Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Лавринович Екатерина Андреевна

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzh.mir_4_klass.docx62.57 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колосовская средняя школа»

Рассмотрено                                                      Утверждено

на методическом совете                                   И.О.директора БОУ «Колосовская

Протокол № 1 от 31.08.2020                            средняя школа» Л.А.Казакова ________

                                                                            Приказ № 98 от 31.08.2020 г.                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 4 класса на 2020 – 2021

учебный год

Составитель Лавринович Е.А.

с учётом авторской программы (А. А. Плешаков, «Окружающий мир.

Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России»,

 Москва «Просвещение», 2019 г.)

2020

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как

гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного

наследия;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения

своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах

ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи

и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством

знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание  их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  • самостоятельность и личностная ответственность сохранность объектов природы, будущее России;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг

неизвестного по изучаемой теме;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его

реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования

и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • -понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников

(библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и

видов (художественных и познавательных);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы

для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем,  составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • моделировать экологические связи в природных сообществах.
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

(с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме; составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты обучения

«Человек и природа»

Обучающийся  научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциями правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

«Человек и общество»

Обучающийся  научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2.Содержание учебного предмета

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

 Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения  отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных  зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

                 

  3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

Дата

По плану

По факту

Земля и человечество 9ч.  

1

Мир глазами астронома.

1

01.09.

01.09.

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

03.09.

03.09.

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

08.09.

08.09.

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

10.09.

10.09.

5

Мир глазами историка

1

15.09.

15.09.

6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

1

17.09.

17.09.

7

Мир глазами эколога

1

22.09.

8

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

1

24.09.

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1 

1

29.09.

Природа России. 10 ч. 

10

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

01.10.

11

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

06.10.

12

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

08.10.

13

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

13.10.

14

Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

15.10.

15

Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

20.10.

16

Лес и человек.

1

22.10.

17

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

1

27.10.

18

Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1

29.10.

19

У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

Тест № 2  

1

10.11.

Родной край-часть большой страны.15ч.

20

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия №2

1

12.11.

21

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

1

17.11.

22

Поверхность нашего края

1

19.11.

23

Водные богатства нашего края

1

24.11.

24

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

26.11.

25

Земля - кормилица

1

01.12.

26-27

Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

2

03.12.

08.12.

28-29

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

2

10.12.

15.12.

30

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

17.12.

31

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

1

22.12.

32

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

24.12.

33

Животноводство в нашем крае

1

29.12.

34

Презентация проектов. Тест № 3

1

Страницы всемирной истории. 5ч.

35

Начало истории человечества

    1

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест № 4

1

Страницы истории России.20 ч.

40

Жизнь древних славян

1

41

Во времена Древней Руси

1

42

Страна городов

1

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

44

Трудные времена на Русской земле

1

45

Русь расправляет крылья

1

46

Куликовская битва

1

47

Иван Третий

1

48

Мастера печатных дел

1

49

Патриоты России

1

50

Пётр Великий

1

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

52

Екатерина Великая.

Проверочная работа №2

1

53

Отечественная война 1812 года

1

54

Страницы истории XIX века

1

55

Россия вступает в XX век

1

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

57

Великая война и великая Победа

1

58

Великая война и великая Победа

1

59

Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5

1

Современная Россия. 9ч.

60

Основной закон России и права человека

1

61

62

Мы – граждане России

Славные символы России

1

1

63

64

Такие разные праздники

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

1

65

Итоговая контрольная работа. Тест.

1

66

67

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

1

1

68

Презентация проектов

1

Практические работы

Дата

по плану

Дата

по факту

Вид работы

Тема, номер урока

03.09.

03.09.

Практ. работа № 1

«Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» Урок №1

08.09.

08.09.

Практ.работа № 2

«Знакомство с картой звёздного мира» Урок №2

10.09.

10.09.

Практ. работа № 3

«Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» Урок №3

17.09.

17.09.

Практ. работа № 4

«Знакомство с историческими картами» Урок №4

24.09.

Экскурсия № 1

Природное сообщество «Водоем». Урок №8

01.10.

Практ.работа № 5

«Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» Урок № 6

06.10.

Практ.работа № 6

«Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» Урок № 11

08.10.

Практ. работа № 7

«Поиск и показ на карте природные зоны России» Урок № 12

13.10.

Практ. работа № 8

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» Урок № 13

15.10.

