Технологическая карта урока по окружаещему миру «Москва – преемница Владимира ( УМК Перспектива, 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Усцелёмова Мария Борисовна

Тема урока: «Москва – преемница Владимира».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц на Руси XII века;
  2. Знакомство учащихся с историей нашествия на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада в XII веке;

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию мыслительных процессов и развитию речи;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
  2. Воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительное отношение к истории России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 16.02.2021

Школа: №104

Класс: 4б

Урок: 3

Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 206

Студент: Усцелёмова Мария Борисовна

Группа: 31

Учитель: Копотева Людмила Ильинична

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Москва – преемница Владимира».

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц на Руси XII века;
  2. Знакомство учащихся с историей нашествия на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада в XII веке;

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию мыслительных процессов и развитию речи;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
  2. Воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительное отношение к истории России.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный метод

Беседа

1.Приветствует.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Борисовна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

- Встаньте, закройте глаза, успокойте свои мысли. Теперь тихо как мышки сядут девочки, ещё тише, сядут мальчики. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! 

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Наш урок я хотела бы начать с девиза: «Если не лениться, можно много добиться»

- Как вы её понимаете?

- Верно, и поэтому в конце урока по лесенке успеха мы узнаем, чего бы добились.

Приветствуют учителя.

Садятся.

Ответы учеников

Р: самостоятельно организовать своё рабочее место;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

Л: смыслообразование.

1 слайд

2 слайд

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: фронтальный опрос;

Словесный: беседа

  1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Ребята, перед тем как узнать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вспомнить некоторые моменты по прошлой. Готовы?

- Вспомните и назовите наследницу Киевской Руси.

- О чём заботился князь Владимир?

- Почему князя Ярослава назвали Мудрым?

- Какие дела своего деда продолжил князь Владимир Мономах?  

- Как продолжили потомки Владимир Мономаха его дело?

- Кто, сохраняя преемственность с Киевом, центром государственной и духовной власти сделал город Владимир?

- Молодцы, ребята!

Отвечают на вопросы

- Владимиро-Суздальская Русь

- укреплял границы родной земли: возводил города-крепости, строил крепкие заставы, набирал воинов-богатырей

- он знал 5 иностранных языков

- крепил православную веру, расширял границы государства, возводили новые города: Ярославль, Владимир – подымалась Владимиро-Суздальская Русь

-  старались ладить со степными кочевыми народами, строили новые города – золотое кольцо древнерусских городов

- Андрей Боголюбский, день памяти – 17 июля

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопрос учителя;

Р: планировать свою деятельность на уроке;

П: ориентироваться в своей системе знаний.

3 – 5 слайд

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Работа в парах

Фронтальная  

Словесный метод проблемный вопрос

1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока.

- Итак, Владимиро-Суздальская Русь – была наследницей Киевской Руси.

- А вот преемницей Владимира стал город, который основал Юрий Долгорукий в 1147 году.

- Назовите этот город.

Кто догадался, какова тема урока? 

-Верно. Мы вспомнили важные события нашей истории и можем двигаться дальше.

- А какие цели мы поставим перед собой?

Познакомиться …

Узнать …


- Ребята, а почему Москва – преемница Владимира? Что вообще значит слово «преемница, преемник»?

- Кто мне покажет на современной карте, где находиться Москва, а где Владимир.

- Как вы понимаете смысл слова «Москва - преемница»?

Отвечают на вопросы учителя

- Князь Владимир

- Москва

- Москва – преемница Владимира

- Познакомиться с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.

Узнать новое об истории Москвы, о его основателях, со знаменитым сражением Куликовская битва.

- Преемник - продолжатель; тот, кто занял чье-нибудь 
место, чью-нибудь должность.

Один ученик выходит к доске и показывает на карте города Москву и Владимир 
- Москва приняла дела владимирских князей, заступила на место Владимира, стала исполнять завещания князей Владимиро-Суздальской Руси. преемственность – когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы

К: высказывать своё предположение;

Л: проявление активности в общей работе;

П: постановка и формулирование проблемы;

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока.

