Класс 3, урок окружающего мира , УМК «Гармония» по учебнику О.Т. Поглазовой. Тема: Стадии развития насекомых.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Терещенко Лидия Владимировна

Цель: Формирование представлений о жизненных циклах развития насекомых.

Планируемые результаты:


 

Регулятивные учебные действия:

Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у обучающихся умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия:

Сформировать представление о жизненных циклах развития насекомых. Раскрыть смысл понятия «общественные насекомые». Развивать умение анализировать природные объекты (насекомые), сравнивать их стадии развития, выстраивать цепочку доказательств. Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.

Универсальные логические действия:

Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство. Развивать умение сравнивать и обобщать информацию. Развивать речь, критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям, бережное отношение к природе.


 

Деятельность обучающихся:


 

Регулятивные учебные действия:

Ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.

Познавательные учебные действия:

Раскрывают смысл понятия «общественные насекомые», сравнивают и анализируют объекты природы, выстраивают логическую цепь рассуждений

Коммуникативные действия:

Договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx36.4 КБ
Файл презентация к уроку604.09 КБ

Предварительный просмотр:

Терещенко Лидия Владимировна

учитель начальных классов высшей категории,

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14»,

 г. Биробиджан

Класс 3, урок окружающего мира  , УМК «Гармония» по учебнику

О.Т.  Поглазовой.

Тема: Стадии развития насекомых.

Цель: Формирование представлений о жизненных циклах развития насекомых.

Планируемые результаты:

Регулятивные учебные действия:

Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у  обучающихся  умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия:

Сформировать представление о жизненных циклах развития насекомых. Раскрыть смысл понятия «общественные насекомые». Развивать умение анализировать природные объекты (насекомые), сравнивать их стадии развития, выстраивать цепочку доказательств. Формировать у  обучающихся умение работать с разными источниками информации.

Универсальные логические действия:

Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство. Развивать умение сравнивать и обобщать информацию. Развивать речь, критическое мышление, самостоятельность  обучающихся.

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям, бережное отношение к природе.

Деятельность обучающихся:

Регулятивные учебные действия:

Ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.

Познавательные учебные действия:

Раскрывают смысл понятия «общественные насекомые», сравнивают и анализируют объекты природы, выстраивают логическую цепь рассуждений

Коммуникативные действия:

Договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.

Основные понятия:

«Общественные насекомые»

Оборудование:

1

Компьютер                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

2

проектор

3

экран

4

презентация Power point

5

карточки для работы в парах, в группах

6

учебник

7

печатная тетрадь

8

карточки-иллюстрации развития рыбы, лягушки.

Ход урока

1. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке будете слушать, читать, анализировать, рассуждать.

-Начнем с проверки домашнего задания.

1 ученик:

Выполнить задание

  1. Разложить карточки и рассказать о стадиях развития лягушки (порядок развития разместить карточками в таблицу «Размножение и развитие животных»)

  1. Оценить себя:           Высокий

                                   уровень

Средний уровень

 

Низкий уровень

                     

2 ученик:

 Выполнить задание

1. Разложить карточки и рассказать о стадиях развития рыбы (Порядок развития разложить карточками в таблицу «Размножение и развитие животных»)

  1. .Оценить себя:          Высокий

                                    уровень

Средний уровень

 

Низкий уровень

3 ученик:

1.Пересказать. Чем замечательно куриное яйцо

2. Оценить свой ответ

                                  Высокий

                                   уровень

Средний уровень

 

Низкий уровень

Дополнительные вопросы:

-Что общего  у малышей млекопитающих, пресмыкающихся и птиц?

-Что интересного в размножении водяных змей, черепах и стрекоз?

Итог по домашнему заданию

Составление кластера «Размножение  и развитие животных»

Группы животных

Размножение

Развитие

1

Млекопитающие

Рождают детенышей

Детеныши →взрослое животное

2

Птицы

Откладывают яйца

яйцо→ птенец → взрослая птица

3

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

яйцо→ детеныш → взрослое животное

4

Земноводные

Откладывают икру

икра→ головастик→ лягушка

5

Рыбы

Откладывают икру

икра→ малек→ рыба

6

Насекомые

Откладывают яйца

Либо: яйцо→ личинки → куколка→ взрослое насекомое (бабочка)

Либо: яйцо→ личинка→ взрослое насекомое

( кузнечик)

-Посмотрите на доску. (Вывешены карточки в таблицу «Развитие и развитие животных »)

-Развитие всех ли животных вам известно?

