КТП окружающий мир 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий мир»
для 4 б класса
на 2021/2022 учебный год
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир»
в рамках УМК «Школа России» в 4 классе
№ | Дата | Тема / страницы учебника | Цели урока | Планируемые результаты обучения | Тип урока | Контроль | ЦОР | ||
№ | План | Факт | |||||||
Земля и человечество (10 час.) | |||||||||
1 | 1 | Мир глазами астронома учебник, ч. 1, с. 4 - 8 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 6 - 7 | Мотивировать обучающихся к изучению курса «Окружающий мир» в 4 - м классе; Познакомить с целями изучения раздела «Земля и человечество; Дать представление о науке астрономии. | Предметные: иметь представление об астрономии как о науке; иметь представление о строении Солнечной системы; перечислять планеты Солнечной системы в правильной последовательности. Метапредметные: определять цели изучения курса «Окружающий мир» и раздела «Земля и человечество»; определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из схемы, переводить текстовую информацию в схему, выделять ключевые слова; готовить сообщения на заданные темы с помощью взрослых. Личностные: понимать и принимать социальную роль обучающегося, осознавать мотивы учебной деятельности; проявлять целостное восприятие окружающего мира; бережно относиться к окружающему миру. | Изучение нового материала | Видеофильм «В космосе», презентация «Мир глазами астронома» | |||
2 | 2 | Планеты Солнечной Системы учебник, ч. 1, с. 9 - 15 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 8 - 11 | Формировать у обучающихся представление о планетах Солнечной системы и их спутниках; Систематизировать знания об особенностях движения Земли, причинах смены дня и ночи и времен года. | Предметные: рассказывать о строении Солнечной системы по схеме; характеризовать планеты Солнечной системы; различать планеты и их спутники; рассказывать о движении Земли по схемам. Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из схемы, составлять рассказ по схеме; моделировать вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; устанавливать причинно – следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Мир глазами астронома» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 6) | Презентация «Планеты Солнечной системы» | ||
3 | 3 | Звездное небо – великая книга Природы учебник, ч. 1, с. 16 - 21 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 11 - 13 | Учить обучающихся наблюдать звездное небо, определять созвездия; Систематизировать знания обучающихся о звездах и созвездиях. | Предметные: находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке; слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Личностные: владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | Изучение нового материала | Тест «Планеты Солнечной системы» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 7) | Презентация «Звездное небо» | ||
4 | 4 | Мир глазами географа учебник, ч. 1, с. 22 - 28 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 14 - 16 | Расширить представления обучающихся о географии как науке; Учить задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. | Предметные: иметь представление о географии и географических объектах; использовать глобус и карту полушарий, пользоваться условными знаками, масштабом; характеризовать географические объекты, используя глобус и карту. Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке; слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Личностные: владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | Изучение нового материала | Тест «Звездное небо - Великая книга Природы» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 9) | Презентация «Мир глазами географа» | ||
5 | 5 | Мир глазами историка учебник, ч. 1, с. 29 - 35 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 16 - 18 | Способствовать формированию у обучающихся первичных представлений об истории как науке; Познакомить обучающихся с источниками исторических сведений. | Предметные: осознавать роль исторических источников для понимания событий прошлого; роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; составлять рассказ на основании экспонатов краеведческого музея о прошлом своего региона, города (села); работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; работать с терминологическим словарем; составлять рассказ, используя ключевые слова; читать и анализировать текст; готовить сообщения о посещении краеведческого музея с помощью взрослых. Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | Изучение нового материала | Тест «Мир глазами географа» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 10) | Презентация «Мир глазами историка» | ||
6 | 6 | Когда и где? учебник, ч. 1, с. 36 - 40 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 19 - 20 | Формировать у обучающихся представление о летоисчислении; Показать возможность работы с исторической картой. | Предметные: определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; формулировать выводы по изученному материалу. Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке; слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Личностные: владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | Изучение нового материала | Тест «Мир глазами историка» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 12) | Презентация «Когда и где» | ||
7 | 7 | Мир глазами эколога. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 41 - 47 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 21 - 22 | Способствовать формированию у обучающихся представлений о развитии человечества во взаимодействии с природой; Познакомить с экологическими проблемами и путями их решений. | Предметные: характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; рассказывать о мире с точки зрения эколога; формулировать выводы по изученному материалу. Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке; слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Изучение нового материала | Тест «Когда и где?» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 13) | Презентация «Мир глазами эколога» | ||
