Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Государственный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Государственный бюджет"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственным бюджете.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

Знать  понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»;

Уметь объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны

 

 Личностные:

развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление;

воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.

иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.

 

Тип урока: «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Государственный бюджет.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственным бюджете.

Планируемые результаты: 

Предметные: 

Знать  понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»;

Уметь объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны

 Личностные: 

развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление;

воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.

иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть А.А. Плешаков (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс; учебная презентация;

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятель

ности

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.

- Садитесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р.: самоорганизация как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словес

ный:

учебный диалог

Нагляд

ный:

презентация

5 мин

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

– Для успешного изучения нового материала нам понадобятся знания по пройденной теме. Давайте проверим, помните ли вы основные понятия по теме «Деньги». Для этого вы должны разгадать кроссворд. Работать вы будете в парах.

На слайде 2 появляется сетка кроссворда, одна из пар называет слова, остальные проверяют.

hello_html_m629cf786.gif

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

– Молодцы! Какое слово открылось в нашем кроссворде?

На прошлом уроке мы изучали тему «Деньги».

 

Ученики работают в парах и разгадывают кроссворд

Проверка выполненного задания.

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

Слово бюджет.

П.:  анализ

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений

П.: извлечение необходимой информации

П.: анализ, извлечение необходимой информации

Р.: оценка, саморегуляция,  коррекция, контроль.

К.: работа в паре, сотрудничество с партнером.

III. Постановка

учебной задачи

Наглядный: презинта ция

Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

3мин

Верно. А что обозначает это слово?

– Как вы думаете, почему именно это слово открылось в кроссворде?

– А о каком бюджете мы будем говорить на уроке вы узнаете, если разгадаете анаграмму.

На доске появляется слайд  с анаграммой

Р у о д т г с а в о с

7 4 11 5 9 1 3 6 10 2 8

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

– Найдите в учебнике эту тему.

– Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Не знаем.

Наверно, мы сегодня будем говорить на уроке о бюджете.

 Государственный бюджет Дети называют номер страницы и читают название темы.

1) Узнать, что такое государственный бюджет

2) Научиться объяснять из чего складывается государственный бюджет и как он используется государством

П.: постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений

IV.Открытие нового знания

Нагляд

ный:

презента

ция, видео

8 мин

 – Как вы думаете, с чего мы можем начать изучение новой темы?

– А как это можно сделать?

-Верно. А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?

На доске появляется слайд

-Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает...

-Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова.

– Давайте сравним данные определения слова «бюджет» с определением в учебнике. На какой странице оно дано? Прочитайте.

– Итак, бюджет – это план доходов и расходов.

На доске открывается часть схемы со словами «Доход», «Расход»

 - А как вы понимаете эти слова? Что такое «доход», а что такое «расход»

– А теперь прочитайте в учебнике о доходах и расходах.

 – А откуда государство получает деньги для доходов бюджета?

Чтобы понять, что обозначает понятие «доходы» и убедится в правильности наших предположений, предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Доходы бюджета».

Игра «Доходы бюджета»

У каждого ребенка на парте лежат карточки. Учитель просит детей прочитать свои роли. Например: «Дима и Света получили зарплату за январь. Александра и Сергей выиграли в лотерею 10 тысяч рублей. Влад – директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом он получил большую прибыль от продажи конфет», – и т.д.

 - Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?

Давайте представим, что я – это наше государство, сумка (учитель разворачивает ее) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?

Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?

Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.

Молодцы! А с точки зрения русского языка как называется это слово?

. - Умницы! Значит, когда вы возвращали налоги, вы были налогоплательщиками. А как называют людей, которые проверяют, все ли граждане заплатили налоги, правильно ли сделаны начисления?

Учитель на слайде  демонстрирует фотографию здания налоговой инспекции по Смоленской области и работника налоговой службы

 – Как вы думаете, какое слово закрыто на схеме? Доходы государства – это...

-Спасибо. Правильно.

Учитель открывает на схеме слово «налоги»

 – Как вы думаете, а где мы можем получить более подробную информацию о налогах?

  

Узнаем значение слова «бюджет».

Обратиться к словарю.

Словарь иностранных слов.

(читают на слайде) «Денежная сумка»

(читают на слайде ) «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)».

 Дети читают и сравнивают определения.

Высказывают свои предположения.

Дети читают вслух

Не знаем.