- О каких животных не говорили? ( О насекомых)

Откройте учебник на стр. 73

-Рассмотрите задания

- Над какой темой будем работать?

«Стадии развития насекомых»                                                      Слайд 1

-Спланируйте свою работу

(ответы обучающихся)

                                             План                                                   Слайд 2

  1. Ответить на вопросы
  2. Узнать, какие превращения происходят у насекомых
  3. Узнать, чем особенны муравьи.

-Начнем работу с ответов на вопросы учебника стр. 73.

- Прочитайте вопросы. Кто готов ответить? (Фронтальный опрос)

- Каких животных называют насекомыми?

- Как они умеют двигаться? (летать, ползать)

- Для чего насекомым усики – антенны? (органы обоняния и осязания, улавливают запахи и звуки)

- Какие защитные приспособления есть у насекомых? (окраска, запах – божья коровка впрыскивает жидкость)

- Какой второй пункт плана?                                                          Слайд 2.

 - Поставьте учебную задачу. (Учебная задача  : узнать, какие превращения происходят у насекомых)

- Какие умения понадобятся для решения этой задачи? (рассматривать, анализировать, решать, доказывать)

- Рассмотрим стадии развития мухи.

У вас на столах лежат карточки с заданием для работы в парах. Прочитать и выполнить его.

Задание:

1. Расположить стадии развития мухи, пользуясь статьей учебника стр.73.

  1. .Оценить себя:          Высокий

                                      уровень

Средний уровень

 

Низкий уровень

(Дети самостоятельно работают в парах.)

Проверим правильность выполнения работы по плану.

1 пара объясняет, как расположили карточки

2 пара уточняет правильность выполнения работы, используя информацию в учебнике стр73.

-Сверим с образцом на слайде.

                                                                                                               Слайд 3

3пара   А мы оцениваем свою работу:

                                  Высокий

                                   уровень

Средний уровень

 

Низкий уровень

-Почему?  Физминутка  (музыкальная)

-Как вы думаете, такие стадии развития происходят у всех насекомых?

(да, нет, мнения разделились)

- Какая проблема стоит перед вами?

Проблема: У всех ли насекомых происходят одинаковые стадии развития?

- Какие пути решения вы можете предложить? (Рассмотреть стадии развития других насекомых)

- Я предлагаю вам посмотреть фильм

Ваша задача  : пронаблюдать, как развивается насекомое.

                                                                                                            Слайд 4

Просмотр фильма 1 мин. 12сек.

/девочка читает стихотворение/

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу,

Но теплой весною

Я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю.

- Какие стадии развития проходит бабочка?

Яйцо→ личинка- гусеница → куколка → бабочка. (Картинки стадий развития).                                                                                              Слайд 5

- Кого рассмотрим дальше?                                                                

(Картинки: колорадский жук, божья коровка)                                 Слайд 6

- Я предлагаю вам понаблюдать и сравнить, проходят колорадский жук и божья коровка те же стадии развития, которые проходят муха и бабочка?

Работу выполняем в группах.

- У вас на столах карточки с заданием для работы. Прочитать и выполнить его.

Печатная тетрадь стр.19 № 11

карточки с заданием

План:

Рассмотри рисунок «Стадии развития божьей коровки»

1.Укажи цифрами стадии развития божьей коровки.

2.Раскрой стр.75. Прочитай информацию о личинке божьей коровки.

3.Сравни стадии развития божьей коровки со стадиями мухи.

                                                                                 

План:

Рассмотри рисунок «Стадии развития колорадского жука»

1.Укажицифрами стадии развития колорадского жука.

2. Укажи на особенности развития куколки колорадского жука.

3.Раскрой стр.75. Прочитай во 2 абзаце информацию о личинке колорадского жука.

Проверим:                                                                                                                                Слайд 6

- Группы рассказывают о своих наблюдениях.

- К какому выводу пришли?