8 | 8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 48 - 56 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 23 - 25 | Способствовать формированию у обучающихся представлений о Всемирном культурном и природном наследии; Познакомить с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия. | Предметные: осознавать причины появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; читать, анализировать и интерпретировать текст и карту, пользуясь условными знаками; составлять план текста и ответа на вопрос; устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | Изучение нового материала | Тест «Мир глазами эколога» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 15) | В/фильм «Байкал», презентация «Красная книга» | ||
9 | 9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 48 - 56 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 26 - 27 | Формировать у обучающихся представлений о Всемирном культурном и природном наследии; Уточнить и расширить представления обучающихся о растениях и животных Красной книги. | Предметные: звлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсии в краеведческий музей (для краеведческих проектов), готовить иллюстрации к презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки), тексты сообщений; выступать с сообщением в классе. Метапредметные: оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей; слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявлять познавательный интерес к предмету. | Изучение нового материала, систематизация знаний | Тест «Сокровища Земли под охраной человечества» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 17) | Презентация «Международная Красная книга» | ||
10 | 10 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Земля и человечество». учебник, ч. 1, с. 206 - 209, рабочая тетрадь, ч. 1, с. 28 | Проверить знания и умения обучающихся по разделу «Земля и человечество»; Формировать умения адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по разделу «Земля и человечество». Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответов; оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки. | Контроль и учет знаний | ||||
Природа России (11 час.) | |||||||||
11 | 1 | Равнины и горы России. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 57 - 65 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 29 - 33 | Мотивировать обучающихся к изучению раздела «Природа России»; Формировать представление о формах земной поверхности России, познакомить с наиболее крупными равнинами и горами. | Предметные: иметь представление о горах, равнинах, плоскогорьях; различать холмистые и плоские равнины; характеризовать формы земной поверхности России; находить и показывать изучаемые географические объекты на карте. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из физической карты России, работая в паре; работать с контурной картой, подписывать на ней названия знакомых географических объектов; готовить краткие сообщения о географических объектах, используя дополнительные источники информации. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России. | Изучение нового материала | Презентация «Равнины и горы России» | |||
12 | 2 | Моря, озера и реки России. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 66 - 70 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 33 - 35 | Познакомить обучающихся с крупнейшими морями, озерами и реками России; Учить работать с картой и контурной картой. | Предметные: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки; рассказывать о географических объектах по карте, характеризовать их особенности; различать моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из физической карты России, работая в паре; работать с контурной картой, подписывать на ней названия знакомых географических объектов; готовить краткие сообщения о географических объектах, используя дополнительные источники информации. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России. | Изучение нового материала | Тест «Равнины и горы России» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 19) | Презентация «Моря, озера и реки» | ||
13 | 3 | Природные зоны России. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 71 - 75 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 36 - 38 | Познакомить обучающихся с причинами смены природных зон на территории России; Учить пользоваться картой природных зон. | Предметные: понимать отличие карты природных зон от физической карты России; определять по карте природные зоны России; иметь представление о причинах смены природных зон с севера на юг. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из карты; устанавливать причинно – следственные связи; работать в парах, выдвигать и совместно проверять предположения. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России. | Изучение нового материала | Тест «Моря, озера и реки» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 20) | Презентация «Природные зоны России» | ||
14 | 4 | Зона арктических пустынь. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 76 - 83 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 39 - 42 | Познакомить обучающихся с зоной арктических пустынь; Учить характеризовать природную зону по плану. | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные); моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно – следственные связи; рассказывать о природной зоне по плану; готовить сообщение с помощью взрослых. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия. | Изучение нового материала | Тест «Природные зоны России» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 22) | Презентация «Зона Арктических пустынь» | ||
