Природа и наша безопасность. Окружающий мир. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Шайхуллина Зульфия Анасовна

План конспект урока по окружающему миру по теме " Природа и наша безопасность". 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Природа и наша безопасность»

Цель: ознакомиться с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой

Задачи:

· ознакомиться с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой,

· способствовать развитию умения безопасного поведения в природе,

· способствовать пониманию бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать понятия «опасности в неживой и живой природе»; формировать представления о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека; расширять представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.

Личностные: оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

                                              Ход урока

  1. Организационный момент.

Игра «Добрый день»

- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Мне очень хочется пожелать хорошего дня всем – всем, каждому из вас! Я скажу слова «Доброго дня», и назову кого-то из класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете тем же.

Доброго дня всем девочкам!

Доброго дня всем мальчикам!

Доброго дня всем, кто чистил сегодня зубки

Доброго дня всем, кому нравится такая погода, какая сейчас за окном

Доброго дня всем, кто любит конфеты

Доброго дня всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

- Ребята, я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего этого урока!

2. Мотивационный этап.

- Ребята, закройте глаза. Представьте, что зимние морозы, вьюги и метели уже позади, а за окном весна, поют птички и светит ласковое солнышко! Согласитесь, в такую замечательную пору не очень хочется сидеть дома! Поэтому мы с вами отправляемся в небольшое путешествие в лес.

Фронтальная работа «Разгадывание кроссворда»

- Для того, чтобы узнать о чём сегодня поговорим во время нашего путешествия, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам тему нашего путешествия.

1. Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (молния)

2. Бледная она стоит, У нее съедобный вид.

Принесешь домой - беда, Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка, Враг наш - бледная.. . (поганка)

м

о

л

н

и

я

п

о

г

а

н

к

а

г

а

д

ю

к

а

с

о

б

а

к

а

л

а

н

д

ы

ш

и

я

г

о

д

а

с

к

о

т

ь

3. Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (гадюка)

4. В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идёт

Она знать даёт. (собака)

5. Белые цветочки

На зелёной ножке.

Должны звенеть, но не звенят (ландыши)

6. Была зелёной, маленькой

Потом я стала аленькой

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая. (ягода)

7. Кто родился с усами. (кот)

Ключевое слово: Опасность

- Мы уже говорили о том, что опасности, к сожалению, подстерегают нас повсюду. И чтобы сохранить свою жизнь и здоровье нужно соблюдать определенные правила: по дороге в школу, в школе, дома, в парке. А где еще могут ждать опасности? Посмотрите, пожалуйста, на слова отгадки к кроссворду. Как мы можем назвать все это? (Природа)
Сформулируйте тему нашего урока (Природа и наша безопасность)

А на какие две группы делится природа? (Живая и неживая)

А что бы вы хотели узнать на уроке? Какие цели мы поставим перед собой?

  1. Актуализация опорных зниний.

- Итак, точкой отправления в путешествие будет школа. Путешествовать мы будем на автобусе. Но начнем с самого начала. Закройте глаза. Раннее весеннее утро. Вы проснулись, потянулись, встали с кровати, и… (кто расскажет свои дальнейшие действия, перед тем, как выйти из дома и отправиться в школу?) (Нужно сделать зарядку, почистить зубы, умыться, отправиться в школу)

- После всех сборов родные пожелали вам хорошего дня, и вы отправляетесь в школу. Как только вы выходите со двора, заходите на тротуар, вам присваивается новая роль и это…. Пешеход! Расскажите, какие правила пешехода нужно соблюдать, чтобы путь в школу был безопасным? (Дети вспоминают правила безопасного поведения пешехода)

- Отлично! Вот мы и добрались, зашли в автобус, больше мы не пешеходы! Кто же? (Пассажиры!) Как должны вести себя пассажиры, чтобы их путь был безопасным? (Дети вспоминают правила безопасного поведения пассажиров)

4. Изучение нового материала

- Вот мы и приехали с вами в лес. (музыка «Пение птиц»)

- Вокруг так красиво! Скажите, можно ли сказать, что в лесу безопасно и можно не волноваться ни о чем? А какие опасности может нести неживая и живая природа? (Ответы детей)

- А вот и первая опасность!

(На экране анимация «молния», звук грома)
- Как называется это природное явление? 
(Гроза)

- Гроза – очень красивое явление! Но в то же время и очень опасное.

Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать? (Ученики рассказывают случаи из жизни, связанные с грозой)

-А как вы думаете, что опасней, гром или молния? (Дети высказывают свою точку зрения, обосновывая ее)

- Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется, происходит взрыв. А звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный. Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

- Скажите, бывало ли с вами такое, что гроза заставала вас по дороге? В лесу? Кто знает, чего нельзя делать во время грозы?
К счастью, у нас с собой оказался учебник окружающего мира, который подскажет нам правильные действия.

Чтение текста из учебника стр 25. «Как вести себя во время грозы»

- Вот мы с вами переждали грозу. Тучи разошлись, снова засияло солнышко. В лесу приятно пахнет сыростью, с листьев деревьев падают уцелевшие капельки дождя, переливаясь на солнышке.

