Если хочешь быть здоров
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шалимова Валентина Александровна

Урок открытия новых знаний, направленный на расширение представлений детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_uroka_esli_hochesh_byt_zdorov.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир, УМК «Школа России»

Тема урока: «Если хочешь быть здоров»

Цель урока: Создание условий для расширения представлений детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья; воспитывать стремление соблюдать эти правила; закрепить навыки гигиены; учить правильно распределять время работы и отдыха (режим дня)

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные:

- выполнять поручения учителя, осознанно выполнять задания;

- давать оценку своим действиям;

- работать в паре, чувствовать свой вклад в общую работу;

- проверять себя и товарищей;

- оценивать правильность выполнения задания;

- аккуратно вести записи в тетради;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

Метапредметные:

- уметь формулировать цель урока;

- уметь выражать и защищать свои мысли;

- анализировать и выделять общее;

- находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

- уметь работать в коллективе и самостоятельно;

- уметь добывать информацию и использовать ее для решения проблем;

- уметь анализировать свою работу на уроке;

Предметные:

- знать, что такое быть здоровым и как сберечь свое здоровье;

- знать, что такое здоровый образ жизни, соблюдение режима дня, умение делать выводы из изученного материала;

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности;

- познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье, научить применять эти правила в жизни;

Коррекционно-развивающие:

- формирование умения работать в паре, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение;

- научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания;

- обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;

- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать толерантное отношение к ошибкам товарищей;

- способствовать появлению личностных качеств: способности к коллективной учебной деятельности, ответственности за результат;

- воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой;

Оборудование: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику; мультимедийное оборудование, презентация «Если хочешь быть здоров», карточки с заданиями, видеоролик.

Организация пространства: Индивидуальная, работа по вариантам, парная и фронтальная работа.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Этапы

урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Фронтальная, индивидуальная

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Валентина Александровна.

Приветствие.                                       Слайд № 1 (пустой)

Всем, всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.

Сядьте ровно, распрямите спинку, расправьте плечи, поднимите подбородок и улыбнитесь друг другу. Начнём наш урок с хорошего настроения.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

Фронтальная. Словесный. Беседа. Практический.

-Напомните, друзья, о чём вы говорили на прошлом уроке?  (Строение тела человека).

- Какое различают строение тела человека? (внешнее и внутреннее)

- Что относится к внешнему строению человека? (голова, шея, туловище, руки, ноги)

- А, чтобы проверить, как вы усвоили материал по внутреннему строению, проведем тестирование.

У каждого из вас на парте карточки, на которых изображены внутренние органы человека: сердце, легкие, мозг, кишечник, печень, желудок.

Разложите эти карточки перед собой, я сейчас буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, с помощью карточек (например, если вы считаете, что на данный вопрос ответ-сердце, значит вы поднимаете и показывайте карточку с изображением сердца, считаете, что мозг, поднимаете карточку с изображением головного мозга)

Всем понятно, как будем работать? Тогда начинаем…

1.Орган, который отвечает за чувства, мысли и движения человека? За это его называют «главным командным пунктом» организма (головной мозг)

2. С помощью какого органа человек дышит? (легкие)

3. Вспомни, что называют мотором организма? (сердце)

4. Что является главным отделением “внутренней кухни”? (желудок)

5. Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается и впитывается в кровь. (кишечник)

6. Этот орган находиться справа от желудка и помогает переваривать пищу. (печень)

Молодцы ребята, отложите эти карточки.

Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Воспроизводят информацию по памяти.

3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный.

- Скажите, когда вы утром заходите в класс, что вы говорите своему учителю? «Здравствуйте» Какое это хорошее и волшебное слово.

А что означает это слово «здравствуйте»? (пожелание здоровья)

Значит, когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья.

- Ребята, вы любите мультфильмы?

- Ну тогда подарю вам минутку радости, давайте сейчас посмотрим отрывок из мультфильма. Слайд № 2-3

- Итак, кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О здоровье) 

-Тема урока: «Если хочешь быть здоров» Слайд № 4

-Какие самые главные слова произнёс Крош в конце? (Быть здоровым здорово)

- Вы согласны с ним?

-Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы?

Хорошо, молодцы! Все говорите правильно!

Слайд № 5 пустой

- Сегодня мы познакомимся с историей болезни одного мальчика. Он попал в больницу с острой болью. Этого мальчика зовут Серёжа. Ему 8 лет, у него заболел живот.

Для того чтобы его вылечить, надо выяснить причину его заболевания.

Давайте откроем учебник на странице 8 и посмотрим, как провёл свой день Серёжа.

Утром Серёжа встал, сделал зарядку, позавтракал, пошёл в школу, после школы отдохнул, приготовился ко сну и лёг спать.

