"Пищеварительная система"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

конспект урока по теме "Пищеварительная система"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevaritelnaya_sistema_4_klass.docx26.34 КБ
Файл pishchevaritelnaya_sistema_4_klass.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

 

Тема урока: Пищеварительная система. 

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека, способного к сотрудничеству, созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. И потому начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Если систематически использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Форма работы: Индивидуально – групповая

Формируемые УУД: познавательные ,коммуникативные, регулятивные.

Приемы и методы работы:

– работа в малых группах;

– прием “Верите ли вы?»

– диалог и обсуждение;

- самостоятельная работа с информацией

– обращение к опыту учащихся;

Цели и задачи:

1 формирование умения формулировать цели урока после предварительного обсуждения

2.Формированиеумений добывать новые знания, представленных в разных формах (тексте, таблице, схеме, иллюстрациях)

3. Формирование умений перерабатывать полученную  информацию, делать выводы, на основе обобщения знаний.

4..совершенствовать навыки вдумчивого чтения

5. развитие личной ответственности

6.развитие творческих способностей.

7. развитее навыков работы в группе

8..Формирование умений доносить новую информацию до учащихся

9.Ознакомление с  пищеварительной системой человека

10. расширение кругозора по заданной теме

Оборудование:

1. таблица «Верю - не верю».

2. Тексты для чтения

3.листы ватмана

4.таблица «Пищеварительная система».

5. карточки самооценки.


Ход урока:
1. Организационный момент.
Урок окружающего мира. Проверьте вашу готовность к уроку.
2. Постановка проблемы. Стадия вызова.
Составьте пословицу из предложенных слов.
Здоровье дороже золота.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие ещё пословицы о здоровье человека вы знаете? 

Я предлагаю вам съесть маленький бутербродик, чтобы повысить вашу работоспособность на уроке. 

Игра «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица.

-Прочитайте вопросы и дайте на них либо положительный, либо отрицательный ответ.. Вторую строку  оставьте пока пустой..  

Высказывания

Начало урока

Заключение урока

1.

Верите ли вы, что печень- самый тяжёлый орган нашего тела?

2.

Верите ли вы, что Самый “длинный” орган - тонкая кишка. Её длина более 6 метров.

3.

Верите ли вы , что желудок человека обычно размером с небольшой мяч?

4

Верите ли вы ,что желудок не способен переварить всё то, что в него попадает.

5.

Верите ли вы ,что  . печень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра.

6.

Верите ли вы, что в мускулистых стенках желудка таятся особые желёзки, которые выделяют желудочные соки?

7.

Верите ли вы, что сам желудок не способен переварить всё то, что в него попадает.


3. Сообщение цели урока.

 - Сегодня мы поговорим об очень важной системе органов.

- О какой, догадайтесь сами.

- Органы этой системы снабжают организм человека строительным материалом , даёт организму энергию. ( пищеварительная система)
- Правильно, сегодня мы поговорим о пищеварительной системе.

Посмотрите на экран ,что вы видите?

Мы держим путь в организм человека.
- Итак, наше путешествие начинается.

4. Работа по теме урока.

.Наш бутербродик начал свое путешествие. 

 - Откуда он начнет свое путешествие и куда попадет потом?

- Давайте рассмотрим таблицу « Пищеварительная система».
- Как устроена наша пищеварительная система?
- Что вы знаете о ней?

Предлагаю вам прочитать  текст, возьмите его в зеленой папке.


Текст для чтения:
- Пищеварительный процесс занимает от 8 до 24 часов, пища за это время проходит около 10 метров. Наша пищеварительная система представляет собой открытую с двух сторон трубу.

Во рту расположен язык. Он определяет вкус пищи, и подталкивает ее к зубам .Слюнные железы выделяют слюну ,которая смачивает  нашу пищу,начинает его обрабатывать Через глотку обработанная во рту пища попадает в пищевод - мускульную трубку, которая проталкивает ее в желудок..

Желудок человека обычно размером с небольшой мяч. Его стенки состоят из мышц, а внутренняя поверхность выстлана клетками, выделяющими желудочный сок ( пища перемалывается, смачивается слюной, распознаётся на вкус). Желудок – главный орган пищеварительной системы. В его мускулистых стенках таятся особые желёзки, которые выделяют желудочные соки. Они способны растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. Для каждого продукта желёзки вырабатывают свою кислоту.
   Трудится желудок добросовестно, но медленно. С сахаром и фруктами он справляется быстрее, с мясом – медленнее.

