Мастер - класс" Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее." Проект на уроке окружающего мира УМК "Гармония"
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Макаровец Екатерина Викторовна

Цель мастер - класса: дальнешее повышение мотивации педагогов к овладнию методом проектов как одним из интерактивных методов обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

« Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее»

Проект на уроке окружающего мира УМК «Гармония»

Мастер-класс разработала : учитель начальных классов  МКОУ «СОШ №85 им. Героя Советского Союза  Н.Д. Пахотищева г. Тайшета»  

Макаровец  Екатерина Викторовна

Цель: дальнейшее повышение  мотивации педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Оборудование: аудиосистемы, компьютер, сканер, учебная и учебно-методическая литература, школьная и домашняя библиотеки.

  1. Вступление

(Звучит песня  Энрико  Карузо)

Век  назад 11 летний мальчик работал на фабрике в Неаполе. Он страстно хотел петь, но первый учитель охладил его, сказав, ему, что у него совершенно нет голоса. Но, мать этого мальчика  простая крестьянка, обняла и ободрила его. Сказав ему: «Ты все сможешь. Я уже вижу твои успехи». Эти слова вдохновили и ободрили ребенка. И, благодаря тому, что в его силы поверили, мир может наслаждаться чарующим голосом Энрике Карузо - итальянским оперным певцом.

Успех - значит вовремя успеть.

Успеть взрослому, помочь ребенку поверить в себя в свои силы.

Успеть познать его внутренний мир.

Успех, как птица, может коснуться своим крылом и окрылить. Дать силы для преодоления трудностей. А может и пролететь мимо. Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И может благодаря этому, мы можем добиться хорошего качества нашего образования.

Адресация.

1.     Предмет: окружающий мир

2.     Класс: 3 .

3.     Возраст: 8-9 лет.

4.     Количество учащихся: 26.

5.     Время работы над проектом: 2 дня .

6.     Форма работы: урочно - внеурочная.

7.     Цель:

  • вовлекать каждого участника проекта в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
  • развивать умение проектировать свою деятельность;
  • развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;
  • развивать фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые;
  • воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы, умение предъявлять свою работу другим;
  • привлечь к участию в школьной жизни членов семьи.
  • результатом данного урока должно быть формирования представления о занятии людей в Древней Руси.

8.     Учебно-педагогические задачи:

·        приобщение  к полезной деятельности;

·        развитие творческих способностей;

·        развитие эстетического вкуса;

9. Детская цель проекта:

Работа над проектом

На сегодняшнем мастер -  классе, я представляю свой опыт работы над краткосрочным проектом.

Такой проект я провела на уроке окружающего мира в 3 классе. Тема:

УМК «Гармония» автор Поглазова О.Т., результатом данного урока должно быть формирования представления о занятиях людей в Древней Руси. Я посчитала возможность провести данный урок в виде краткосрочного проекта, потому что это позволит мне вовлечь ребенка как участника проекта в активный познавательный процесс творческого характера.

  1. Погружение в проект

- Прочитайте тему сегодняшнего урока

(« Лишь зная, прошлое можно шагать в будущее»)

- Какая важная мысль содержится в этом предложении?

- Предоставим время группам, по рассуждать.

А пока я хочу обратить внимание аудитории на умение, которое сейчас мы формируем у обучающихся?

- Послушаем мнение групп. О чем говорит предложение: «Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее».

- Из каких источников можно узнать о прошлом народа?

(Сказки, былины, пословицы, предметы одежды и т.д.)

Домашнее задание было дано дифференцировано.

На экране

1 группа: Узнать на какой праздник пекут блины? Из разных источников узнать историю этого праздника?

2 группа: Узнать у бабушек из чего пекли блины?

3 группа: Чем наши бабушки фаршировали блины?

- Сейчас группы представят свои ответы.

Я хотела бы напомнить вам о том, что данный этап работы тоже формирует очень важное умение. Какое?

Поиск и исследование информации

- Чтобы выделить главное и нужное, в найденной информации, необходимо уметь…

Обобщать

Сравнивать

- Итак, наши группы готовы.

Ответ 1 группы:

Блины пекли на праздник Масленицу. Масленица — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Масленицу встречали блинами, праздник Масленицу, на Руси отмечали и тогда, когда ещё не было христианства. В те времена этот праздник назывался иначе. Как и многие другие языческие народы, древние славяне отмечали праздник, связанный с проводами зимы и встречи весны.

Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимнего сна, означал начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный, сытый, поэтому она была и остаётся обильной и очень сытной. 
После принятия христианства на Руси этот праздник остался. Причём, его считают народным праздником, а не праздником Христианской Церкви. Слово блин общеславянское. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин – как маленькое солнце – круглый и горячий.