-А, ночью у него заболел живот.

- Ребята, вы догадались в чём проблема?

Посмотрите на режим дня Серёжи, сколько раз в день он покушал? (Один)

Значит, он пропустил обед и ужин. А ведь питание – это очень важные составляющие нашего здоровья. Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день. Значит, причина болезни установлена: неправильный режим питания.

Очень важным для здоровья является: режим дня.

- Слово «режим» пришло к нам из французского языка. В переводе означает «управление». В первую очередь – управление своим временем.

- Что такое РЕЖИМ ДНЯ? Давайте ответ найдем в учебнике, на с.8 (это распорядок, в котором правильно сочетаются учеба, игры, отдых, сон и др. занятия.)

- Ребята, посмотрите в окно. Какое небо сегодня?

- А, к нам сегодня заглянуло в гости солнышко. Какое настроение у него? (веселое, улыбается)

Давайте тоже подарим свои улыбки солнышку и друг другу. Лучики у солнышка не простые. Это лучики здоровья. В них спрятаны правила, которые вы сами сейчас прочитаете и узнаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

- Итак, пожалуйста, ….

- Сон должен длится 8-9 часов.

- Кушать нужно  4-5 раз в день.

- Прогулка на свежем воздухе не менее 2 часов.

- Чередовать учебу, труд и отдых.

- Закаливать организм.

- Ухаживать за зубами.

- Содержать в чистоте свое тело.

- Больше двигаться.

 А, еще говорят «Здоровье в порядке – спасибо…зарядке»

- Давайте и мы с вами немножко отдохнем.

Мы шагаем, как Совунья.

А присядем мы, как Пин.

Делаем наклон, как Ежик.

Вместе с Крошем мы бежим.

Потянулись вверх, как Нюша.

Мы с Лосяшем вдаль глядим.

Роем грядки, как Копатыч.

Машем крыльями, как Карыч.

А с Барашем сесть хотим.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Рассказывают о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Вспоминают, что такое режим дня и как он должен быть построен. Высказываются по поводу правильного питания, когда и чем полезно питаться, а что нужно исключить из своего рациона питания. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Физминутка способствует снятию усталости, позволяет переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

4. Систематизация и обобщение знаний.

Фронтальная,

индивидуальная,

практический,

словесный

-Итак, чтобы быть здоровым нужно соблюдать что? (режим дня.)

-А, еще нужно правильно питаться. Не для кого не секрет, что люди получают пищу благодаря растениям и животным.

- Какие продукты растительного происхождения вы знаете?

- А, какие продукты животного происхождения можете назвать?

- А, сейчас поработаем в группах.

Первая группа – это дети первого ряда. Вторая группа – дети второго ряда.

Каждой группе предлагается набор продуктов. Ваша задача разложить продукты на 2 вазы. В первой вазе должны быть продукты растительного происхождения (горошек, яблоко, лук, хлеб)

А во второй вазе продукты животного происхождения (рыба, молоко, сыр, яйца)   Слайд №   с музыкой

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- А, сейчас откройте р/т на с. 6-7. Найдите задание № 3 Прочитайте задание (один ученик). В каждой группе один из продуктов лишний. Работать будем по вариантам (1 вариант на с.6, 2 вариант на с.7) Обведите лишний продукт простым карандашом. Выполняем самостоятельно. Приступаем.

 - Скажите, какой продукт лишний в первой группе (сливочное масло), а почему? (Все продукты растительного происхождения). Верно, значит здесь нужно было обвести сливочное масло.

- Что лишнее во второй группе? (гречневая крупа). (Все остальные продукты животного происхождения). Значит, здесь вы должны были обвести какой продукт- гречневая крупа.

- Кто допустил ошибку? Поднимите руку. Исправьте.

СЛАЙД № 7-8 Посмотрите на экран, поднимите руки, кто любит вот такие продукты? Это продукты, которые чаще всего покупают в магазине дети. Скажите это можно кушать каждый день? (Нет)

 Почему?

 В состав этих продуктов входят пищевые добавки, которые наносят вред нашему организму.

- Скажите, а какие продукты нужны нашему организму? (разнообразные, полезные)

- А, какие продукты полезные? (фрукты, овощи в них много витаминов)

Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные продукты». Если вы считаете продукт полезным – хлопаем, вредным - топаем. (Рыба, кефир, чипсы, пепси-кола, сыр, торт, мясо, лук, капуста, конфеты, яблоки.)

_ Ребята, давайте вспомним мультфильм.

- Кто запомнил, что посоветовала Совунья Крошу- Грязнуле? ( помыться) 

- Как вы понимаете слова «личная гигиена»? (ответы детей)

- А, все люди должны соблюдать гигиену?