15 | 5 | Тундра. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 84 - 94 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 42 - 46 | Познакомить обучающихся с зоной тундры; Учить характеризовать природную зону по плану. | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зоны тундры (неживая природа, растения, животные); моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно – следственные связи; рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны, определять сходство и различие живой и неживой природы; представлять информацию в виде таблицы; готовить сообщение. Личностные: определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия. | Изучение нового материала | Тест «Зона арктических пустынь» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 23) | Презентация «Тундра», «Птицы тундры» | ||
16 | 6 | Леса России. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 95 - 102 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 46 - 50 | Познакомить обучающихся с природными зонами тайги и широколиственных лесов; Учить характеризовать природную зону по плану. | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зон тайги и широколиственных лесов (неживая природа, растения, животные); моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно – следственные связи; рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны, представлять информацию в виде таблицы; готовить сообщение. Личностные:.проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия. | Изучение нового материала | Тест «Тундра» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 25) | Презентация «Леса России» | ||
17 | 7 | Лес и человек. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 103 - 109 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 50 - 52 | Систематизировать и углубить представления обучающихся о роли леса в жизни человека; Познакомить с экологическими проблемами лесов и путями их решения. | Предметные: рассказывать о роли леса в жизни людей; рассуждать об экологических проблемах леса и мерах по его охране; знать правила поведения в лесу; иметь представление о национальных парках и заповедниках России. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из схемы; работать в парах, обсуждать информацию, высказывать предположения; устанавливать причинно – следственные связи; извлекать и представлять информацию из дополнительной литературы; готовить сообщения. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия. | Изучение нового материала | Тест «Леса России» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 26) | |||
18 | 8 | Зона степей учебник, ч. 1, с. 110 - 117 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 53 - 56 | Познакомить обучающихся с природной зоной степей; Учить характеризовать природную зону по плану. | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные); моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно – следственные связи; рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны, определять сходство и различие живой и неживой природы. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия. | Изучение нового материала | Тест «Лес и человек» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 28) | Презентация «Зона степей» | ||
19 | 9 | Пустыни учебник, ч. 1, с. 118 - 125 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 57 - 60 | Познакомить обучающихся с природной зоной полупустынь и пустынь; Учить характеризовать природную зону по плану. | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зоны пустынь (неживая природа, растения, животные); моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно – следственные связи; рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны, определять сходство и различие живой и неживой природы; представлять информацию в виде таблицы; готовить сообщение с помощью взрослых. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия. | Изучение нового материала | Тест «Зона степей» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 30) | Презентация «Пустыня» | ||
20 | 10 | У Черного моря учебник, ч. 1, с. 126 - 134 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 60 - 63 | Познакомить обучающихся с природной зоной субтропиков; Учить характеризовать природную зону по плану. | Предметные: оказывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные); устанавливать причины своеобразия природной зоны; моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно – следственные связи; рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны, определять сходство и различие живой и неживой природы; представлять информацию в виде таблицы; готовить сообщение с помощью взрослых. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия. | Изучение нового материала | Тест «Пустыни» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 31) | Презентация «У Черного моря» | ||
21 | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Природа России» учебник, ч. 1, с. 209 - 213 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 64 | Проверить знания и умения обучающихся по разделу «Природа России»; Формировать умения адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по разделу «Природа России». Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответов; оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки. | Контроль и учет знаний | Презентация «Природные зоны» | |||
Родной край – часть большой страны (12 час.) | |||||||||