Ответ 2 группы

Для блинов необходимы: мука, вода, молоко, яйца. Из этих продуктов заводят тесто и пекут блины.

Ответ 3 группы

Вариантов начинки для блинов, очень много – это и сладкие

и мясные, и овощные, и рыбные варианты.

Один из самых распространенных вариантов блинов с начинкой – блины с творогом.

2. Проблематизация

- Исходя из той информации, что вы только что услышали, можете ли вы предположить, чем занимались люди в прошлом? Можно ли это узнать по блюду русской кухни –  блинам?

        Остановимся на мгновение. Этот проект краткосрочный, многое детям известно из личного опыта. Поэтому я решила использовать в ходе выполнения проекта метод исследования. Мне хотелось не только пополнить у учеников опыт совместной деятельности над проектом, но и представить пока еще новый вид деятельности – исследование.

  1. Выдвижение гипотезы

-Сформулируйте гипотезу (предположение).

(По блюдам национальной кухни можно узнать историю народа).

3. Исследование

- Мы сейчас попробуем доказать или опровергнуть эту гипотезу.

Для этого проведем исследования.

Самоопределение к деятельности:

Чтобы получить удовольствие от работы у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счёт «раз»  хлопнуть в ладоши, а на счёт «два»  хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились? «Раз»! «Два»! Молодцы!

Самостоятельная работа групп:

1-я группа:

- Зная, продукты, которые нужны для изготовления блинов, определить,

какие виды занятий людей   способствовали появлению этих продуктов.

- Свой ответ выразите в виде схемы.

2-я группа

- А вторая группа  изучит предложенные  начинки и выяснит, какие занятия людей способствовали их появлению .

- Как и первая группа, свой ответ выразите схемой.

Группы работают

-А сейчас у меня очередной вопрос к залу. Как вы считаете, какие умения формируются у школьников в результате выполнения данного вида работы.

Проектировать свою деятельность

.

Устанавливать причинно – следственные связи

- Вы заметили, что в процессе работы, они общаются между собой, развиваются их…

Коммуникативные умения

- Пожалуйста, кто готов представить результаты своего исследования

(На магнитной доске фотография русского костюма).

Яйцо- птицеводство

Сахар получали из  свеклы, + мука  - земледелие

Мясо(фарш) и творог –животноводство. охота

Рыба- рыболовство

Мед- бортничество

Ягодная начинка – собирательство

-Какое умение требуется ученикам, чтобы составить схему ответа.

- Вспомните, пожалуйста, какую гипотезу мы выдвигали в начале нашего занятия, и подумайте над тем, подтвердилась ли она в процессе исследования или нет?

моделирование

- Всомним гипотезу, которую мы выдвинули?

(По блюдам национальной кухни можно узнать историю народа).

4. Вывод

- Чем занимался русский народ в прошлом?

(Наши  предки занимались земледелием, животноводством, бортничеством, охотой, рыболовством, собирательством).

- Как вы считаете, подтвердилась наша гипотеза или нет?

5. Рефлексия

- А сейчас я предлагаю подвести итог нашей деятельности на уроке.    

У вас на столах лежат «блины» и тарелка для блинов. Если блины удались, то хозяйка и крошки не найдет. Если блины не понравились, то их надкусывают и оставляют на тарелке. Оцените свою работу. Если работалось легко, интересно,  все стало понятно, то я увижу пустую тарелку, а если наоборот, то тарелка будет полна блинов.

Покажите всем ваши тарелки.

Итак, это ваше отношение к уроку.

- Какие умения мы формировали у учащихся на последнем этапе нашего занятия?

Выполнил самооценку своей деятельности

Для  рефлексии:

  • коммуникационная: обмен мнениями о новой информации;

  • информационная: приобретение нового знания;

  • мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля;

  • оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесс

- В конце каждый оценил свои впечатления. Как называется это умение.

рефлексия

- А теперь посмотрите на эти умения.

Как они называются?

Универсальные учебные действия

Вы знаете, что УУД являются основой новых стандартов, которые направлены на изменение результатов образования, формирование и социализацию личности.

Я хочу поблагодарить за сотрудничество, и дать буклет с разными рецептами русских блинов. Придет Масленица, и вы удивите своих домашних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Проект на уроках окружающего мира

Проект по окружающему миру 2 класс, программа "Школа России"...

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе...

МАСТЕР – КЛАСС «Модульные технологии на базе цифровых систем PROlog на уроках окружающего мира»

Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы по использова...

Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»

Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»....

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...

Мастер — класс по теме «Использование цифровой лаборатории систему STEM на уроках окружающего мира в начальной школе»

Мастер — класс по теме «Использование цифровой лаборатории систему STEM на уроках окружающего мира в начальной школе»...