Рабочая программа.Окружающий мир. 4 класс.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Дмитриева Елена Михайловна

Окружающий мир.Рабочая программа.4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1—4 классы

Автор: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

                                                                                                               Пояснительная записка

Окружающий мир 4 класс

УМК «Перспектива»

                                                                                   

1. Роль и место дисциплины

Изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника.   Значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Приобретенные им знания  необходимы для применения в жизни.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с:

  •  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования;
  •  рекомендациями Примерной образовательной программы начального общего образования. Москва, Просвещение.  2011г.
  • возможностями УМК «Перспектива» и авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, утвержденной МО РФ, 2012г;
  • особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся;
  • учебным планом  общеобразовательного процесса на 2016-2017 учебный год;
  • Положения о рабочей программе школы

4. 4.  Цели и задачи

       Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:  

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

   Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у обучающегося:

• уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

5. Специфика программы

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный

интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

         Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к обучающимся. Это способствует нормализации их нагрузки, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии познавательных процессов.

          После каждого раздела имеется работа над проектами. Проектная деятельность способствует расширению кругозора обучающихся по темам, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. В завершении работы над проектами организуется защита. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме.

6. Основные содержательные линии курса

• «Мы – граждане единого Отечества»

• «По родным просторам»

• «Путешествие по Реке времени»

• «Мы строим будущее России»

7. Структура программы

Мы - граждане единого Отечества  (13 ч)

Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели и интересы — основа объединения людей в сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах наших предков и в современных обществах. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности российского общества. Значения понятий «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник».

Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн).

        Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре.

        Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах ребёнка, Всеобщей Декларации прав человека и Декларации прав ребёнка ООН.

        Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации — глава государства. Три ветви государственной власти.

        Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России.

        Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире.

        Путешествия в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность.

        Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как  источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России.

        Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.

        По родным просторам (20 ч)

        Физическая карта России. Россия — самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).

        Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

        Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ - важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.

        Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.

        Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны.

        Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей.

        Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.

        Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.

        Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие северных народов.

        Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах.

        Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия.

        Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе.

        Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи - главная здравница страны.

      Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях.

     Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания.

     Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России.         Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.

        Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны.

        Путешествие по Реке времени  (26 ч)

        Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как
форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Особенности устной памяти о далёком прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно-следственной взаимосвязи этих событий во времени. Традиции счёта исторического времени и схематичное представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке.

        Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы
археологов. Олень — золотые рога: археологические находки
из скифских курганов и в Сибири. Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку.

        «Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников.

        Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси.

        Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Яростава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России.

        Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.

        Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле.

        Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Московской Руси.

        Деяния соотечественников в XVI—XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека.

        События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин как выдающиеся носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина.

        Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России.

        Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо» как культурная ценность.

        Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.

        Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа.

        Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности XIX в.

        Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX — начале XX в. Создание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в.

            Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.

           События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в российском обществе начала XX в. как результат этих событий.

           СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.

           Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад — освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества.

        Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.

        Семейная память — основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.

        Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.

        Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами.

        Мы строим будущее России (10 ч)

        Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны за этот период.

        Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.

        Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан — залог благополучия России.

        Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и складывание новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире.

        Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России.

        Правила безопасной жизни (10 ч) 

        Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

        Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных 
средств. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

        Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

        Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.
Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

        Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы.

8. Требования к результатам

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра, урок-экскурсия.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

10. Итоговый контроль

Для контроля знаний  и умений используются: фронтальный опрос; индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение); письменная проверка знаний; работа с контурными картами, атласом; итоговый тест, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.

11. Объем и сроки изучения

На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего - 68 часов:

Тематическое планирование по окружающему миру

4 класс

УМК «Перспектива»

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Мы – граждане единого Отечества – 13 ч.

Общество – это  мы!  

Российский народ.

Конституция России.

Права ребёнка.

Государственное устройство России.

Российский союз равных.

Государственная граница России.  

Путешествие за границу России (конференция).

Сокровища России и их хранители.  