22 | 1 | Наш край. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 135 - 138 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 65 - 66 | Мотивировать обучающихся к изучению раздела «Родной край - часть большой страны»; Познакомить обучающихся с политико – административным делением территории Российской Федерации; Формировать умение давать характеристику родного края по карте. | Предметные: иметь представление о политико – административном делении территории России; уметь находить на карте России свой регион; характеризовать родной край по плану. Метапредметные: определять цель изучения раздела «Родной край - часть большой страны»; определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать с картой, определять политико – административные объекты, свой регион; составлять рассказ по плану. Личностные: осознавать свою этническую и национальную принадлежность; проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «У Черного моря» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 33) | В/фильм «Якутия» Вадим Тихонов, презентация «Наш край» | ||
23 | 2 | Формы земной поверхности нашего края. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 139 - 144 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 67 | Познакомить обучающихся с формами земной поверхности, характерными для родного края; Способствовать пониманию обучающимися необходимости охраны форм земной поверхности. | Предметные: описывать формы земной поверхности родного края; определять формы земной поверхности с помощью карты региона. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать с картой и условными знаками , определять и обсуждать их значение; извлекать информацию из дополнительной краеведческой литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Презентация «Поверхность нашего края», «Равнины и горы России» | |||
24 | 3 | Водные богатства нашего края. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 145 - 148 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 68 - 70 | Познакомить обучающихся с водными объектами региона, их значением для жизни края; Способствовать пониманию обучающимися необходимости охраны водных объектов. | Предметные: характеризовать водные объекты своего региона; рассказывать о значении водных объектов в жизни края; иметь представление об источниках загрязнения водных объектов. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать в паре с картой и условными знаками , определять и обсуждать их значение; характеризовать природный объект по плану, составлять план по аналогии; извлекать информацию из дополнительной краеведческой литературы; составлять простую схему. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «Наш край. Поверхность нашего края» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 34) | Аудиозапись песни «Синяя вода» (В. Шаинский – Ю. Энтин), презентация «Водоемы нашего края» | ||
25 | 4 | Наши подземные богатства. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 149 - 159 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 71 - 73 | Познакомить обучающихся с полезными ископаемыми родного края; Учить описывать полезное ископаемое по плану (внешний вид, свойства, применение, способы добычи). | Предметные: находить места добычи полезных ископаемых на карте; иметь представление о важнейших полезных ископаемых своего региона, их свойствах, добыче, применении. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; выполнять практическую работу в группе; определять сходство и различие полезных ископаемых; извлекать информацию из дополнительной краеведческой литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «Водные богатства нашего края» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 36) | Презентация «Подземные богатства» | ||
26 | 5 | Земля - кормилица. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 209 - 213 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 74 - 75 | Познакомить обучающихся с наиболее распространенными видами почв; Охарактеризовать почву родного края. | Предметные: различать основные виды почв; знать тип почв своего региона; рассказывать о значении почвы для жизни на Земле; обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»; извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать в паре, актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой; строить модель и на ее основе рассказывать о разнообразии почв; определять сходство и различие природных объектов; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «Наши подземные богатства» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 37) | Презентация «Земля - кормилица», аудиозапись песни «Весенний дождь» | ||
27 | 6 | Жизнь леса. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 164 - 169 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 76 - 77 | Формировать у обучающихся представление о лесе как о природном сообществе; Способствовать пониманию экологических связей в живой и неживой природе. | Предметные: определять растения в гербарии с помощью атласа – определителя; выявлять экологические связи в лесу; рассказывать о лесах родного края; моделировать цепи питания; иметь представление об экологических проблемах леса и путях их решения. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; определять лишний объект по существенному признаку; работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; рассказывать о природном сообществе по плану; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «Земля - кормилица» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 39) | Презентация «Жизнь леса» | ||
28 | 7 | Жизнь луга. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 170 - 177 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 78 - 81 | Формировать у обучающихся представление о луге как о природном сообществе; Способствовать пониманию экологических связей в живой и неживой природе. | Предметные: определять растения в гербарии с помощью атласа – определителя; выявлять экологические связи на лугу; рассказывать о луговых растениях и животных родного края; моделировать цепи питания; иметь представление об экологических проблемах луга и путях их решения. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; определять лишний объект по существенному признаку; работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; рассказывать о природном сообществе по плану; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «Жизнь леса» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 40) | Презентация «Луг - природное сообщество» | ||