- Я увидел, что у…:

- Я увидел, что у …

-Слайд анимация, показывает цифрами стадии развития насекомых.

- К какому выводу пришли группы?

(Ответ группы самооценка)

                                                                                                              Слайд 7

Вывод: стадии развития колорадского жука и божьей коровки одинаковы.

Яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое.

- А в чём особенность развития куколки  колорадского жука и божьей коровки?

(У колорадского жука куколка живёт в земле, а у божьей коровки - на листе)

- Чем полезна божья коровка?

(Они  и их  личинки - хищники. Они поедают тлю – вредителя многих растений. Почти 1000! Пока  личинка  превращается и в куколку.)

- Что узнали о колорадском жуке?

(Очень плодовит и его прожорливые личинки могут уничтожить целые поля кустов картофеля.)

- Вернёмся к плану урока.                                                            Слайд 8

- Я предлагаю поработать со статьёй учебника на стр.76

Приём:                                                                                                                                     Слайд 9

                     «Читаем с пометами»

˅

- уже знал

+

- узнал новое

?

– хочу узнать

Проверка:

- Что знали о муравьях?

- Что нового узнали?

- Какие у вас возникли вопросы?

- На какие вопросы  хотели бы найти ответы?

- Что такое «Общественные насекомые»?                                                            Слайд 10

Значение слова:

Принадлежащий  обществу, коллективный.

- Так чем же особенны муравьи?

- Какие стадии развития проходят муравьи?                                      Слайд 11

Итог урока

- Вернёмся к плану.                                                                                                                Слайд 12

- Какую учебную задачу ставили?

Учебная задача: узнать, какие превращения происходят у насекомых.

- К какому выводу пришли? (стадии развития насекомых одинаковы)

 

Стадии развития насекомых .                                                               Слайд 13                                                                                    - Справились с решением поставленной задачи?

- Какие умения понадобились?  (наблюдать, рассматривать, анализировать, искать информацию, доказывать, работать с книгой, в печатной тетради со схемами)

- Оцените свою работу на уроке по критериям на карточке .  (у   каждого на парте карточка «Оцени свою работу на уроке»)

 

«Домашнее задание»                                                                                                           Слайд 14

Творческая работа на выбор.

  1. Прочитайте и расскажите о видах бабочек. Какие из них живут рядом с нами.
  2. Прочитайте и расскажите о муравьях. Какие муравьи живут на свете. Что объединяет их по способу жизни?
  3. Прочитайте и расскажите о божьих коровках. Правильно ли мы на Дальнем Востоке называем божью коровку? Стр. 73-77

Спасибо за урок!

Самоанализ урока окружающего мира,

  1. класс. УМК «Гармония» по учебнику О.Т. Поглазовой.

Тема урока. Стадии развития насекомых: 2 урок. 1урок « Развитие животных .»

Цель: формирование представлений о жизненных циклах развития насекомых.

Планируемые результаты:

  1. Регулятивные учебные действия:

Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у обучающихся умения контролировать и оценивать свои действия.

  1. Познавательные учебные действия:

Сформировать представления о жизненных циклах развития насекомых. Раскрыть смысл понятия «Общественные насекомые». Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации, схемами.

3.Универсальные  логические действия:

Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство. Развивать умение сравнивать и обобщать информацию. Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

4.Коммуникативные учебные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять  решения.

5.Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать терпимость, уважительное отношение к природе.

Деятельность обучающихся:

С I-го этапа урока и на протяжении всего урока я формировала  регулятивные универсальные учебные действия:

Дети ставили учебную задачу, оценивали себя и одноклассников, планировали свои действия и контролировали. Оценивали выполнение плана и умение сотрудничать. И при пересказе домашнего задания и при опросе, и при работе в парах, в группах прослеживались данные действия.

  1. Познавательные учебные действия:

Сравнивали и анализировали объекты природы насекомых, выстраивали логическую цепочку рассуждений, работали со схемами, выстраивали простые рассуждения и подводили под понятия на основе распознавания объектов природы.

  1. Коммуникативные учебные действия:

Формировала через построение учебного сотрудничества в парах, в группах, между собой, между учителем и детьми, договаривались, распределяли роли при работе в парах , в группах формировали собственное мнение и позицию, задавали вопросы, определяли общую цель, в группах осуществляли совместный поиск решений, приходили к общему решению, использовали в общении правила вежливости.