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод: беседа, стихотворение; Наглядный: работа с учебником

  1. Беседа по новой теме.

- «Не будет добра, коль меж своими вражда» - гласит народная мудрость. Как вы думаете, что это значит?

- Правильно.  В те годы не все потомки Рюрика хотели жить в мире. Все чаще между ними вспыхивали междоусобицы.

- Ребята, а что такое междоусобицы?

- Вот из-за таких междоусобиц и распалась Русь на множество княжеств. Случилась и другая беда: с востока пришло монголо–татарское войско.

- Давайте выясним, кто такие монголо-татары. Кто нам прочитает? 

- Спасибо!

Давайте рассмотрим рисунки воинов: русских и монгольских войск. Сравните их. Какое различие имеют?

- Монголо-татары захватили Рязань, Коломну, Москву, Тверь и Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. С запада пришла ещё одна беда: прибалтийские и северо-западные русские земли манили к себе шведских и немецких рыцарей.
Три беды – как с ними справиться? Пример показал потомок Владимира Мономаха переяславский князь Александр Невский.

- Ребята, а кто такой Александр Невский? Чем он знаменит?

- Александр Невский - Князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец. Он решил так: на западе – сражаться! С Ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы за свободу.

- Кто знает, что такое ярлык?

- Ярлык – это разрешение на великое княжение во Владимире.

- Откройте учебник на странице 29 и прочитайте «Календарь памятных дней» про себя. Когда будите готовы руку поставьте на локоток.

- Хорошо. О ком же говориться в этом календаре? - А кто это такой?



-
А что он начал делать самым первым?

- Дело князя Даниила продолжили его потомки московские князья Даниловичи. Они поставили перед собой цель – сделать великим княжеский стол в Москве. Цели своей они достигли.
Юрий Даниилович по примеру деда, Александра Невского, укреплял западную границу Руси, строил крепость Орешек. Он бился со шведами и, победив их, заключил с ними мир. Иван Данилович, второй сын князя Даниила, прославился как великий строитель Москвы. Не зря его прозвали Калита – кошель: по поручению ордынского хана он собирал дань со всех русских князей. В сердце Москвы, в Кремле, строили Успенский собор – как в Киеве и во Владимире.
  В 1326 году из Владимира в Москву была перенесена резиденция главы церкви митрополита Петра, после чего Москва стала духовным центром Руси.

- А кто такой митрополит?  


- Своими владениями великие владимирские князья стали управлять из Москвы. Московский князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, включил Владимирское княжество в свою отчину и тем закрепил руководящую роль Московского княжества.

- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Ответы учеников

- Междоусобицы – это ссоры, споры, несогласия между кем-либо.

Один из учеников читает со слайда

Это кочевые монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Жили они в юртах. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

- Монгольские воины имели лучшее снаряжение.

Ответы детей








Читают про себя


- О Данииле.
- Первый московский князь, младший сын великого владимирского князя Александра Невского.

- Начал дело собирания русских земель вокруг своего города.

- Высший духовный сан в православной церкви.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Р: развитие мотивов учения;

К: уметь слушать и понимать речь других;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

П: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод

Практический метод: работа в группах

ФИЗМИНУТКА

- Сегодня вы много читали и ваши глаза наверняка устали, давайте немного отдохнем и встанем.

Глазки вправо, глазки влево, 
И по кругу проведем. 
Быстро – быстро поморгаем 
И немножечко потрем. 
Посмотри на кончик носа 
И в «межбровье» посмотри. 
Круг, квадрат и треугольник 
По три раза повтори. 
Глазки закрываем, 
Медленно вдыхаем. 
А на выдохе опять 
Глазки заставляй моргать. 
А сейчас расслабились 
На места отправились.

- Молодцы, садитесь!

  1. Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Откройте свои учебники на странице 30 и давайте вместе прочитаем, что же произошло дальше.

- Кто был основателем Троице-Сергиева монастыря?

- Вы знаете, кто такой Сергий Радонежский?  

- Какое событие произошло в 1380 году?

