей обучающихся с учетом их психофизических возможностей, для изучения имеющихся у них представлений об объектах и явлениях окружающего мира, социальной роли, опыте взаимодействия. В 1 (дополнительном) классе на уроках по курсу «Мир природы и человека» обучающиеся расширяют свой активный и пассивный словарь, обучаются взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в новой для них, учебной ситуации, овладевают навыками правильного поведения на уроках, экскурсиях в различных формах групповой и индивидуальной деятельности.

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.

Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей обучающихся.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» в 1 (дополнительном) классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах.

1  (дополнительный) класс – 66 (ч)

Безопасное поведение (18 ч). Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила поведения в школе.   Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход. Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Обязанности членов семьи. Уважительное отношение к старшим. Правила дорожного движения по дороге в школу (домой). Название населенного пункта, в котором проживает. Знакомство с распорядком дня, зачем он нужен. Польза утренней зарядки и физической культуры. Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоеме зимой и летом.

Неживая природа (9ч).

Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля. Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью видна на небе, не греет). Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).

Сезонные изменения в природе (20).

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).

Погода сегодня, вчера.

Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных.

Национальные традиции в различные времена года.

Правила безопасного поведения в различное время года.

Живая природа (17 ч)

Растения (6 ч)

Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав, деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке.

Животные (4 ч)

Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек. Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку. Насекомые – муха, пчела.

Человек (6 ч) Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, части лица). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося

Раздел

Тема

Основные виды деятельности

Дата

По плану

По факту

1.

Безопасное поведение

Моя школа

Экскурсия по территории школы. Называние знакомых объектов, нахождение и показ объектов и предметов по инструкции учителя. Зарисовка объектов в альбом.

2.

Моя школа

Экскурсия по школе. Отработка названий школьных помещений: класс, столовая, раздевалка и другие. Рассматривание условных знаков (запасной выход и др.). Практическая отработка ориентировки на местности

3.

Дорога в школу.

Экскурсия. Называние знакомых объектов. Рассматривание и называние дорожной разметки («зебра»). Нахождение и показ остановок общественного транспорта.

4.

Дорога в школу.

Показ домовых объектов на иллюстрациях. Аппликация дорога

5.

Транспорт

Повторение и изучение новых видов транспорта. Называние и показывание частей транспорта на иллюстрациях.

6.

Транспорт

Повторение изученных видов транспорта. Зарисовка в альбоме одного из видов транспорта.

7.

Мой класс

Показ объектов по инструкции учителя (доста, парта, стул). Рассматривание иллюстраций и соотнесение его с реальными объектами. Действия по инструкции (сесть за парту, встать у доски, взять мел и т.д.) Называние учителей по имени отчеству.

8.

Мои обязанности в школе

Слушание рассказа учителя. Составление рассказа об обязанностях дежурного. Ответы на вопросы. Практический показ обязанностей дежурного.

9.

Мое поведение в школе

Ответы на вопросы по тексту о правилах поведения в школе. Нахождение иллюстраций, отображающих правильное поведение в школе. Моделирование поведения в различных ситуациях.

10.

Учебные вещи

Показ и называние знакомых предметов. Классификация предметов по назначению. Дифференциация предметов по назначению.

11.

Учебные вещи

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Зарисовка в тетрадь учебных предметов по инструкции учителя. Рассказ об использовании учебных предметов

12.

Одежда и обувь

Показ и называние предметов одежды и обуви. Классификация предметов по нескольким признакам. Называние частей одежды и обуви.

13.

Одежда и обувь

Практические действия с предметами. Отработка глаголов (одеть, надеть, застегнуть, завязать, повязать, снять). Дидактическа игра «Одень мальчика».

14.

Расписание уроков

Изучение (повторение) дней недели. Практическое составление расписание на завтра по образцу. Подбор иллюстраций к расписанию.

15.

Мой режим дня

Слушание рассказа о режиме дня. Беседа (ответы на вопросы). Практическое составление режима дня по образцу (с помощью учителя). Подбор иллюстраций к режиму дня.

16.

Моя семья

Перечисление членов своей семьи. Нахождение  на  иллюстрациях членов семьи. Составление предложений о семье. Беседа о занятиях и профессиях членов семьи. Зарисовка своей семьи.

17.

Мои обязанности в семье

Перечисление своих обязанностей в семье. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Распределение обязанностей в зависимости от роли.

18.

Мой город

Определение и называние города. Узнавание и называние объектов на иллюстрации. Составление рассказа по вопросам учителя.

19.

Неживая природа

Мир природы. Земля.

Знакомство с объектами живой и неживой природы. Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка Земли в тетрадь.

20.

Солнце

Изучение влияние Солнца на изменения в природе. Солнце весной и осенью. Составление предложений об изученном объекте.

21.