Гигиена – это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте.

- Что же каждый из вас должен делать?

(Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь.)

- А, сейчас я начну фразу, а вы должны продолжить. Отвечаем только с поднятием руки.

Чистить зубы надо два раза в день: …(утром и вечером)

Перед едой нужно обязательно …(мыть руки)

Во время еды нельзя …(разговаривать с набитым ртом)

Никогда не ешь немытые …(овощи и фрукты)

Молодцы!

А теперь подумайте, о чем идет речь:                      

                          Когда мы едим-

                          Они работают,                                                                              

                          Когда не едим-                                                                              

                          Они отдыхают.

                          Не будем их чистить-

                          Они заболеют.  (О зубах)    Слайд №  9                                                          

- Какие зубы лучше: здоровые или больные? (Лучше здоровые зубы).

- Почему? (Здоровые зубы украшают улыбку, помогают правильно и красиво говорить, прекрасно измельчают пищу.)

- Как часто надо чистить зубы? (Чистить зубы необходимо 2 раза в день: утром и вечером.)

- К какому врачу нужно обратиться, если возникли проблемы с зубами?   Слайд № 10-11  ( стоматологу)

- К нам в класс пришли помощники доктора. Они расскажут нам, как нужно  правильно ухаживать за зубами.

Чистить зубки каждый день

Нам совсем, совсем не лень.

Чтобы не болели зубки,

И не портилась эмаль

Нам потратить две минутки

Перед сном совсем не жаль.

Чистим щеткой вверх и вниз

Ну, микробы берегись!

Предпочти конфетам фрукты-

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!  

Спасибо, вам, помощники! Думаю, каждый из ребят будет следовать этим простым правилам и ваши зубы отблагодарят вас белоснежной улыбкой.

Если останется время!

Поработаем в парах.  

Каждая пара получает листок с заданием. Это таблица с советами. Каким советам вы последуете, а каким нет? Обведи слова «Да» или «Нет» в таблице справа.

Обязательно нужно посоветоваться со своим соседом. Обводить нужно ручкой, готовы? Будьте внимательны!

Планируют собственные действия. Вспоминают какие продукты относятся к растительному и животному происхождению.

Проводят первичный анализ своих рассуждений, закрепляя свои знания выполнением заданий.

Узнают новые термины, называют правила гигиены, узнают о необходимости соблюдения правил здорового образа жизни.

Личные

(зубная щетка, носовой платок, расческа, полотенце)

Для семьи

(зубная паста, шампунь, мыло, туалетная бумага)

5. Подведение итогов урока.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Итак, подведем итог.

-Что же нужно для сохранения здоровья? (Правильное питание, режим дня, гигиена) Слайд № 12 

- Поднимите руки, кто из вас уже придерживается этих правил?

- Эту работу вы продолжите на следующем уроке, но уже с Еленой Александровной.

- Скажите, ребята, а что для вас было самым интересным сегодня на уроке?

- А, что было самым трудным?

- Я желаю вам выполнять все правила, о которых мы говорили сегодня и быть здоровыми!

Вместе с учителем перечисляют выполненную на уроке работу. Делают анализ выполненной работы.

6. Рефлексия учебной деятельности.

Индивидуальная

- Благодарю вас, ребята, за хорошую работу на уроке. Вы подарили мне сегодня отличное настроение.

- А, какое у вас впечатление от урока, я узнаю, когда вы мне покажите нашего сказочного персонажа. У вас в конвертах лежат 3 карточки с разным изображением Кроша.

- Кто доволен своей работой - покажите веселого Кроша.

- Кто чувствовал себя неуверенно – задумчивого Кроша.

- Кому было многое непонятно и грустно на уроке – сердитого Кроша.

Молодцы!

Оценки за урок…

Показывают «Кроша»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия.

7. Домашнее задание.

Словесный, индивидуальная.

 По выбору

Р/т с.6-7 №2,5 или с. 6,8 № 2,6        Слайд №13

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,

Что знания ваши так пригодились!

- На память о нашем уроке я хочу подарить вам раскраски с персонажами мультфильма «Смешарики», которые еще раз напомнят вам о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».

Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Презентация  к уроку окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа ХХI  века"....

Если хочешь быть здоров

Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....

Если хочешь быть здоров

Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....

Если хочешь быть здоров...(презентация)

Наши помощники для сохранения и укрепления здоровья...

Памятка-буклет "Если хочешь быть здоров"

Памятка содержит программу здоровья и правила здорового образа жизни. Для сохранения здоровья - пять простых, но действенных  правил здоровья для детей и взрослых....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Если хочешь быть здоров"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами, помогающие  сохранять собственное здоровье на долгие годы;сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....