Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Косенко Татьяна Сергеевна

Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира»

Цели:

- расширить понятие о критическом мышлении и приемах  развития критического мышления;

- показать приемы использования  приемов в своей практической работе

     Оборудование: интерактивная доска, презентация

      Критерии успеха:

    - знать  приемы  критического мышления;

    - уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования    навыков  критического  мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория:  педагоги школы

Ход мастер-класса

Здравствуйте, меня зовут Косенко Татьяна Сергеевна, я учитель начальных классов.

Здравствуйте, те кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто любит мечтать!

Здравствуйте те, кто мечтает полетать!

Здравствуйте те, кто любит сладкое!

Кстати о сладком, предлагаю вам взять со стола один понравившийся десерт. Смелее. Изучите его форму, вкус, цвет, фактуру, размер.  Впереди нас ожидает продуктивная работа. Необходимо повысить мозговую активность.

Новые стандарты, инновации,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы…

Что в современном уроке применить мы готовы?

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объем информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Тема моего мастер-класса «Использование приемов технологии критического   мышления на уроках окружающего мира».

В основе ТРКМ лежит трехфазная структура урока. Вызов. Осмысление. Рефлексия.

На каждом этапе урока  я использую различные приемы. (слайд)

Первый этап урока - вызов.

Прием  - дерево предсказаний.

Ствол дерева – тема (КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ),

ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (ЭТАПЫ УРОКА)  и листья – обоснование этих предположений, аргументы (ПРИЕМЫ).

- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

Второй прием – МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

У нас организованы 3 фокус-группы.

- Уважаемые коллеги фокус-группы, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами работы в группе.

Определение правил работы в группах

- Уважительное отношение ко всем членам группы;                                                        

-  умение слушать и слышать всех членов группы;                                                              

-оказание  помощи друг другу;                                                                                            

- активное участие всех членов группы в работе;

Каждая из групп получает свое задание.

Группам предложено:

1 – разгадать кроссворд

2 – поработать с графическим изображением и ответить на вопросы

3 – прием «верные и неверные утверждения»

- Коллеги, вы можете приступить к работе.

1)Какая же тема урока?...

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать!

‒Вопросы кроссворда: 1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля) 4. Арктика – это снег и … (Лед) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка)

‒Какое слово получили? (Тундра)

2) графическое изображение (учебник, атлас)

1.Посмотрите на карту, какая ПЗ обозначена?  

2. Каково ее географическое положение.

3. Что означает слово «тундра»?

Зона тундры на карте Евразии

3) Прием «Верно-неверно»

В тундре произрастают многолетние растения.

Основным растением является карликовая береза.

Основной почвой тундры является чернозем.

Зимой частой гостью в тундре является метель.

В тундре грибы выше деревьев.

В тундре лето теплое и продолжительное.

Зима в тундре короткая и теплая.

Основным жилищем оленевода является чум.

Основная порода деревьев – ель, сосна.

В тундре красивое зрелище полярное сияние.

В марте главным праздником оленевода является праздник  «Здравствуй, солнце».

-Коллеги, вы можете приступить к работе.

- А зрителям и членам жюри предлагаю послушать песню и ответить на  вопросы (Ответы можете фиксировать на листочках).

-О какой природной зоне идет речь в песне?

- Как автор текста описывает природные условия тундры?

- Какие животные помогают передвигаться в тундре?

Уважаемые коллеги, вы прослушали песню, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

1 группа – Вы должны были разгадать кроссворд.  Какое слово у вас получилось?

- Какова тема урока? (тундра)

2 группа – вы работали с графическим изображением.

(Тундра расположена южнее зоны арктических пустынь,  на побережье Северного Ледовитого океана).

3 группа – вы работали с верными и неверными утверждениями. Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось.

Подведем итог этапа «Вызов» при помощи кластера.

Т.О. на этапе вызова мы применили приемы – дерево предсказаний, мозговой штурм, верные и неверные утверждения, кластер.

Второй этап урока – осмысление.

 При изучении темы «почва» использую прием «да, нет».

   Учащимся необходимо заполнить первую строку таблицы, вторая строка остается пока  пустой.

Вопросы:

… ветер может разрушить горы?

… опавшие осенью листья вредят почве?

… 1см почвы образуется за 300 лет?

… норы животных, живущих в почве, разрушают её?

… растения участвуют в образовании почвы?

… почва – это плодородный слой?

… почва – наша кормилица?

-

+

-

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

+

Во время урока и в конце, снова возвращаемся к утверждениям, и ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы. Корректируют свои ответы.

Публике предлагаю вариант  игры «да нет-ки».

Для обобщения материала по одному учебному разделу или теме  удобно использовать прием «Сводная таблица»

Сводная таблица  «Полезные ископаемые»

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички, скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

В результате работы групповой деятельности составлена таблица.