Луна

Отгадывание загадок. Зарисовка объекта в тетрадь. Разучивание потешки. Составление предложений по вопросам учителя.

22.

Утро.

Выбор иллюстраций с изображением изучаемой части суток. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Выбор объектов неживой природы (солнце) соответствующего времени суток утро.

23.

День.

Повторение изученных ранее времен суток. Выбор иллюстраций с изображением изучаемой части суток. Перечисление видов деятельности в дневное время. Выбор объектов неживой природы (солнце) соответствующего времени суток день.

24.

Вечер.

Повторение изученных ранее времен суток. Выбор иллюстраций с изображением изучаемой части суток. Перечисление видов деятельности в вечернее время. Выбор объектов неживой природы (солнце, луна) соответствующего времени суток утро.

25.

Ночь.

Повторение изученных ранее времен суток. Выбор иллюстраций с изображением изучаемой части суток. Перечисление видов деятельности в ночное время. Выбор объектов неживой природы (луна) соответствующего времени суток утро. Зарисовка времени суток в рабочую тетрадь.

26.

Мой режим дня.

Подбор иллюстраций к составлению режима дня. Ответы на вопросы о необходимости режима дня. Составление предложений о занятиях  в выходные дни.

27.

Утренняя зарядка.

Просмотр иллюстраций с упражнениями для утренней зарядки. Разучивание физкультминутки со стихотворным сопровождением.

28.

Сезонны изменения в природе

Погода

Изучение понятия погода. Подбор прилагательных к слову «погода». Рассматривание иллюстраций и их подбор к описанию погоды сегодня (вчера). Составление рассказа о погоде сегодня.

29.

Календарь погоды

Знакомство с условными изображениями погоды: ясно, пасмурно, снег, дождь. Отмечание на готовом календаре погоды сегодня.

30.

Осенняя погода

Отгадывание загадок про осень. Рассматривание иллюстраций осенней погоды. Нахождение изображения осени. Подбор прилагательных к словосочетанию «осенняя погода». Зарисовка осени в тетрадь.

31.

Осенний парк

Наблюдение за изменениями погоды осенью, объектов живой и неживой природы. Ответы на вопросы учителя. Изготовление подделки из природного материала.

32.

Животные осенью.

Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, медведь, волк, еж). Дидактическая игра «Накорми животного».

33.

Осенняя простуда

Слушание стихотворения И. Финк «Ой, сыночку стало худо…». Беседа о причинах простуды и мерах профилактики. Игра «Собери Ваню на осеннюю прогулку».

34.

Зимняя погода

Отгадывание загадок про зиму. Рассматривание иллюстраций зимней погоды. Нахождение изображения зимы. Подбор прилагательных к словосочетанию «зимняя погода». Зарисовка зимы в тетрадь.

35.

Календарь погоды

Закрепление условных изображений зимней погоды. Отбор условных знаков, отображающих погоду зимой сегодня и вчера. Зарисовка зимней погоды в тетрадь сегодня.

36.

Растения зимой

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстрационного материала по итогам рассказа. Зарисовка любого растения в зимний период.

37.

Животные зимой.

Слушание рассказа о жизни животных в зимний период. Подбор изображений животных в зимний период. Составление предложений по иллюстрациям об образе жизни животных зимой. Дидактическая игра «Найди животное».

38.

Зимние забавы.

Беседа о деятельности детей в зимний период. Отбор иллюстраций с предметами для зимних забав. Составление рассказа по сюжетной картинке. Аппликация «Снеговик».

39.

Зимние праздники.

Знакомство с зимними праздниками. Рассмотрение атрибутов зимних праздников (елочные игрушки, хлопушки, мишура). Разучивание стихотворения.

40.

Осторожно лед!

Знакомство с понятием «лед». Выбор иллюстраций, демонстрирующих правильное поведение на льду. Составление предложений, о правильном поведение на льду, по вопросам учителя. Просмотр видеоролика.

41.

Весенняя погода

Отгадывание загадок про весну. Рассматривание иллюстраций весенней погоды. Нахождение изображения весны. Подбор прилагательных к словосочетанию «весенняя погода». Зарисовка признаков весны в тетрадь.

42.

Календарь погоды.

Закрепление условных изображений весенне погоды. Отбор условных знаков, отображающих погоду весной сегодня и вчера. Зарисовка весенней погоды сегодня в тетрадь.

43.

Растения весной.

Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстрационного материала по итогам рассказа.  Зарисовка любого растения в весенний период.

44.

Животные весной.

Слушание рассказа о жизни животных в весенний период. Подбор изображений животных в весенний период. Составление предложений по иллюстрациям об образе жизни животных весной. Дидактическая игра «Собери животное (из частей)».

45.

Праздники. Мамин день.

Знакомство с весенним праздниками. Рассматривание атрибутов праздника «8 марта». Разучивание стихотворения, изготовление открытки.