Практ. работа № 9

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

20.10.

Практ. работа № 10

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» Урок № 15

27.10.

Практ. работа № 11

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  Урок № 17

29.10.

Практ.работа № 12

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» Урок № 18

Практ.работа № 13

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Урок № 19

Экскурсия № 2

Родной край – часть большой страны.  Урок №20

Практ.работа № 14

«Знакомство с картой родного края» Урок № 21

Практ.работа № 15

«Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» Урок № 24

Практ.работа № 16

«Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» Урок № 27

Практ.работа № 17

«Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» Урок № 28

Практ.работа № 18

«Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» Урок № 30

Практ.работа № 19

«Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» Урок № 31

Контрольно - измерительные материалы итоговой контрольной работы

 по окружающему миру за 4 класс

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой контрольной работы  по окружающему миру у учащихся  4 классов

  1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся по  окружающему миру  за  4 класс
  2. Содержание работы определяется на основе следующих документов:
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 18.12.2012г. №1060, 29.12.2014г. №1576, 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»)

  2) Программа  А. А. Плешаков, «Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия                   учебников системы «Школа России», Москва «Просвещение», 2019 г.

         3. Характеристика структуры и содержания работы

Работа по окружающему миру  состоит из 1 части, содержит задания на определение уровня усвоения программного материала и включает в себя: задания с выбором ответа (задания  1-5,7-10); задание на установление соответствия (1).

4.  Время выполнения работы – 40 минут с учетом времени, отведенного на инструктаж обучающихся и внесение ответов в бланк ответов.

5.  Дополнительные материалы и оборудование – бланки с текстом контрольной работы по числу  учащихся.

6.   Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение всей работы, - 11 баллов. По итогам проверки работы выставляются тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе суммы первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Аттестационная отметка выставляется по пятибалльной шкале в соответствии с тестовым баллом.

Тестовый балл

Аттестационная отметка

10-11 баллов

«5» («отлично»)

 7-9 баллов

«4» («хорошо»)

4 - 6  баллов

«3» («удовлетворительно»)

менее 4 баллов

«неудовлетворительно» (задание не выполнено)

.

КОДИФИКАТОР ТРЕБОВАНИЙ (УМЕНИЙ),

проверяемых заданиями работы  для оценки достижения планируемых результатов

 по  окружающему миру  за 4 класс

Код раздела

Код контролируемого умения

Умения, проверяемые заданиями работы

1. Земля и человечество

1.1

Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом

2. Природа России

2.1

Иметь представление о природных зонах России

3. Родной край-часть большой страны

3.1

Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

4. Страницы истории России

4.1

Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории

4.2

Знать государственную символику современной России

Текст итоговой контрольной работы

3. Что мы называем историческим источником?

1) учебник по истории          

2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям

3) всё то, что может рассказать нам о прошлом

4) исторические книги

2. Какая природная зона описана в тексте?

       Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

1) тундра              2) пустыня              3) тайга            4) арктическая пустыня

3. Самое глубокое озеро России:

1) Ладожское            2) Каспийское                3) Байкал                 4) Онежское

4. Укажи основное свойство торфа.

1) прочность             2) пластичность       3) твёрдость                    4) горючесть

5. Что является названием отрасли животноводства?

1) цветоводство            2) свиноводство            3) металлургия             4) полеводство

6. Иван – петербуржец, а Николай - москвич. 

А) Напиши, кто из ребят живёт в столице России Ответ: _______________________________

Б) Напиши, как называется город, в котором он живёт. Ответ: __________________________

7 .Какое растение не является луговым? 

1) тысячелистник                  2) тимофеевка   3) мятлик           4)камыш

8. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?

1) Куликовская битва                   3) Ледовое побоище

2) Бородинская битва                   4) Ордынское сражение

9. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?

1) археология          2) астрономия          3) история            4) география

10. Что называют Каменным поясом земли Русской?

1) Уральские горы          2) Алтай       3) Кавказские горы       4) Русскую равнину

Критерии оценивания работы

задания

Ответ

Макс.балл

1

3) всё то, что может рассказать нам о прошлом      

1

2

3) тайга            

1

3

3) Байкал                

1

4

4) горючесть

1

5

2) свиноводство            

1

6

А)Николай  Б)Москва

2

7

4)камыш

1

8

2) Бородинская битва                  

1

9

1) археология          

1

10

1) Уральские горы          

1

Максимально:

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....