  1. Личностные учебные действия:

На уроке я использовала разные формы работы: индивидуальную, парную,  групповую,  через приёмы «Чтение с пометами»,  составление кластера  ,работала над развитием критического мышления.

  1.  Использовала различные методы обучения в течение урока,

 такие как:

частично-поисковая  работа с разными источниками информации (с текстом учебника, видео);

словесный метод - в течение всего урока;

наглядный метод - иллюстрации при проверке домашнего задания, работе с карточками.

практический метод -на карточках  при работе в пара, в группах. И в сотрудничестве с техническими средствами обучения, с использованием материала учебника, печатной тетради, карточек для работы в парах и индивидуальной работы, работа со схемами.

  1. Позволили достичь цели урока:

Формирования представлений о жизненных циклах развития насекомых. Творческое домашнее задание по выбору позволит заинтересовать ребят при подготовке домашнего задания.

Поставленная учебная задача: узнать, какие превращения происходят у насекомых  решена.  

Карточка на парте учеников

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.

1

Сегодня на уроке я узнал (а) (что?)_________________________

2

Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?)__________________

3

Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать( что?)________

4

Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?)__________

5

Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше( что сделать?)____

6

Осталось непонятным (что?)_______________________________

7

Сегодня на уроке я был (а)(Каким учеником? Какой ученицей?)_____________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Стадии развития насекомых

Слайд 2

План: 1. Ответить на вопросы. 2. Узнать, какие превращения происходят у насекомых. 3. Узнать, чем особенны муравьи.

Слайд 3

Стадии развития мухи яйца личинка куколка Взрослое насекомое

Слайд 6

1 2 3 4 1 3 2 4

Слайд 7

яйца личинка куколка Взрослое насекомое

Слайд 8

План: 1. Ответить на вопросы. 2. Узнать, какие превращения происходят у насекомых. 3. Узнать, чем особенны муравьи.

Слайд 9

«Читаем с пометами» ˅ - уже знал + - узнал новое ? – хочу узнать

Слайд 10

принадлежащий обществу, коллективный Общественные насекомые

Слайд 11

яйца личинка куколка Взрослое насекомое

Слайд 12

План: 1. Ответить на вопросы. 2. Узнать, какие превращения происходят у насекомых. 3. Узнать, чем особенны муравьи.

Слайд 13

яйца личинка куколка Взрослое насекомое яйца личинка куколка Взрослое насекомое яйца личинка куколка Взрослое насекомое яйца личинка куколка Взрослое насекомое Стадии развития насекомых яйца личинка куколка Взрослое насекомое

Слайд 14

Домашнее задание Прочитайте и расскажите о видах бабочек. Какие из них живут рядом с нами. Прочитайте и расскажите о муравьях. Какие муравьи живут на свете? Что их объединяет по способу жизни? Прочитайте и расскажите о божьих коровках. Правильно ли мы на Дальнем Востоке называем божью коровку? Стр. 73-77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира (УМК "Гармония") для 2 класса "Ночная красавица"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру и презентацию....

Презентации к урокам окружающего мира УМК "Гармония" 3 класс

Презентации к урокам окружающего мира УМК "Гармония" 3 класс...

Презентации к урокам окружающего мира УМК "Гармония" 3 класс (2 часть)

Презентации к урокам окружающего мира УМК "Гармония" 3 класс (2 часть)...

Презентации к урокам окружающего мира УМК "Гармония" 3 класс (3 часть)

Презентации к урокам окружающего мира УМК "Гармония" 3 класс (3 часть)...

Презентации к урокам окружающего мира УМК "Гармония" 3 класс (4 часть)

Презентации к урокам окружающего мира УМК "Гармония" 3 класс (4 часть)...

Мастер - класс" Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее." Проект на уроке окружающего мира УМК "Гармония"

Цель мастер - класса: дальнешее повышение мотивации педагогов к овладнию методом проектов как одним из интерактивных методов обучения...

Урок окружающего мира по теме "Грибы" (учебник - А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая) 2 класс.

Цель урока: дать представление об особенностях грибов, использовании их человеком....