Технологическая карта урока окружающий мир УМК "Перспектива" 2 класс "Народный календарь".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Рязанова Виктория Викторовна

Технологическая карта и презентация к уроку по окружающему миру по теме "Народный календарь".

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний о народном календаре; знакомство учащихся с православными праздниками.

Дидактические:
1) Познакомить с историей народного календаря;
2)Познакомить с православными праздниками.

Развивающие:
1) Расширить знания о народных приметах;
2) Развивать логическое мышление учащихся, рассуждая на поставленные вопросы.

Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме через выполнение заданий;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник УМК «Перспектива» 2 класс,  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.
рабочая тетрадь УМК «Перспектива» 2 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 15.10.2021

Студентка: Рязанова Виктория Викторовна

Школа: № 95

Группа: 42

Класс: 2-5

Учитель: Горбунова Анастасия Вадимовна

Урок: 1

Методист: Лебедева Елена Юрьевна

Время:8:00

Кабинет: 317

Тема урока: «Народный календарь»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний о народном календаре; знакомство учащихся с православными праздниками.

Дидактические:
1) Познакомить с историей народного календаря;
2)Познакомить с православными праздниками.
Развивающие:
1) Расширить знания о народных приметах;
2) Развивать логическое мышление учащихся, рассуждая на поставленные вопросы.
Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме через выполнение заданий;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник УМК «Перспектива» 2 класс,  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.
рабочая тетрадь УМК «Перспектива» 2 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I.Самоопределение к деятельности (1-2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Словесный: рассказ учителя.

Ф

1.Создание эмоционального поля.

2.Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

1.Приветствуют учителя.

2.Проверяют готовность к уроку.

Л:личностное самоопределение.

Презентация

Слайд 1

II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: подводящий диалог.

Наглядный: задание на слайде.

Практический: решение ребуса.

Ф

1.Предлагает разгадать ребус.

- Вам необходимо разгадать, какое слово зашифровано в ребусе?

- Какие виды календарей вы знаете?

2.Формулирует проблемную задачу.

- Можно ли по этим календарям определить погоду?

-А что нам помогает определить погоду на следующий день?

- Закроем глаза и представим, что мы очутились в далёком прошлом. Нет у нас ни радио, ни телевидения, ни газет, ни телефонов. Как же планировать свой завтрашний день и узнать о том, какая будет погода, чтобы не попасть под дождь и град, метель и грозу,

находясь вдали от родного дома?

- Как же, по-вашему, в древности определяли погоду?

- Как вы думаете, что такое народная примета?

- Можно ли по приметам составить календарь погоды?

1.Разгадывают ребус. Отвечают на вопросы.

- календарь.

- настольные, настенные, карманные

- нет.

- прогноз погоды.

- по народным приметам.

- это случай, явление, который в народе считается предвестием чего-либо.

- да.

Предметные:

Знать, сколько месяцев в году, последовательность дней недели;

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Презентация

Слайд 2

III.Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: учебный диалог.

Ф

1.Формулирует с учащимися тему и цель урока.

- Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

- Какой план работы на сегодняшний урок мы составим?

1.Формулируют тему и цель урока.

- тема урока: «Народный календарь

- познакомиться с народным календарём.

- 1) познакомимся с народным календарём;
2) изучим новый материал и выполним задания;
3) выполним самостоятельную работу;
4) подведём итоги урока.

П: самостоятельное формулирование цели и темы урока.

Презентация

Слайд 3

IV.Открытие нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Частично-поисковый метод.

Словесный: учебный диалог.

Практический: выполнение задания.

Ф

Ф

Ф

1.Знакомит учащихся с новой темой.

- Примета - случай, явление, который в народе считается предвестием чего-либо.

- Какие народные приметы вы знаете?

- Выделяют три группы, на которые мы можем разделить приметы?

а)  явления в мире неживой природы;

б)  растения;

в)  поведение животных.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 30 №2. На слайде у меня будут представлены приметы, нам с вами необходимо выбрать примету и записать её в ту группу, к которой она относится.