Сам желудок не способен переварить всё то, что в него попадает. С хлебом, например, он справляется, а вот с маслом – нет. Поэтому пища поступает в кишечник, в двенадцатиперстную кишку. Кишечнику помогает печень Печень  – самый тяжёлый орган нашего тела. У взрослого человека она весит около 1,5 кг. Печень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра.

Самый “длинный” орган - тонкая кишка. Её длина более 6 метров, тогда как длина толстой кишки всего 2 метра.

 Из тонкого кишечника пища попадает в толстый кишечник. Здесь за неё принимаются тысячи кишечных микробов. Они перерабатывают в растворы уцелевшие остатки пищи. Здесь наша пища превращается в маленькие капельки прозрачной жидкости. Всё, что не переварилось, выходит через прямую кишку и называется калом.

Что вам было известно ранее из прочитанного текста?

- Какую новую информацию вы узнали сегодня?

-О чем думали иначе?

- Давайте вспомним ,где начинается процесс обработки и переваривания пищи?

- Сколько зубов у человека?

У детей – 24 зуба, у взрослого – 32 зуба)
- Резцы откусывают, клыки перекусывают твёрдые волокна, переднекоренные измельчают, заднекоренные перетирают пищу)
- Зубы – самая твёрдая часть организма.

Слой белой эмали, которой они покрыты, не уступает в прочности слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Но как бы не были тверды наши зубы, они всё же боятся вездесущих микробов. Поэтому не забывайте ухаживать за своими зубами.
Составьте свои правила для здоровья зубов.

Работа в группах.

- Послушайте вредный совет от Г.Остера:
Когда родная мать ведёт к зубным врачам,
Не жди пощады от неё, напрасно слёз не лей.
Молчи, как пленный партизан, и стисни зубы так,
Чтоб не сумела их разжать Толпа зубных враче-


- К чему может привести такое поведение?

- Предлагаю вам поработать в группах и составить памятку « Как помочь своему желудку». 
Презентация работы групп пол совместной работе.

5. Физкультминутка.

Проводят ученики.
Как же долго мы сидели, наши ручки онемели,
Наши ножки затекли. Ими топнем: раз, два, три!
Руки в стороны, дружок, раз, два, три, потом – прыжок.
А теперь присядь скорее, не держись за батарею!
Со здоровьем всё в порядке, если делаешь зарядку!
6. Продолжение работы по теме урока.

В группах подготовке устный рассказ об органах пищеварительной системе:

1 группа – ротовая полость, пищевод.

2 группа – желудок

3 группа -  толстый и тонкий кишечник.

4 - -группа - печень

7. Закрепление изученного.

Итак, путешествие бутербродика завершается. 
- Сейчас узнаем, как вы поняли устройство пищеварительной системы.
Работа по карточкам.

Вставь пропущенные слова.
В организм человека пища поступает через………    
У взрослого человека ……… зуба.
Резцы ………………………… еду.
Клыки ……………………….. жёсткую пищу.
Если не чистить зубы, то ……………………………………

Вставь пропущенные слова.
Главный орган пищеварительной системы - …………………….
Он принимает пищу из …………………………….. и отправляет её в ………………………………………………………………………………..
В кишечнике пища ……………………………………………………….

 8. Итог урока.

- Какова основная функция пищеварительной системы?
- Как вы думаете, что может произойти, если нарушится слаженная работа этой системы?
- Помните: чтобы ваш организм работал без сбоев, необходимо его беречь.

Получен от природы дар – не мяч и не воздушный шар,
Не глобус, не арбуз – здоровье! Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить!

9. Домашнее задание.

Найти дополнительный материал о пищеварительной системе, сочинить сказку о путешествии бутерброда.

 Памятка здорового желудка

Пищу пережёвывай тщательно, не ешь на ходу.
Не наедайся сверх меры, из-за стола нужно выходить с чувством лёгкого голода.
Не ешь несвежие продукты.
Не ешь вместе несовместимую пищу.
Не наедайся на ночь. Дай желудку отдохнуть.
Ешь поменьше жирной, сильно солёной и острой пищи.









Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

 

Тема урока: Пищеварительная система. 

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека, способного к сотрудничеству, созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. И потому начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Если систематически использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Форма работы: Индивидуально – групповая

Формируемые УУД: познавательные ,коммуникативные, регулятивные.

Приемы и методы работы:

– работа в малых группах;

– прием “Верите ли вы?»