29 | 8 | Жизнь в пресных водах. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 178 - 186 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 82 - 85 | Формировать у обучающихся представление о пресном водоеме как о природном сообществе; Способствовать пониманию экологических связей в живой и неживой природе. | Предметные: определять растения в гербарии с помощью атласа – определителя; выявлять экологические связи в пресном водоеме; рассказывать о водных растениях и животных родного края; моделировать цепи питания; иметь представление об экологических проблемах луга и путях их решения. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; определять лишний объект по существенному признаку; работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; рассказывать о природном сообществе по плану; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «Жизнь луга» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 41) | Презентация «Жизнь пресного водоема» | ||
30 | 9 | Растениеводство в нашем крае. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 187 - 194 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 86 - 88 | Познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства, развитием отрасли в регионе; Учить проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Предметные: понимать зависимость особенностей растениеводства в регионе от природных условий; определять полевые культуры, различать сорта культурных растений (учитывая особенности региона); иметь представление о сезонных работах в поле, огороде, саду. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; высказывать предположения, приводить доказательства; составлять краткий конспект; устанавливать причинно – следственные связи; выполнять практическую работу в группе и в парах; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «Жизнь в пресных водоемах» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 43) | Презентация «Растениеводство в нашем крае», аудиозапись песни «Что нам осень принесет» | ||
31 | 10 | Животноводство в нашем крае. Региональный компонент учебник, ч. 1, с. 195 - 203 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 89 - 91 | Познакомить с животноводством как отраслью сельского хозяйства, развитием отрасли в регионе; Учить проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Предметные: понимать зависимость особенностей животноводства в регионе от природных условий; различать породы домашних животных (учитывая особенности региона); иметь представление о работах по уходу за домашними животными. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; высказывать предположения, приводить доказательства; составлять краткий конспект; устанавливать причинно – следственные связи; выполнять практическую работу в группе и в парах; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «Растениеводство в нашем крае» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 44) | Презентация «Животноводство в нашем крае» | ||
32 | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Родной край - часть родной страны». учебник, ч. 1, с. 214 - 218 рабочая тетрадь, ч. 1, с. 92 | Проверить знания и умения обучающихся по разделу «Родной край - часть родной страны»; Формировать умения адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по разделу «Родной край - часть родной страны». Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответов; оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки. | Контроль и учет знаний | ||||
33 | 12 | Презентация проектов учебник, ч. 1, с. 204 - 205
| Организовать презентацию результатов проектной деятельности; Формировать умение адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Предметные: представлять результаты проектной деятельности. Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке; представлять результаты деятельности (в зависимости от продукта проектной деятельности и формы презентации); знать способы работы с информацией. Личностные: осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Проект | ||||
Страницы всемирной истории (6 час.) | |||||||||
34 | 1 | Начало истории человечества учебник, ч. 2, с. 4 - 7 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 3 - 4 | Мотивировать обучающихся к изучению раздела «Страницы всемирной истории»; Мотивировать обучающихся к выбору и выполнению проектов по темам, изучаемым во втором полугодии; Формировать первоначальные представления об истории первобытного общества. | Предметные: называть исторические эпохи; иметь представление о продолжительности периода первобытной истории (используя «ленту времени»); понимать роль огня, приручение животных, постройки жилищ и т. п. в жизни первобытного человека; иметь представление о жизни первобытных людей на территории региона. Метапредметные: определять цель изучения раздела «Страницы всемирной истории»; выбирать темы учебных проектов; определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информации. Из иллюстраций учебника; работать в парах и группах; самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы с помощью текстов учебника и электронного приложения. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Животноводство в нашем крае» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 46) | Презентация «Начало истории человечества»
| ||
35 | 2 | Мир древности: далекий и близкий учебник, ч. 2, с. 8 - 14 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 5 - 6 | Познакомить с древними государствами; Формировать первоначальное представление об истории древнего мира. | Предметные: иметь представление о продолжительности истории Древнего мира (используя «ленту времени»); находить на карте местоположение древних государств; понимать роль появления письменности и алфавита в развитии человечества; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информации из иллюстраций учебника; работать в парах и группах; устанавливать причинно – следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Начало истории человечества» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 47) | Презентация «Мир древности: далекий и близкий» | ||