Пример примет на слайде:
Ласточки низко летают — будет дождь.

Рябина цветёт — к долгому теплу.

Летом солнце сильно парит, и лучи его темнеют — к сильной грозе.

Солнце на восходе красного цвета — к сильному ветру.

Соловей поёт всю ночь — к хорошей погоде.

- Знаете ли вы какие-нибудь уральские приметы, которые помогают определить погоду?

- Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

- Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Браслет из мамонтовой кости считают древнейшим календарём наших предков. Поверхность древний мастер покрыл сложным орнаментом, Узор состоял из 30 знаков. Всего их 360 — столько дней насчитывал календарь двадцати тысячелетней давности.

- Были и другие календари,  в которых каждый день посвящён памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвящённые святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая

Фёкла. А вот святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены и другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке.

- Как вы думаете,

что это за календарь?

- Кто-нибудь знает, чему или кому посвящён сегодняшний день?

- А что можно делать в этот день?

- В старину, крестьяне не имели таких календарей, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвященные святым людям, и давали имена святым дням.

- Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определённых святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в соответствии с сезонными изменениями в природе.

2.Предлагает прочитать текст в учебнике на странице 46 и ответить на вопросы.

- Откройте учебник на странице 46, начинаем читать текст по цепочке, начиная с первого ряда. Читаем внимательно, запоминаем, потом будет небольшой опрос.

- Кому был посвящен день 1 сентября?

- Что начинали делать в этот день?

- К какому времени поспевают клюква и брусника?

- Посмотрите на правую  иллюстрацию в учебнике на странице 46. Кому посвящён этот день?

- Что общего на этих иллюстрациях?

- Какие приметы мы узнали, связанные с журавлями?

1.Перечисляют приметы.

2.Открывают рабочую тетрадь на странице 30.

3. Распределяют приметы на три группы и записывают в тетрадь.

а)  явления в мире неживой природы:
Летом солнце сильно парит и лучи его темнеют — к сильной грозе.

Солнце на восходе красного цвета — к сильному ветру.

Б) растения:

Рябина цветёт — к долгому теплу.

В) поведение животных:
Ласточки низко летают — будет дождь.

Соловей поёт всю ночь — к хорошей погоде.

- Когда цветет черемуха – всегда живет холод; Холодная зима – теплое лето;

- орган слуха и осязания.

- православный календарь.

- Праведного воина Феодора Санаксарского (Ушакова) адмирала русского флота (1817).

- прореживанием всходов и сбором семян.

4.Слушают рассказ учителя.

5.Открывают учебник на странице 46, читают текст.

- Фёкле-свекольнице.

- убирать свёклу на огороде.

- к 5 сентября.

- Луппе-брусничнику.

- журавли.

- Если журавли летят низко, то зима будет теплая, если высоко, то холодная.

Предметные: уметь распределять приметы по группам;

Знать народные приметы;
Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Презентация

Слайд 4

V.Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: учебный диалог.

Словесный: составление рассказа.

П

1.Предлагает задание в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 30 №1. Прочтите приметы про себя.

- Какие органы чувств помогают наблюдать явления, которые описываются в первой примете? Во второй?

Динамическая пауза.

Мы по городу идем  

Звонко песню мы поем  

Мы по улице шагаем  

Ноги ровно поднимаем  

Делай шаг – раз, два, 

Взмах руками – три, четыре. 

Повернулась голова  

Руки вверх и ноги шире. 

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

Мы по городу идем  

Звонко песню мы поем  

Мы по улице шагаем  

Ноги ровно поднимаем  

Делай шаг – раз, два, 

Взмах руками – три, четыре. 

Повернулась голова  

Руки вверх и ноги шире. 

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

1.Рааботают в рабочей тетради.

- слух, осязание.

2.Выполняют динамическую паузу.

Предметные: уметь составлять рассказ по иллюстрации;

П: выполнение действий по алгоритму.