 У нас получилось две части.

Меньшую.

Эта часть называется налог.

Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит.

Налогоплательщик. Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

Налоговые инспекторы.

 Налоги с граждан и предприятий.

Прочитаем выборочно текст по учебнику.

 Чтение вслух нужного отрывка из текста одним из учащихся.

П.: извлечение необходимой информации

П.: анализ, извлечение необходимой информации

V.Первичне закрепление во внешней речи

Словесный:

Учебный диалог

Практический: упражнение

 

6 мин

 - Давайте повторим основные вопросы по теме.

Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка? 

Как называют деньги, которые поступают в бюджет? 

- Как называют деньги, которые тратят из бюджета? 

- Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? 

- Как называют человека, который платит налоги? 

- Кто контролирует начисление и уплату налогов? 

- Как вы думаете, что потом происходит с деньгами, которые поступили в бюджет в виде налогов?

Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

 - У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте назовем эти сферы.

Учитель на доске открывает схему дальше, но не открывает слова «выплата пенсий и пособий»

– Ребята, есть еще одна группа населения, на которую государство расходует средства из бюджета. Мы узнаем о ней, если прочитаем текст по учебнику.

 - Куда еще государство расходует деньги из бюджета?

(денежная сумка)

(доход)

(расход)

(налоги)

(налогоплательщик

(налоговая инспекция)

Потом их расходуют.

Дети читают часть текста самостоятельно про себя

Дети отвечают.

П.: анализ, сравнение, обобщение

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: анализ, поиск и выделение необходимой информации

Динамическая пауза

1 мин

    - Ребята, все встаём на динамическую паузу.  

Повторяют движения

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

Словесный:

Учебный диалог

9 мин

Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 39-40).

—  Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение и впишите соответствующие слова в клеточки.

—  Как называется план доходов и расходов?

—  А деньги, которые поступают в бюджет?

—  Следующие слова запишите самостоятельно.

№2 (с. 40).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу.

—  Назовите профессии людей в сфере образования

—  Запишите профессии.

—  Назовите профессии людей в сфере здравоохранения.

—  Запишите эти профессии.

—  Продолжите выполнение задания самостоятельно.

 

Бюджет.

Доходы.

После выполнения задания проводится взаимопроверка..

Учителя, воспитатели, профессора и т. д

Врачи, медсестры и др. 

Дети работают в паре

Проверка работы. Одна из пар зачитывает вслух варианты ответов, остальные слушают внимательно и дополняют

Р.: оценка, саморегуляция,  коррекция, контроль.

К.: работа в паре, сотрудничество с партнером.

VII.Включение в систему знаний, повторение

Практический: упражнение

Словесный:

Учебный диалог

5

мин

№3(с. 40).

—  Прочитайте задание. Придумайте математическую задачу на тему «Государственный бюджет».

—  Поменяйтесь тетрадями и решите задачи

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 71—74, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 74.

2.  Рабочая тетрадь: № 4 (с. 41).

 

После выполнения задания проводится проверка.

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Р.: планирование,  самоконтроль

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: умение полно и точно выражать мысли;

VIII. Рефлексия деятельности     (по продукту)

Словес

ный:

учебный диалог

3 мин

-– Назовите тему сегодняшнего урока.

- Что такое государственный бюджет?

- Откуда государство получает доходы?

- На что расходует государство средства из бюджета?

- Сравним наши ответы с выводом, который принесла вам Мудрая Черепашка.

– Кто считает, что работал на уроке на оценку «отлично?

- Спасибо всем за работу. Оцените свою работу на уроке по таблице.

На уроке я работал…

активно

пассивно

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

Дети читают итог урока на стр. 74

(дети встают)

Л.: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уч. Деятельности

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Государственный бюджет"

Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру Тема: Семейный бюджет.

Сформировать у детей первоначальное представление о семейном бюджете. Регулятивные УУДНаучить анализировать и объяснять, как ведется семейное хозяйство.  Личностные УУД  ...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс Тема: «Государственный бюджет»

Конспект урока по окружающему миру 3 класс  Тема: «Государственный бюджет»...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Государственная граница России»

Цели деятельности учителя:- знакомство с понятием «государственная граница» и ее значением.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять государственную границу на суше, на море, в ...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственном бюджете; формирование понятий «бюджет, доход, расход, налоги»; применение знаний о бюджете в повседневной жизни.Плани...