- Здорово, что на нашей планете есть растения! Ребята, а кто порассуждает на тему «нужны ли нам растения?»

(только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды)

- Кроме того, общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.

– Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас. Рассмотрим эти растения на стр. 25 в учебнике, а ребята подготовили сообщение о каждом из этих растений.

Выступления учащихся на тему «Ядовитые растения» (белена, вороний глаз, волчье лыко, дурман, ландыш)

- Удивительно, но все эти растения используются в медицине. И в той или иной мере обладают лекарственными свойствами. Так, например, препараты из листьев, цветков и семян ландыша лечат сердечные болезни. Но этим должны заниматься только специалисты, которые проведут правильную их обработку.

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не пострадать от ядовитых растений? (Не следует собирать растения, если они вам не знакомы)

- А сейчас мы проверим, насколько вы внимательно слушали и запомнили, как выглядят эти растения. Работаем в паре. В конверте фотографии растений, которые вам нужно наклеить в окошки с их названиями. (Выполняют задание в парах. После соотносят с образцом)

- А кто назовет особое царство природы, которое мы не относим к растениям, но каждый из нас может встретить его представителей в лесу, на полянке, после дождя? (Грибы)

- Помимо растений в лесу можно встретить грибы! Ранее мы с вами уже говорили о правилах сбора грибов. Сейчас давайте разделимся на две команды. Первая команда – шампиньоны, вторая – сыроежки. Что за причудливые названия у ваших команд? (Это названия съедобных грибов) Каждая команда по - очереди называет по 1 правилу сбора грибов. Если остальные участники команды согласны с данным правилом, они поддерживают своего друга и встают с мест. Если же не согласны, то вы выражаете свой протест – не поднимаетесь со стула. Начнем. (Команды по - очереди называют правила, все остальные внимательно слушают)

-Ой, что это зашуршало в траве!

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Это змея)

Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле. Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасно 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на стр.28 (чтение текста из учебника)

Беседа после чтения

- Какая змея распространена в нашей стране? (Гадюка обыкновенная.)

- Ее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной, зигзагообразной полосе на спине.)

- В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.)

- Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу.)

Мы здорово прогулялись! Много всего узнали. Теперь нам пора возвращаться домой, там уже наверняка ваши домашние любимцы скучают за вами. У кого из вас есть домашние животные, поднимите руку у кого есть кошка, собака?

- Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных.

- Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. После общения с кошкой или собакой нужно обязательно вымыть руки с мылом! Почему? (На шерсти животных могут быть, к примеру, яйца глистов). Если вы видите, что кошка или собака злятся, не трогайте их, дайте им успокоиться, оцарапав или укусив вас, наши любимцы, сами того не желая, могут заразить вас инфекцией. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

  1. Закрепление изученного материала

Работа в группах по рядам

Карточка№1

«Найди ошибки и исправь их»:

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

2. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны.

3. Если нашел в лесу красивую ягоду, обязательно попробуй ее на вкус! Вдруг она съедобная!

4. Не надо брать старые грибы: в них может быть опасный для человека яд.

5. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ходить.

6. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

Карточка №2

Ваши действия при встрече с незнакомой собакой:

1) убежать от неё;

2) закричать, отгоняя её палкой, бросить в неё палку;

3) ни в коем случае не убегать от собаки

4) остановиться, пропустить собаку

5) подразнить собаку;

6) громко позвать хозяина;

7) если с собакой щенки, обязательно поиграть с ними, взять на руки

8) сохранять спокойствие;

Карточка №3

Как вести себя во время грозы

Найди «вредные советы» и вычеркни их номера

1. Если вы заметили признаки приближения грозы, то не пугайтесь она скоро пройдет, продолжайте играть.

2. Закройте в доме двери, окна.

3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.

4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.

5. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз.

6. Спрячьтесь под одинокое высокое дерево, там безопасно!

7. Если во время купания в реке началась гроза, продолжайте плавать дальше.

- Ну вот, наше небольшое путешествие подошло к концу. Мы вернулись домой и разошлись по домам.

6. Итог урока. Рефлексия

- Полезным ли было наше путешествие? О чём мы сегодня с вами узнали?

- Какие цели мы ставили перед собой? Кто их достиг?

Продолжите предложение:

«Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)

«Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)

«Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке! Отметку «5» получают…, отметку «4» получают…

- Итак, ребята, домашним заданием будет задание номер 1 на стр.30. Это рубрика «Задания для домашней работы». Вам нужно будет придумать и нарисовать в рабочей тетради знак к правилам безопасности, изученным на уроке.

- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы завершаете урок. У меня отличное настроение! Мне очень понравилось, как вы работали! Мне было интересно выслушать каждого из вас!

«Эмоции»

«Я счастлив»» – все понятно, добился поставленной цели

«У меня хорошее настроение» – были трудности, но большая часть материала понята

«Я расстроен» – ничего не понял

- Большое спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс

Цели урока:Образовательные: Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимособлюдать при общении с природой .Развивающие: Способствовать развитию умений расп...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")

Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными....

Открытый урок окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (УМК "Школа России, 3 класс)

Дети научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными....

Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России"....