Творческий союз.

Обобщение по разделу  «Мы - граждане единого

Отечества».  

Проектная деятельность «Если бы меня выбрали

Президентом России».

Проверочная работа по теме «Мы - граждане единого Отечества».

Различные типы сообществ и общественных групп. Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн). Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Права ребёнка, гарантированные федеральным законом. Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституции страны. Президент РФ – глава государства. Три ветви государственной власти. Особенности субъектов РФ. Субъекты РФ на карте России. Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Ближайшие соседи России в мире. Путешествие в Беларусь и Монголию. Родные языки и творчество народов России. Жизнь и деятельность создателя письменности. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России. Организация презентаций «Если бы меня выбрали Президентом  России».

Классифицировать сообщества по выбранному критерию, права и обязанности граждан. Приводить примеры различных типов сообществ и общественных групп.  Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник». Оформлять  Календарь  памятных дат. Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры. Знать права ребёнка, устройство России. Приводить конкретные примеры прав ребёнка. Употреблять специальную лексику соответствующих документов. Объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей власти. Определять понятие «государство». Перечислять особенности субъектов РФ. Показывать на карте границу РФ, страны ближнего зарубежья. Различать границы на суше и на море. Иметь представление о схеме языков народов России. Знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов.

По родным просторам– 20 ч.

Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых.

Наши реки.  

Озёра – краса Земли.  

По морским просторам.  

С севера на юг.  

В ледяной пустыне.  

В холодной тундре.  

Среди лесов.  

В широкой степи.

В жаркой пустыне.  

У тёплого моря.  

Мы – дети родной земли.  

В содружестве с природой. Как сберечь природу

России.  

По страницам Красной книги.  

По заповедникам и национальным паркам.  

 Проектная деятельность «Чудесное путешествие по России».

Проверочная работа по теме «По родным просторам».  

Правила и безопасность дорожного движения.

Физическая карта России. Общее представление о природе России. Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Реки, озёра и моря  России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Крупнейшие и наиболее известные реки, озёра и моря  нашей страны. Природные зоны России. Природные условия, растительный и животный мир природных зон. Особенности хозяйственной жизни народов России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране. Заповедники и национальные парки России. Организация презентаций «Чудесное путешествие по России».  

Знать условные обозначения физической карты России, основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны, знать расположение месторождений полезных ископаемых, термины, обозначающие части реки, названия озёр России. Находить на физической карте России природные объекты и основные зоны России. Наносить на контурную карту границы России и главный город своего региона. Показывать равнины и горы,  месторождение основных полезных ископаемых, главные реки и озёра, основные зоны России на физической карте страны. Характеризовать крупнейшие равнины, горы, реки и озёра России, полезные ископаемые, зоны России. Изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану. Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края. Рассказывать  о заповедниках и национальных парках и об их охране.  Соблюдать правила безопасности дорожного движения.

Путешествие по Реке времени – 26 ч.

В путь по Реке времени.

Путешествуем с археологами.

В путь по странице летописи.

Истоки Древней Руси. Мудрый выбор.  

Наследница Киевской Руси.

Москва – преемница Владимира.  

Начало Московского царства.  

Подвижники Руси и землепроходцы.

На пути к единству.  

Начало Российской империи.

 «Жизнь – Отечеству, честь – никому!».  

Отечественная война 1812 года.  

Великий путь.  

Золотой век театра и музыки.

 Расцвет изобразительного искусства и литературы.  

В поисках справедливости. Век бед и побед.  

«Вставай, страна огромная!».  

Трудовой фронт России.  «Нет в России семьи такой…».  

После Великой войны.  

Экскурсия в музей боевой славы.

Достижения 1950-1970-х гг.  

Проектная деятельность «Моя семья в истории России».

Проверочная работа по теме «Путешествие по Реке времени».  

Правила и безопасность дорожного движения.

Пешеходы и пассажиры транспортных средств.