– диалог и обсуждение;

- самостоятельная работа с информацией

– обращение к опыту учащихся;

Цели и задачи:

1 формирование умения формулировать цели урока после предварительного обсуждения

2.Формированиеумений добывать новые знания, представленных в разных формах (тексте, таблице, схеме, иллюстрациях)

3. Формирование умений перерабатывать полученную  информацию, делать выводы, на основе обобщения знаний.

4..совершенствовать навыки вдумчивого чтения

5. развитие личной ответственности

6.развитие творческих способностей.

7. развитее навыков работы в группе

8..Формирование умений доносить новую информацию до учащихся

9.Ознакомление с  пищеварительной системой человека

10. расширение кругозора по заданной теме

Оборудование:

1. таблица «Верю - не верю».

2. Тексты для чтения

3.листы ватмана

4.таблица «Пищеварительная система».

5. карточки самооценки.


Ход урока:
1. Организационный момент.
Урок окружающего мира. Проверьте вашу готовность к уроку.
2. Постановка проблемы. Стадия вызова.
Составьте пословицу из предложенных слов.
Здоровье дороже золота.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие ещё пословицы о здоровье человека вы знаете? 

Я предлагаю вам съесть маленький бутербродик, чтобы повысить вашу работоспособность на уроке. 

Игра «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица.

-Прочитайте вопросы и дайте на них либо положительный, либо отрицательный ответ.. Вторую строку  оставьте пока пустой..  

Высказывания

Начало урока

Заключение урока

1.

Верите ли вы, что печень- самый тяжёлый орган нашего тела?

2.

Верите ли вы, что Самый “длинный” орган - тонкая кишка. Её длина более 6 метров.

3.

Верите ли вы , что желудок человека обычно размером с небольшой мяч?

4

Верите ли вы ,что желудок не способен переварить всё то, что в него попадает.

5.

Верите ли вы ,что  . печень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра.

6.

Верите ли вы, что в мускулистых стенках желудка таятся особые желёзки, которые выделяют желудочные соки?

7.

Верите ли вы, что сам желудок не способен переварить всё то, что в него попадает.


3. Сообщение цели урока.

 - Сегодня мы поговорим об очень важной системе органов.

- О какой, догадайтесь сами.

- Органы этой системы снабжают организм человека строительным материалом , даёт организму энергию. ( пищеварительная система)
- Правильно, сегодня мы поговорим о пищеварительной системе.

Посмотрите на экран ,что вы видите?

Мы держим путь в организм человека.
- Итак, наше путешествие начинается.

4. Работа по теме урока.

.Наш бутербродик начал свое путешествие. 

 - Откуда он начнет свое путешествие и куда попадет потом?

- Давайте рассмотрим таблицу « Пищеварительная система».
- Как устроена наша пищеварительная система?
- Что вы знаете о ней?

Предлагаю вам прочитать  текст, возьмите его в зеленой папке.


Текст для чтения:
- Пищеварительный процесс занимает от 8 до 24 часов, пища за это время проходит около 10 метров. Наша пищеварительная система представляет собой открытую с двух сторон трубу.

Во рту расположен язык. Он определяет вкус пищи, и подталкивает ее к зубам .Слюнные железы выделяют слюну ,которая смачивает  нашу пищу,начинает его обрабатывать Через глотку обработанная во рту пища попадает в пищевод - мускульную трубку, которая проталкивает ее в желудок..

Желудок человека обычно размером с небольшой мяч. Его стенки состоят из мышц, а внутренняя поверхность выстлана клетками, выделяющими желудочный сок ( пища перемалывается, смачивается слюной, распознаётся на вкус). Желудок – главный орган пищеварительной системы. В его мускулистых стенках таятся особые желёзки, которые выделяют желудочные соки. Они способны растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. Для каждого продукта желёзки вырабатывают свою кислоту.
   Трудится желудок добросовестно, но медленно. С сахаром и фруктами он справляется быстрее, с мясом – медленнее.

Сам желудок не способен переварить всё то, что в него попадает. С хлебом, например, он справляется, а вот с маслом – нет. Поэтому пища поступает в кишечник, в двенадцатиперстную кишку. Кишечнику помогает печень Печень  – самый тяжёлый орган нашего тела. У взрослого человека она весит около 1,5 кг. Печень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра.

Самый “длинный” орган - тонкая кишка. Её длина более 6 метров, тогда как длина толстой кишки всего 2 метра.