А вот для сравнения трех и более аспектов или вопросов в рамках изучения какой-то темы можно применить прием «Концептуальная таблица»  

Линия сравнения

лес

лесостепь

Лесная зона

Климатические условия 

Растительный мир 

Животный мир 

Занятия людей

Следующий прием называется «тонкие и толстые вопросы».

в левой части таблицы–простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  1. Каково географическое положение зоны тундра?
  2. Какие народы проживают в тундре?
  3. Какова хозяйственная деятельность этих народов?
  4. Есть ли в тундре полярная ночь?
  5. Какая температура в зоне тундры в январе?
  1. Почему у овцебыка густая шерсть?
  2. Дайте объяснение, почему в тундре произрастают многолетние растения?
  3. Почему у животных меняется окраска в зависимости от сезона года?
  4. Дайте объяснение, почему в зоне тундры стелющиеся растения.
  5. Почему олени в летнее время кочуют в лесотундру?

Следующий прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:

•явные, которые легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

•скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Тема урока «Город на Неве» 2 класс

Санкт-Петербург- один из самых красивых городов мира. Это столица нашей Родины. Санкт-Петербург стоит на реке Волга . Этот город основал князь Юрий Долгорукий более 300 лет назад. В Санкт- Петербурге много достопримечательностей: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Кремль.

(работают группы и аудитории)

 Это задание можно усложнить и предложить детям незнакомый текст и ответы.

2.        Прочитайте текст об известной экспедиции, заполните пропуски в тексте. Ответы занесите в бланк ответов.

«Испанский король для поиска морского пути в _(1)_, богатую пряностями и золотом, приказал организовать экспедиции. Руководить морским походом был назначен _(2)_, плаванье отправились три корабля _(3)_, _(4)_, _(5)_. Первое плавание началось 3 августа _(6)_ года, а 12 октября этого же года _(2)_ достиг _(7)_ островов. Эта дата считается датой открытия _(8)_. _(2)_ решил, что он доплыл до _(1)_, поэтому назвал местных жителей _(9)_. _(2)_ не знал, насколько значимое открытие он совершил – открыл новый континент.  В последующих плаваниях _(2)_ были открыты группы островов в _(10)_ море, исследована часть побережья Южной _(8)_, достигнуто побережье Центральной _(8)_»

ОТВЕТЫ:

  1. Индия
  2. Христофор Колумб
  3. Санта-Мария
  4. Нинья
  5. Пинта
  6. 1492
  7. Багамские острова
  8. Америка
  9. Индийцами
  10. Карибском

Колумб обогатил Европу различными растениями.

А у нас приближается Новый год и мне хотелось бы пожелать вам.

Картофель – пусть будет дом ваш полной чашей.

Кукуруза – солнечного настроения и позитива.

Томат – неиссякаемых творческих идей и вдохновения.

Кофе – энергии и бодрости духа.

Какао – ну а это шоколад с содержанием какао-бобов 85%  для того, чтобы ваша жизнь была не горькой, а сладкой. Угощайтесь.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Косенко Татьяна Сергеевна Южноуральск 2019

Слайд 2

«Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» Томас Эдисон

Слайд 3

В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока 3. Рефлексия 2. Осмысление 1. Вызов

Слайд 4

Вызов Осмысление Рефлексия «Верные и неверные утверждения » « Верите ли вы …» « Кластер » « Загадка » « Корзина идей » «Т аблица ЗХУ » « Да-нетка » « Дерево предсказаний » « Перепутанные логические цепочки» таблица – ЗХУ; маркировка текста – «Инсерт»; чтение с остановками; прием «Зигзаг» кластер сводная таблица концептуальная таблица синквейн сочинение эссе

Слайд 5

Первый этап урока - вызов

Слайд 6

Дерево предсказаний Критическое мышление Вызов Осмысление Рефлексия приём приём приём приём приём

Слайд 8

Мозговой штурм - кроссворд Короткое название ледяной зоны Птица с необычным красным клювом. Название острова, на котором расположен заповедник. Арктика – это снег и … Растения, живущие в толще воды. Виды рыб, обитающих в северных морях.

Слайд 9

3 6 5 4 2 1 А Г П И А Р Д Н У Т С О Д Ь О В Т Л А Р В К Р А А Л К С Я Л К А Е И К Й О И Мозговой штурм - кроссворд Короткое название ледяной зоны Птица с необычным красным клювом. Название острова, на котором расположен заповедник. Арктика – это снег и … Растения, живущие в толще воды. Виды рыб, обитающих в северных морях.

Слайд 10

Мозговой штурм – графическое изображение 1. Посмотрите на карту, какая ПЗ обозначена? 2. Каково ее географическое положение. 3. Что означает слово «тундра»?