46.

Летняя погода.

Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в летний период. Подбор прилагательных к слову «лето». Описание объектов и явлений в летний период по вопросам учителя. Зарисовка летнего пейзажа.

47.

Летний календарь.

Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гроза. Ответы на вопросы учителя о летней погоде.

48.

Летние забавы.

Слушание стихотворения А. Барто «Жарко» и ответы на вопросы учителя. Рассмотрение иллюстраций. Игра «Найди ошибку художника».

49.

Осторожно водоем.

Знакомство с понятие «водоем». Выбор иллюстраций демонстрирующих правильное поведение на водоемах. Просмотр видеоролика.

50.

Растения летом.

Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам рассказа. Изготовление подделки из природного материала.

51.

Животные летом

Слушание рассказа учителя об образе жизни животных в летний период. Дидактическая игра «Назови детенышей животных».

52.

Живая природа.

Растения.

Животные

Овощи, фрукты.

Описание натурального объекта (помидор, огурец, яблоко, груша) по плану учителя. Закрепление знаний цветов (зеленый, красный, желтый), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнение объектов по форме, цвету, запаху. Зарисовка объектов по образцу в рабочую тетрадь. Отгадывание загадок.

53.

Ягоды.

Описание натурального объекта или муляжа по плану учителя. Закрепление знаний цветов (зеленый, красный, коричневый), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнение ягод по форме, цвету. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка объектов в рабочую тетрадь.

54.

Цветы, травы

Рассмотрение гербария. Нахождение и называние знакомых объектов. Подбор иллюстраций к названиям цветов. Описание ромашки, розы, клевера, астры по вопросам учителя. Аппликация «Букет» (из природного материала).

55.

Деревья

Рассмотрение листьев (хвои) деревьев. Дидактическая игра «С какого дерева лист?». Рассмотрение иллюстраций с изображением  деревьев и называние знакомых объектов. Зарисовка объекта в рабочую тетрадь. Запись в словарь: лист, хвоя, ствол, ветви, корень.

56.

Кустарники

Рассматривание иллюстраций. Дифференциация объектов дерево-куст. Называние и описание знакомых объектов. Составление альбома фотографий «Кустарники».

57.

Животные

Домашние животные

Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение собаки и кошки по иллюстрации. Составление предложений о повадках домашних животных. Выбор предметов на иллюстрации, необходимых для ухода за животными. Ответы на вопросы о пользе и вреде животных. Дидактическая игра «Узнай животное по описанию».

58.

Дикие животные

Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение волка и лисы по иллюстрации. Составление предложений о повадках диких животных. Слушание аудиозаписи с голосами животных. Дидактическая игра «Угадай. Чьи лапы (хвост, уши)».

59.

Птицы

Сравнение самолета и птицы (нахождение сходств и различий). Нахождение и называние знакомых птиц на иллюстрациях. Описание птицы по плану: части тела, чем покрыто тело, где обитают, чем питаются. прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.

60.

Насекомые

Рассматривание насекомых на иллюстрациях. Составление рассказа о жизни бабочки по иллюстрациям. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

61.

Человек

Части тела человека

Слушание стихотворения. Показ частей тела со стихотворным сопровождением. Ответы на вопросы учителя по назначению частей тела. Отгадывание загадок. Нахождение сходства и различий частей тела человека и животного. Словарь: голова, руки, ноги, лицо, туловище.

62.

Как мы ходим.

Рассматривание иллюстрационного материала о частях тела человека. Отгадывание загадок. Повторение физических упражнений.

63.

Как мы видим.

Рассматривание своего лица в зеркало. Называние частей лица. Показ эмоций по инструкции учителя. Дидактическая игра «Чьи глаза ты видишь?»

64.

Как мы слышим.

Дидактическая игра «Умей слушать» - узнавание и называние звуков природы (ветер, волны, дождь и т.д.). Рассматривание иллюстраций – органы слуха человека. Дидактическая игра «Узнай животного» (по изображению ушей).

65.

Как мы чувствуем.

Дидактическая игра «Узнай по запаху». Нахождение сходств и различий органов чувств человека и животных.

66.

Гигиена тела человека.

Рассматривание предметов гигиены. Нахождение и называние предметов гигиены. Беседа о правилах гигиены. Практическая отработка навыков мытья рук. Отгадывание загадок.

7. Описание материально-технического обеспечения.

Материально-техническое обеспечение:

1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).

2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.

3. Диагностический инструментарий.

4. Раздаточный материал.

5. Диски с мультфильмами.

6. Мультимедийные презентации.

7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).

Учебно-методическое обеспечение:

УЧЕБНИКИ: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2017.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...

Рабочая программа и КТП по учебному предмету " Мир природы и человека" 2 класс ФГОС для УО

      Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека» ( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена н...