36 | 3 | Средние века: время рыцарей и замков учебник, ч. 2, с. 15 - 21 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 7 - 8 | Формировать первоначальные представления об истории Средневековья; Показать роль мировых религий в истории человечества. | Предметные: иметь представление о продолжительности истории Средневековья (используя «ленту времени»); находить на карте местоположение средневековых государств и городов, сопоставлять с современной политической картиной мира; находить средневековые достопримечательности современных городов; иметь первоначальное представление о мировых религиях; понимать роль книгопечатания для человечества.. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информации из иллюстраций учебника; работать в парах и группах; устанавливать причинно – следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Мир древности: далекий и близкий» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 49) | Презентация «средние века – время рыцарей и замков» | ||
37 | Новое время: встреча Европы и Америки учебник, ч. 2, с. 22 - 27 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 9 - 10 | Формировать первоначальные представления об истории Нового времени; Показать роль изобретений, науки, культуры и предпринимательства в истории Нового времени. | Предметные: иметь представление о продолжительности истории Нового времени (используя «ленту времени»); прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий, понимать их роль в истории человечества; иметь представление об изменении философии людей Нового времени; понимать роль научных открытий и технических изобретений в развитии человечества. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информации из иллюстраций учебника; работать с текстом, выделять ключевые слова; устанавливать причинно – следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Средние века: время рыцарей и замков» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 50) | Презентация «Новейшее время – встреча Европы и Америки», «Христофор Колумб» | |||
38 | 5 | Новейшее время: история продолжается сегодня учебник, ч. 2, с. 28 - 32 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 11 - 12 | Формировать первоначальные представления об истории Новейшего времени; Познакомить обучающихся с изменением политического устройства стран мира. | Предметные: иметь представление о продолжительности истории Новейшего времени (используя «ленту времени»); иметь представление об изменении политического устройства стран мира; понимать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; понимать роль научных открытий и технических изобретений в развитии человечества. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информации из иллюстраций учебника; работать с текстом, выделять ключевые слова, представлять информацию в виде кластера; устанавливать причинно – следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Новое время: встреча Европы и Америки» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 52) | Презентация «Новейшее время – история продолжается сегодня» | ||
39 | 6 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Страницы всемирной истории» учебник, ч. 2, с. 206 - 210 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 12
| Проверить знания и умения обучающихся по разделу «Страницы всемирной истории»; Формировать умения адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по разделу «Страницы всемирной истории». Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответов; оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки. | Контроль и учет знаний | ||||
Страницы истории Отечества (22 час.) | |||||||||
40 | 1 | Жизнь древних славян учебник, ч. 2, с. 34 - 39 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 13 - 14 . | Мотивировать обучающихся к изучению раздела «Страницы истории Отечества»; Формировать первоначальные представления о жизни древних славян. | Предметные: с помощью карты определять места расселения древних славян; иметь представление о верованиях древних славян; иметь представление о быте древних славян. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи; составлять план рассказа на материале текста учебника; извлекать информацию из исторической карты; работать в парах; составлять вопросы к тексту; работать с контурной картой. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения. | Изучение нового материала | Тест «Новейшее время: история продолжается» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 53) | Презентация «Жизнь древних славян» | ||
41 | 2 | Во времена Древней Руси учебник, ч. 2, с. 40 - 45 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 15 - 17 . | Формировать первоначальные представления об истории Древней Руси, ее территории, городах, столице, принятии христианства; Способствовать пониманию причин возникновения Древнерусского государства. | Предметные: называть время, место и причины возникновения Древней Руси; показывать на исторической карте путь «из варяг в греки», границы государства; знать дату Крещения Руси. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи; выделять ключевые слова в тексте; извлекать информацию из исторической карты; работать в парах; работать с контурной картой. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Жизнь древних славян» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 54) | Презентация «Во времена Древней Руси» | ||