Делают разминку для глаз

Открывают учебник

Читают вместе с учителем

- Сергий Радонежский.

- Это святой, основатель  Троице-Сергиева монастыря.

- Куликовская битва

К: сотрудничество и совместное решение задач урока.

21 слайд

22 слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная форма

  1. Закрепляет знания учащихся.

- Сейчас мы с вами выполним задание и проверим ваши знания. Сначала давайте разделимся на группы на 6 групп.

- Я каждой группе раздам кроссворд. Вы должны будите разгадать его. На решения его я вам даю 5 минут. Можете приступать.

  1. Кто был основателем Троице-Сергиева монастыря? Запишите фамилию. (Радонежский)
  2. Высший духовный сан в православной церкви (Митрополит)
  3. Первый московский князь, младший сын великого владимирского князя Александра Невского. Кто это? Запишите имя. (Даниил)
  4. Кто решил : на западе – сражаться! С Ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы за свободу. Запишите фамилию (Невский)
  5. Продолжатель; тот, кто занял чье-нибудь место, чью-нибудь должность. ( Преемница)
  6. Какой город основал Юрий Долгорукий в 1147 году? ( Москва)
  7. Кто, сохраняя преемственность с Киевом, центром государственной и духовной власти сделал город Владимир? Запишите фамилию. (Боголюбский)
  8. Кто знал 5 иностранных языков? Запишите фамилию. (Мудрый)

- Давайте проверим, что у вас получилось. По очереди каждая группа называет свой ответ.

- Молодцы.

Работают в группах

Диктуют свои ответы

Р: осуществлять взаимоконтроль;

Р: контроль, коррекция, оценка.

23 слайд

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный беседа

  1. Проводит работу с изученным материалом.
  2. Организует работу в учебнике.

Найдите на странице 31 заголовок «Подумаем!» и обсудите вопрос в парах.

- Так почему же князя Даниила Московского со временем в народе назвали хозяином земли Русской? Кто знает?

Открывают страницу

Отвечают на вопросы

 

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

П: учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным материалам;

24 слайд

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный беседа

  1. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Подведём тоги сегодняшнего урока.

Прочитайте статью «Сделаем вывод» на с.31 про себя.

- Что значит слово «междоусобица»?

- Какая беда шла на Русь с Запада?

- Какая беда пришла на Русь с Востока?

- Какой пример показал своим потомкам князь Александр Невский? Как они продолжали его дело, управляя Московским княжеством?

- Молодцы. Перед вами лесенка успеха. Если у вас сегодня было плохое настроение, что-то не поняли, что-то не получалось, то поставьте себя на первую лесенку. Если урок вам понравился, но кое-что вы все-таки не поняли, то поставьте себя на вторую лесенку успеха. Кому понравился наш сегодняшний урок, кто все-все понял, поставьте себя на третью лесенку успеха.

- Кто поставил себя на первую лесенку? На вторую? На третью?

- А теперь записываем домашнее задание:

Учебник стр. 28 – 31, рабочая тетрадь стр.16 упр.1 – 4

- Вы сегодня все хорошо поработали. Спасибо за урок! До свидания.

Отвечают на вопросы

Оценивают себя на лесенке успеха

Записывают домашнее задание

Л: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

25 – 26 слайд

27 слайд

28 слайд

29 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Москва - преемница Владимира" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада...

Конспект урока по окружающему миру "Москва-преемница Владимира", УМК "Перспектива" 4кл.

Цели деятельности учителя: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монгола – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; по...

Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам» (УМК Перспектива, 4 класс)

Тема урока: «По морским просторам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; разви...

Конспект урока по окружающему миру «Москва - преемница Владимира» 4кл, УМК «Перспектива».

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с историче...

Технологическая карта урока окружающего мира «Москва – преемница Владимира», УМК "Перспектива", 4 класс

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востокамонголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада.Задачи урокаПланируемые р...

Технологическая карта урока окружающего мира "Москва – преемница Владимира" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо-татарских кочевых племён, об угрозе с северо-запада.Планируемые результаты:Предметные...