Особенности устной памяти о далёком прошлом. Роль археологии в изучении прошлого. Российские   учёные - археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку. «Повесть временных лет» - древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён. Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры.  

Работать со схемой «Река времени». Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. Описывать внешний вид археологических находок  по изображениям в учебнике и в музее. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науки. Показывать на исторической карте места обитания разных племён, торговые пути, древние русские города. Объяснять значение названия славянских племён. Рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева  в истории Древней Руси. Узнавать архитектурный облик соборов. Составлять схемы  родственных отношений древнерусских князей,  правителей Москвы и царей. Характеризовать роль древнерусских князей,  правителей Москвы и царей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Интерпретировать идейный смысл иконы «Троица» Андрея Рублёва и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности. Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Показывать на карте поволжские города. Называть памятники. Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественной  армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости. Объяснять значение названия городов. Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать значительность деятельности М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну, основные этапы Великой Отечественной войны и  подвиги людей в тылу во время войны. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны. Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог  и развитие театрального, музыкального и изобразительного  искусства России в 19 веке. Составлять рассказ о жизни и труде в тылу во время  Вов. Обсуждать  значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Характеризовать  документы, воспоминания и реликвии Вов 1941-1945 г.г.  в своей семье.
Записывать воспоминания старших родственников о военном времени. Приводить  примеры разрушений и потерь в Вов. Рассказывать  о земляках тружениках    первой послевоенной пятилетки. Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70е гг. Приводить  примеры достижений в наук и технике, промышленности, образовании и искусстве, в спорте. Рассказывать  о земляках – тружениках  второй половины 20 века. Соблюдать правила безопасности дорожного движения.

Мы строим будущее России– 9 ч.

Современная Россия.

«Хороша честь, когда есть, что есть».  

Умная сила России.  

Светлая душа России. Начни с себя!

 Проектная деятельность «Я строю будущее России».

Проверочная работа по теме «Мы строим будущее

России».  

Итоговая контрольная   работа.

 Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн- ринг». Правила и безопасность дорожного движения. Пешеходы и пассажиры транспортных средств.

Особенности перестройки, образования РФ в 1991 г. И жизни страны в первом десятилетии ХХI  в. Виды сельскохозяйственной  деятельности, благотворно влияющие на благополучие природы и здоровье людей. Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Проведение проектов «Я строю будущее России».

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90 годах и  положительный опыт в Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Приводить примеры преобразований и благотворного воздействия культурных растений, домашних животных на жизнь людей. Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных производств. Приводить примеры такого сотрудничества. Обсуждать значений понятий «социальная ответственность». Характеризовать выдающиеся явления в современной жизни страны. Приводить примеры таких явлений и событий. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать  уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать  доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России. Соблюдать правила безопасности дорожного движения.

Проверочных работ:-4

Контрольных работ:5

                                                                   

         Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации содержания предмета «Окружающий мир» в 4 классе  используется следующий учебно-методический комплекс:

Рекомендованная литература для учащихся:

1.  А.А.Плешаков,  М.Ю.Новицкая.  Рабочая  тетрадь  «Окружающий  мир  4  класс»  в двух частях, Москва, «Просвещение», 2014 год.  

  1. А.А.Плешаков,  М.Ю.Новицкая.  Учебник в двух частях «Окружающий мир  4 класс», Москва, «Просвещение», 2014 год.

Рекомендованная литература для учителя:

1. Окружающий мир 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство   «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

             2. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват.  учрежденийв 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство « Просвещение». – М.: Просвещение, 2016г.

3. Уроки по окружающему миру 4  класс: пособие для учителей.

4. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М., Просвещение, 2012 год.

            5.Технологические карты - http//1-4.prosv.ru

     6.Рабочая программа по окружающему миру. 1-4 классы. Предметная линия А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. Москва, Просвещение. «2012г.

7. Приложение к учебнику на электронном носителе (в 2 частях)(СД)

8. Комьютер, проектор, экран.

9. Опорные таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина)

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина)

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....