2 класс. РП по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Жданова Ирина Александровна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе:

  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  • Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).
  • Авторской программы по окружающему миру. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с.
  • Учебного плана МАОУ «СОШ № 5им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
  • Учебно-методического комплекта «Школа России» Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразова­тельных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._rp_okruzhayushchiy_mir.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»

предмет «Окружающий мир»

2 класс

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель:

                                      Жданова И.А.,

 учитель начальных классов

                              высшей квалификационной категории

город Черняховск

2021 год

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе:

  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  • Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).
  • Авторской программы по окружающему миру. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с.
  • Учебного плана МАОУ «СОШ № 5им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
  • Учебно-методического комплекта «Школа России» Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 Предметные результаты:

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

 -работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

 -рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Содержание учебного предмета, курса 

Где мы живем

     Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа

     Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных; животные распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села

    Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность

     Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение

     Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия

     Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Внутрипредметный образовательный модуль «Планета Здоровья»

Сон – лучшее лекарство, Какое настроение?, Я пришёл из школы, Подвижные игры, Я – ученик, Вредные привычки, Подвижные игры, Скелет – наша опора, Осанка – стройная спина, Если хочешь быть здоров, Правила безопасности на воде, Подвижные игры, Обобщающие уроки «Доктора природы».

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1. Раздел «Где мы живём?»   

3

1

Родная страна

1

2

Город и село. Проект «Родной город (село)»

1

3

Природа и рукотворный мир.

1

Раздел 2.  Раздел «Природа»  

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета Здоровья»

16

5

4

Проверим и оценим свои достижения по разделу

 «Где мы живем?»

1

5

Живая и неживая природа.

1

6

Явления природы. Измерение температуры.

1

7

Что такое погода?

1

8

«Планета Здоровья»

Сон – лучшее лекарство.

1

9

«Планета Здоровья»

Какое настроение?

1

10

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

1

11

Звёздное небо.

1

12

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами».

1

13

Про воздух.

1

14

«Планета Здоровья»

Я пришёл из школы.

1

15

Какие бывают растения? Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

1

16

Какие бывают животные? Проверочная работа.

1

17

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

1

18

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

1

19

«Планета Здоровья»

Подвижные игры.

1

20

Дикие и домашние животные. Комнатные растения.

Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

1

21

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Практическая работа «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

1

22

«Планета Здоровья»

Я – ученик.

1

23

Будь природе другом.

Красная книга

1

24

Обобщающий урок по теме «Природа». Тест

1

Раздел 3. Раздел «Жизнь города и села»  

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета Здоровья»

8

2

25

«Планета Здоровья»

Подвижные игры.

1

26

Что такое экономика?

1

27

Что из чего сделано? За покупками.

1

28

Строительство и транспорт. Виды транспорта.

1

29

Промежуточная диагностическая работа.

1

30

Культура и образование. Все профессии важны.

1

31

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Экскурсия

1

32

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

1

33

«Планета Здоровья»

Если хочешь быть здоров.

1

34

Строение тела человека

1

Раздел 4.   «Здоровье и безопасность» 

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета Здоровья»

8

2

35

«Планета Здоровья»

Вредные привычки.

1

36

Если хочешь быть здоров.

1

37

Поговорим о болезнях.

1

38

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа «Отработка правил перехода улиц».

1

39

Домашние опасности.

1

40

Пожар. Лесные опасности.

1

41

«Планета Здоровья»

Скелет – наша опора.

1

42

Как нужно купаться?

1

43

Опасные незнакомцы

1

44

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест

1

Раздел 5.   «Общение»

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета Здоровья»

5

1

45

Наша дружная семья.

1

46

В школе.

1

47

Правила вежливости.

1

48

Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета».

1

49

Мы – зрители и пассажиры.  Проверочная работа.

1

50

«Планета Здоровья»

Осанка – стройная спина.

1

Раздел 6.   «Путешествия»

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета Здоровья»

15

3

51

Посмотрите вокруг.

1

52

Ориентирование на местности.

Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу».

1

53

Формы земной поверхности.

1

54

Водные богатства.

1

55

В гости к весне. Экскурсия.

1

56

«Планета Здоровья»

Правила безопасности на воде.

1

57

Путешествие по родной стране.

Что такое карта и как её читать? Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты».

1

58

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

1

59

Город на Неве.

1

60

«Планета Здоровья»

Подвижные игры

1

61

Путешествие по планете.

1

62

Страны мира.

1

63

Путешествие в космос.

1

64

Обобщающий урок по теме «Путешествие».

1

65

Итоговая диагностическая работа.

1

66

Впереди лето.

1

67

Повторение за год  

1

68

«Планета Здоровья»

Обобщающие уроки «Доктора природы».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1-2 класс викторина по окружающему миру

Дети в игровой форме подводят итоги знаний о животном мире....

Мастер-класс "Мы - часть окружающего мира"

Предмет: Окружающий мир Класс: 1-б Тема урока: Мы – часть окружающего мира. Тип урока: комбинированный Технология: развивающее обучение....

2 класс, урок по окружающему миру

урок по теме "Как животные готовятся к зиме"...

Класс 3, урок окружающего мира , УМК «Гармония» по учебнику О.Т. Поглазовой. Тема: Стадии развития насекомых.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Формирование представлений о жизненных циклах развития насекомых.Планируемые результаты: Регуля...

Тест по математике (2 класс), тест по окружающему миру (2 класс)

Данные  тесты   можно использовать как промежуточную контрольную работу....

Формирование познавательных навыков учащихся 1 класса на уроках окружающего мира

Особенности курса “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающем...

Рабочая программа 1 класс ПНШ по окружающему миру

Рабочая программа 1 класс ПНШ по окружающему миру...