 Из тонкого кишечника пища попадает в толстый кишечник. Здесь за неё принимаются тысячи кишечных микробов. Они перерабатывают в растворы уцелевшие остатки пищи. Здесь наша пища превращается в маленькие капельки прозрачной жидкости. Всё, что не переварилось, выходит через прямую кишку и называется калом.

Что вам было известно ранее из прочитанного текста?

- Какую новую информацию вы узнали сегодня?

-О чем думали иначе?

- Давайте вспомним ,где начинается процесс обработки и переваривания пищи?

- Сколько зубов у человека?

У детей – 24 зуба, у взрослого – 32 зуба)
- Резцы откусывают, клыки перекусывают твёрдые волокна, переднекоренные измельчают, заднекоренные перетирают пищу)
- Зубы – самая твёрдая часть организма.

Слой белой эмали, которой они покрыты, не уступает в прочности слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Но как бы не были тверды наши зубы, они всё же боятся вездесущих микробов. Поэтому не забывайте ухаживать за своими зубами.
Составьте свои правила для здоровья зубов.

Работа в группах.

- Послушайте вредный совет от Г.Остера:
Когда родная мать ведёт к зубным врачам,
Не жди пощады от неё, напрасно слёз не лей.
Молчи, как пленный партизан, и стисни зубы так,
Чтоб не сумела их разжать Толпа зубных враче-


- К чему может привести такое поведение?

- Предлагаю вам поработать в группах и составить памятку « Как помочь своему желудку». 
Презентация работы групп пол совместной работе.

5. Физкультминутка.

Проводят ученики.
Как же долго мы сидели, наши ручки онемели,
Наши ножки затекли. Ими топнем: раз, два, три!
Руки в стороны, дружок, раз, два, три, потом – прыжок.
А теперь присядь скорее, не держись за батарею!
Со здоровьем всё в порядке, если делаешь зарядку!
6. Продолжение работы по теме урока.

В группах подготовке устный рассказ об органах пищеварительной системе:

1 группа – ротовая полость, пищевод.

2 группа – желудок

3 группа -  толстый и тонкий кишечник.

4 - -группа - печень

7. Закрепление изученного.

Итак, путешествие бутербродика завершается. 
- Сейчас узнаем, как вы поняли устройство пищеварительной системы.
Работа по карточкам.

Вставь пропущенные слова.
В организм человека пища поступает через………    
У взрослого человека ……… зуба.
Резцы ………………………… еду.
Клыки ……………………….. жёсткую пищу.
Если не чистить зубы, то ……………………………………

Вставь пропущенные слова.
Главный орган пищеварительной системы - …………………….
Он принимает пищу из …………………………….. и отправляет её в ………………………………………………………………………………..
В кишечнике пища ……………………………………………………….

 8. Итог урока.

- Какова основная функция пищеварительной системы?
- Как вы думаете, что может произойти, если нарушится слаженная работа этой системы?
- Помните: чтобы ваш организм работал без сбоев, необходимо его беречь.

Получен от природы дар – не мяч и не воздушный шар,
Не глобус, не арбуз – здоровье! Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить!

9. Домашнее задание.

Найти дополнительный материал о пищеварительной системе, сочинить сказку о путешествии бутерброда.

 Памятка здорового желудка

Пищу пережёвывай тщательно, не ешь на ходу.
Не наедайся сверх меры, из-за стола нужно выходить с чувством лёгкого голода.
Не ешь несвежие продукты.
Не ешь вместе несовместимую пищу.
Не наедайся на ночь. Дай желудку отдохнуть.
Ешь поменьше жирной, сильно солёной и острой пищи.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"

Материал данного  урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена  на привитие учащимся навыков здорового ...

Окружающий мир. Наше питание. Пищеварительная система.

Урок окружающего мира в 3 классе коррекционной школы (VII вид).  Конспект урока и презентация....

урок "Наше питание. Пищеварительная система"

урок по окружающему миру 3 класс на тему "Наше питание"...

Наше питание. Пищеварительная система.

Цель:формировать представления о питании, пищеварительной системе.Задачи:Обучающая:­   Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными ве...

Наше питание.Пищеварительная система.

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система".УМК "Школа России", А.Плешаков....

Пищеварительная система. Здоровое питание.

Яркая, красочная презентация разработки темы:  "Пищеварительная система.Здоровое питание."  для интерактивной доски (или мультимедийного проектора с экраном),  рассчитанная на 2 урока.С...