Слайд 11

Мозговой штурм – «Верно-неверно» В тундре произрастают многолетние растения. Основным растением является карликовая береза. Основной почвой тундры является чернозем. Зимой частой гостьей в тундре является метель. В тундре грибы выше деревьев. В тундре лето теплое и продолжительное. Зима в тундре короткая и теплая.

Слайд 12

Мозговой штурм Как автор текста описывает природные условия тундры? Какие животные помогают передвигаться в тундре? О какой природной зоне идет речь в песне?

Слайд 13

Тундра снег морозы метели олени безлесная полярный круг северное сияние враждебная

Слайд 14

Второй этап урока – осмысление

Слайд 15

Верите ли вы, что… 1. Ветер может разрушить горы? 2. Опавшие осенью листья вредят почве? 3. 1см почвы образуется за 300 лет? 4. Норы животных, живущих в почве, разрушают её? 5. Растения участвуют в образовании почвы? 6. Почва это плодородный слой? 7. Почва – наша кормилица? 1 2 3 4 5 6 7 - + - + - - +

Слайд 16

Верите ли вы, что… 1. Ветер может разрушить горы? 2. Опавшие осенью листья вредят почве? 3. 1см почвы образуется за 300 лет? 4. Норы животных, живущих в почве, разрушают её? 5. Растения участвуют в образовании почвы? 6. Почва это плодородный слой? 7. Почва – наша кормилица? 1 2 3 4 5 6 7 - + - + - - + + - - + + + +

Слайд 17

Название Основные свойства Использование Известняк белого, серого или желтого цвета строительство, мел, мрамор Гранит зернистый, твердый и прочный строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро Глина мельчайшие частички, скреплённые между собой кирпич, посуда Песок в виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый дороги, стекло Железная руда черного цвета, притягивает металлические предметы машины, железнодорожные рельсы, вагоны Сводная таблица «Полезные ископаемые»

Слайд 18

Концептуальная таблица Линии сравнения Степь Лесостепь Лесная зона климатические условия растительный мир животный мир занятия людей

Слайд 19

Таблица толстых и тонких вопросов Тонкие вопросы - требуют фактического ответа Толстые вопросы - требуют обстоятельного развернутого ответа Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Слайд 20

Таблица толстых и тонких вопросов по теме «Тундра» Тонкие вопросы Толстые вопросы 1. Каково географическое положение зоны тундра? 2. Какие народы проживают в тундре? 3. Какова хозяйственная деятельность этих народов? 4. Есть ли в тундре полярная ночь? 5 Какая температура в зоне тундры в январе? 1. Почему у овцебыка густая шерсть? 2. Дайте объяснение, почему в тундре произрастают многолетние растения? 3. Почему у животных меняется окраска в зависимости от сезона года? 4. Дайте объяснение, почему в зоне тундры стелющиеся растения. 5. Почему олени в летнее время кочуют в лесотундру?

Слайд 21

Прием «Лови ошибку» Санкт-Петербург - один из самых красивых городов мира. Это столица нашей Родины. Санкт-Петербург стоит на реке Волга . Этот город основал князь Юрий Долгорукий более 300 лет назад. В Санкт - Петербурге много достопримечательностей: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Кремль.

Слайд 22

Прием «Лови ошибку» «Испанский король для поиска морского пути в _(1)_, богатую пряностями и золотом, приказал организовать экспедиции. Руководить морским походом был назначен _(2)_, плаванье отправились три корабля _(3)_, _(4)_, _(5)_. Первое плавание началось 3 августа _(6)_ года, а 12 октября этого же года _(2)_ достиг _(7)_ островов. Эта дата считается датой открытия _(8)_. _(2)_ решил, что он доплыл до _(1)_, поэтому назвал местных жителей _(9)_. _(2)_ не знал, насколько значимое открытие он совершил – открыл новый континент. В последующих плаваниях _(2)_ были открыты группы островов в _(10)_ море, исследована часть побережья Южной _(8)_, достигнуто побережье Центральной _(8)_»

Слайд 23

Прием «Лови ошибку» «Испанский король для поиска морского пути в Индию, богатую пряностями и золотом, приказал организовать экспедиции. Руководить морским походом был назначен Христофор Колумб, плаванье отправились три корабля: Санта-Мария, Нинья, Пинта. Первое плавание началось 3 августа 1492 года, а 12 октября этого же года. Колумб достиг Багамских островов. Эта дата считается датой открытия Америки. Колумб решил, что он доплыл до Индии, поэтому назвал местных жителей индийцами. Колумб не знал, насколько значимое открытие он совершил – открыл новый континент. В последующих плаваниях Колумбом были открыты группы островов в Карибском море, исследована часть побережья Южной Америки, достигнуто побережье Центральной Америки»

Слайд 24

Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы. Э. Кинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

Использование технологий критического мышления на уроках окружающего мира

Изучить пути и методы применения технологии критического мышления на уроках окружающего мира и на основе анализа существующего опыта учителей начальной школы обосновать необходимость ее использования....

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация...