Китай. Страна контрастов.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Жиленкова Татьяна Васильевна

Учебный материал к открытому уроку по окружающему миру "Китай".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kitay.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира на тему:
«Китай»

Класс 4

("Начальная школа XXI века")

Подготовила: учитель начальных классов

Жиленкова Татьяна Васильевна

МОУ Гимназия №4

Волгоград
2021 год

  1. Ф.И.О. : Жиленкова Татьяна Васильевна
  2. Класс: 4
  3. Дата: 
  4. Предмет: окружающий мир
  5. Тема: «Китай»
  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
  7. Цель  урока: создать условия для знакомства учащихся с ближайшей страной-соседом Китаем.
  • Образовательные: обеспечить условия для формирования  знаний о культуре и традициях народов России и Китая.
  • Развивающие: создать условия для развития мыслительных операции: синтез, память, анализ, обобщение;
  • Воспитательные:  обеспечить условия для воспитания бережного отношения  к культуре России и Китая; чувства товарищества, ответственности, усидчивости, интерес к предмету, воспитывать самостоятельность. 

     7. Дидактические средства:

  • для учителя –  технологическая карта урока,  мет. пособие;
  • для обучающегося – рабочая тетрадь, учебник;
  • 8. Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

работы

Результат

1.

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1)актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создание условий для возникновения у школьника внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

Организационный момент.

(оформление класса в китайском стиле, на доске висят иероглифы, флаг и герб Китая, китайские атрибуты)

(звучит китайская мелодия)

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Татьяна Васильевна!

Закройте глаза, расслабьтесь. В Китае принято медитировать, т.е. настраиваться на работу.
Отлично! Откройте глаза.
НИХАО! - что означает приветствие в Китае.

Поприветствуем друг друга.

Жители Китая – китайцы - в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

Поприветствуем друг друга.

Отлично!

Присаживайтесь!

Приветствие учителя, одноклассников.

Нихао

Кланяются с вытянутыми вдоль тела руками

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1) актуализация изученных знаний

2)актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

Беседа

(продолжает звучать музыка Китая)

Ребята, что вы почувствовали, когда услышали данную музыка?

А как вы думаете, чем связаны две страны, Китай и Россия?

Скажите, а  вы знаете какие границы имеют Россия и Китай?

Молодцы!

Мы почувствовали спокойствие.

Данная музыка принадлежит Китаю.

Китай и Россия – соседи.

Они имеют сухопутные границы.

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3

 Открытие нового(реализация построения)

 1)постановка цели и формулирование темы урока,

2)выбор способа достижения цели урока

Изучение нового материала

Беседа

Работа в паре

Работа в паре

Сформулируем тему сегодняшнего урока.

Какие цели перед собой поставим?

Молодцы!

Китай – это огромная удивительная страна. Столица - город Пекин. А жители этой страны кто?

А что Вы знаете об этой стране?

Отлично! Молодцы!

Мы сегодня с вами будем путешествовать по стране Китай. Наш путь будет очень увлекательным и трудоемким.

Желаю удачи!

Чтобы начать наше путешествие, нам необходимо преодолеть испытание.

(на столах лежит голубой конверт с иероглифами, на слайде образец выполнения)

Задание 1 «Иероглифы» 

Сейчас мы с вами попробуем написать китайскими буквами слово «друг». Китайские буквы очень отличаются от русских букв. Кто знает, как в Китае называются знаки, с помощью которых пишут слова? Буквы пишутся не слева направо, а сверху вниз. Давайте попробуем стать настоящими китайцами и познакомимся с письменностью этой страны.

(выкладывают слово «друг» на парте)

(самопроверка по слайду)

Отлично!

Произнесём: ТАНЪЙО 朋友
Скажите, а зачем нужно дружить между странами, между Россией и Китаем?                                      

Молодцы!

На нашем пути протянулась великая китайская река Янзы. Нам предстоит перебраться на другой берег, бросить канат, зацепив его на другом берегу, перейти по нему, как китайские акробаты.  

Задание 2. Переводчики

(на столах желтый конверт с запутанными эпизодами сказки)

Вам предстоит выстроить последовательность русского перевода китайской сказки.

2 минуты на работу

(как только ребята выстроили последовательность, зачитываем)

Почитаем сказку на китайском языке с русским переводом.

(учитель читает на китайском языке, дети переводят)

(см. Приложение №1)

Отлично! Молодцы!

Тема сегодняшнего урока: «Китай».

Познакомиться со страной-соседом  России – Китаем;

узнать о  традициях данной страны;

изучить особенности культуры, национальное блюдо, национальный костюм, символику флага и герба.

Китайцы

Китай – страна восходящего солнца.

Китайцы практически не используют вилки и ложки для употребления пищи, они пользуются палочками.

Иероглифы

ТАНЪЙО朋友

Дружить между странами нужно, следует помогать друг другу в трудную минуту, поддерживать.

Слушают объяснение задания.

Выполняют

фронтальная

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Физкультминутка

Нами пройдена половина пути, можно немного и отдохнуть.

Нам  поможет китайская гимнастика.

(повторить несколько раз)

Встаньте из-за своих парт.

ЧЪЮ ТЫИИНИ ДА ШАУ – поднимите руки вверх.

ТЪЮНЪСЫИЙ ДАНВЭЙ – бежать на мете

ТИЫА – прыгать

ДЮУААН – приседания .

Отлично! Сели на свои места.

Выполняют физкульминутку

Фронтальная

4

Открытие нового материала

Работа в паре

Работа в паре

Работа в паре

Мы перебрались на другой берег и оказались на равнине, где перед нами раскинулась Великая Китайская стена. Нам необходимо забраться на нее, чтоб продолжить свой путь дальше.