Презентация

Слайд 5

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Практический: самостоятельная работа.

И

П

1.Предлагает задания для закрепления нового материала.

2.Контролирует выполнение заданий.

3.Организует проверку.
- Я предлагаю вам выполнить небольшой тест, который позволит нам проверить, как вы усвоили новую тему.

1 вариант.

1На скоько групп можно разделить народные приметы?
А) 3

Б) 2

В) 5

2) Браслет, из какой кости, считался древнейшим календарем наших предков?
А) слоновой

Б) мамонтовой

В) зелёной.

3) Как называется календарь, в котором дни посвящены святым людям?
А) русско-народный

Б) славянский

В) православный.

4) Как называется день, когда люди убирают свеклу?
А) Луппа-брусничник
Б) Фёкла-свекольная
В) Иван-помощник.

2 вариант.
1На скоько групп можно разделить народные приметы?
А) 3

Б) 2

В) 5

2) Браслет, из какой кости, считался древнейшим календарем наших предков?
А) слоновой

Б) мамонтовой

В) зелёной.

3) Как называется календарь, в котором дни посвящены святым людям?
А) русско-народный

Б) славянский

В) православный.

4) Как называется день, когда люди убирают свеклу?
А) Луппа-брусничник
Б) Фёкла-свекольная
В) Иван-помощник.

- Обменяйтесь листочками с соседом по парте, и проверьте с ответами на слайде.

- Если у вас всё верно, то обведите улыбающийся смайлик, если допущено 1-2 ошибки, то не улыбающийся смайлик, если ничего неверно, то грустный смайлик.

1.Выполняют задание.

- ответ а.

- ответ б.

- ответ в.

- ответ б.

- ответ а.

- ответ б.

- ответ в.

- ответ б.

2.Проверяют задание.

Предметные: умение применять полученные знания;

П: выполнение действий по алгоритму;

Л: контроль, оценка.

Презентация

Слайд 6

VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного

Словесный: учебный диалог

Ф

1.Подводит итоги урока.

- Ну что ж, вот и подошёл к концу наш урок.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Из чего состоит народный календарь?

- Какие народные приметы вы запомнили?

1.Подводят итоги урока.

2.Отвечают на вопросы.

- народный календарь.

- из народных примет.

-перечисляют приметы.

Предметные: знать народные приметы;

П: анализ, синтез, обобщение, аналогия.

Презентация

Слайд 7

VIII.Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: учебный диалог

Ф

1.Организует оценку деятельности учащихся.

- У каждого из вас на партах лежат листочки, на них изображены критерии оценивания вашей работы на уроке в виде картинок, раскрасьте ту, которая характеризует вашу работу на уроке.

1.Оценивают свою деятельность, в зависимости от критериев.

Л: самооценка.

Презентация

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти"

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти" с использованием цифровых образовательных ресурсов...

Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Народный календарь»

Цель урока: формирование представления о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.Задачи урока:Дидактические:1. Учить детей соотносить народные примет...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Экологический календарь» - 2 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование экологического сознания; составление экологического календаря.УМК: «Перспектива», учебник «Окружающий мир...

Технологическая карта урока окружающего мира, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Народный календарь"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и представлений о народном календаре.Задачи урока:Дидактические: 1.Дать представление о понятиях «народные приметы», «народный календарь...

Технологическая карта урока окружающий мир "Календарь хранитель времени" (УМК "Школа России" 2 класс)

Цель урока: формирование представления о календаре как древнем явлении мировой культуры.Задачи:Дидактические:1) сформировать представление о календаре;2) сформировать знания о Календаре, времени;Разви...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме \'\'Эра календаря\'\' (УМК "Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии «эра календаря» и его предназначении.Задачи урокаПланируемые результаты...

Технологическая карта урока окружающего мира "Народный календарь" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений о народном календаре.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление о народном календаре.Развивающие:1. развивать познавательные интересы;2. разви...