3 задание. «Китайская стена», «Запретный город».

(на столах красный конверт с пазлом 2-х достопримечательностей Китая с описанием)

(см. Приложение №2)

Вам следует собрать пазл достопримечательностей, узнать и рассказать о них.

2 минуты на выполнение.

(Самопроверка по слайду)

Скажите, что узнали про Великую китайскую стену?

А что можете сказать про Запретный город?

Отлично! Вот мы и на другой стороне.

А сейчас нам с вами нужно перекусить.

(на столах лежит зеленый конверт, в нем находятся различные блюда разных стран)

Задание 4. Кухня

Выберете, пожалуйста, те блюда, которые принадлежат китайской кухне и расскажите об их особенностях.

2 минуты на ознакомление.

(см. приложение №3)

Итак, расскажите нам о 1-м блюде?

Какую характеристику дадите 2-му блюду?

Отлично! Молодцы!

На пути нам встретились китайцы в национальных костюмах.

Задание5 «Национальный костюм»

(на столах конверт с описанием национального костюма)

Вам следует рассмотреть национальный китайский костюм на слайде  и описать его.

Отлично! Молодцы!

Легендарное животное в китайской культуре – летучая мышь. Изображения летучей мыши присутствовали в китайских домах как символы счастья и долголетия.

(в оранжевом конверте есть всё необходимое)

Задание 6: « Летучая мышь»  

Вам следует сделать из бумаги летучих мышей.

Это и будет вашим следующим заданием.

Молодцы!

Великая Китайская стена. Стену строили, как границу между неблагополучными землями.

Запретный город. Гугун, как называют Запретный город сами китайцы, признаётся одним из самых значительных дворцов в мире. Величественные залы и переходы представляют собой яркий пример характерных черт и воплощают в себе суть китайских архитектурных традиций.

1) Пельмени Сяо лун бао. Пельмени – это не русское блюдо, а китайское, но очень полюбившееся и прижившееся у нас.

2) Китайская лапша - это прародитель уличного фаст-фуда из Китая. Традиционное блюдо называется Чоу мейн – жареная лапша.

Национальный костюм. Национальное женское платье называется «ципао». Родина ципао – провинция Маньчжури. Китайский мужской национальный костюм состоит из длинной рубашки «Танчжуан» (название традиционной рубашки мужчин) и брюк «ку».  

Выполняют

Выполняют

(см. Приложение №4)

Фронтальная

Индивидуальная

(Р) формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

Физкультминутка

Повторяется китайская медитация

Выполняют физкультмитнутку.

фронтальная

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Итог урока:

Работа в группе

Ребята, сейчас мы с вами изготовим памятку по нашей теме.

(см. Приложение №5)

О чем мы сегодня с вами разговаривали?

Что нового узнали?


Что Вам больше всего понравилось?

Что было трудным?

Выполняют

Мы говорили сегодня о стране-соседи России: Китай. На уроке я узнала о национальных костюмах Китая, познакомилась с  достопримечательностями.

Больше всего мне на уроке понравилось разговаривать на китайском языке

Для меня было трудно работать в команде.

Индивидуальная

 (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

6

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1)Фиксация  нового содержание, изученного  на уроке,

2) организация и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Самооценка работы на уроке

Ребята, вернемся к началу урока, мы дарили тепло друг другу.

У каждого лежат  ладошки на парте. Пожалуйста, поднимите ту ладошку, которая соответствует вашим эмоциям на протяжении урока:

1.Зелёная – отличное настроение, у меня всё получилось.

2.Желтая – хорошее настроение, было трудно.

3.Красная – настроение нейтральное, у меня что-то не получилось (объяснить, что именно).

Сделаем вывод:

А мы говорим Вам «Цзай-цзянь!» так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют за учителем). А теперь скажем по-китайски се-се (все вместе) (спасибо). Се-се, что посетили нашу страну. Сколько еще интересного можно узнать об этой удивительной стране. Предлагаем вам самостоятельно изучить Китай.

А на память о вашем маленьком путешествии вы можете забрать своих летучих мышей.

Проводят самооценку деятельности на уроке

Выполняют.

Со странами-соседями должны быть доброжелательные отношения, мы должны помогать и поддерживать друг друга.

фронтальная

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН И СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ТЕАТРА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КОНТРАСТОВ» ДЛЯ УЧЕНИКОВ 1-4х КЛАССОВ.

Надеюсь, что мой материал может пригодиться учителям начальной школы....

Презентация к уроку на тему олицетворение и контраст в стихах Ф. И. Тютчева «Зима не даром злится»

Презентация к уроку литературного чтения УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...

Прием контраста в лирических стихотворениях

Учить анализировать произведения , воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление , внимание; воспитывать любовь к природе и русской словест...

Китай - страна природных контрастов.

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Начальная школа ХХI века"....

Открытое занятие по формированию мышления: настольная игра "Контрасты" для детей с ОВЗ

Тема: формирование элементов логического мышления.Цели:- развитие элементов логического мышления: соотнесение предметов на практике и в воображении, умение  сравнивать, в определённой последовате...

Контраст. Хокку Басе. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Еса Бусон.

Презентация к уроку по теме Контраст. Хокку Басе. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Еса Бусон.. В материале содержится иллюстративный материал к уроку, позволяющий наглядн...

Куда ведут нас три кита. Большие музыкальные страны.

Урок музыки во 2 классе "Куда ведут нас три кита. Большие музыкальные страны"....