42 | 3 | Страна городов учебник, ч. 2, с. 46 - 54 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 17 - 18 | Формировать первоначальные представления об истории Древней Руси; Познакомить обучающихся с устройством древнерусского города (на примере Киева и Новгорода). | Предметные: характеризовать древнерусские города, используя историческую карту и схему; иметь представление о быте, системе правления, занятиях горожан. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию из исторической карты; работать в парах; переводить текстовую информацию в таблицу. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Во времена Древней Руси» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 56) | Презентация «Страна городов» | ||
43 | 4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси учебник, ч. 2, с. 55 - 58 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 19 | Познакомить обучающихся с просвещением в Древней Руси; Показать роль создания славянской письменности, рукописных книг в истории Древней Руси. | Предметные: понимать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; иметь представление о состоянии грамотности на Руси; понимать роль летописей для изучения истории; характеризовать особенности оформления рукописных книг, понимать их роль как памятников древнерусского государства. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию из исторической карты; работать в парах; определять сходство и различие культурных объектов. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Страна городов» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 57) | Презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси» | ||
44 | 5 | Трудные времена на Русской земле. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 59 - 64 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 20 - 22 | Познакомить обучающихся с последствиями феодальной раздробленности Руси в середине XII века; Формировать первоначальные представления о нашествии Золотой Орды, шведских и немецких рыцарей. | Предметные: рассказывать о нашествии Батыя на Русь с помощью исторической карты и по плану учебника; понимать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; рассказывать о сражении Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками (с помощью исторической карты). Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию из исторической карты; работать в парах и группах; переводить текстовую информацию в таблицу; составлять рассказ по предложенному плану; работать с контурной картой. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность. | Изучение нового материала | Тест «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 58) | Презентация «Трудные времена на Русской земле» | ||
45 | 6 | Русь расправляет крылья учебник, ч. 2, с. 65 - 69 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 22 - 23 | Формировать первоначальное представление об истории Руси в конце XIII - начале XIV веков; Показать роль объединения русских земель в северо – восточной части страны вокруг Москвы. | Предметные: называть факты возрождения северо – восточных земель Руси; рассказывать о Москве Ивана Калиты с опорой на иллюстрации; рассказывать с опорой на карту об объединении русских земель вокруг Москвы. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию из исторической карты; работать в парах и группах; переводить текстовую информацию в таблицу; составлять рассказ по предложенному плану; работать с контурной картой. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Трудные времена на Русской земле» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 60) | Презентация «Русь расправляет крылья» | ||
46 | 7 | Куликовская битва учебник, ч. 2, с. 70 - 74 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 24 - 26 | Формировать первоначальное представление о борьбе русских людей с Золотой Ордой в конце XIV века; Учить выделять значимые исторические события. | Предметные: иметь представление о Куликовской битве и ее роли в истории России; рассказывать о Куликовской битве по плану с использованием исторической карты; понимать важность поддержки государства православными священниками в борьбе с врагом. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию из исторической карты; работать в парах и группах; переводить текстовую информацию в таблицу; составлять план рассказа об историческом событии. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность. | Изучение нового материала | Тест «Русь расправляет крылья» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 61) | Презентация «Куликовская битва» | ||
47 | 8 | Иван Третий учебник, ч. 2, с. 75 - 81 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 26 - 28 | Формировать у обучающихся первоначальное представление о причинах и последствиях возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве; Познакомить обучающихся с положительными и отрицательными сторонами правления Ивана Грозного - первого российского царя. | Предметные: рассказывать о падении монгольского ига с помощью исторической карты; иметь представление об объединении княжеств вокруг Москвы и возникновении единого Российского государства; рассказывать об изменении в облике Москвы; характеризовать правление Ивана Грозного (выделять положительные и отрицательные стороны). Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из исторической карты; характеризовать иллюстрации, определять сходство и различие; определять положительные и отрицательные стороны исторических событий; работать с текстом: составлять рассказ. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Куликовская битва» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 63) | Презентация «Иван Грозный» | ||
48 | 9 | Мастера печатных дел учебник, ч. 2, с. 82 - 86 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 28 - 30 | Познакомить обучающихся с началом книгопечатания в России, первыми печатными учебниками; Показать роль книгопечатания для развития просвещения и культуры России. | Предметные: иметь представление о начале книгопечатания в России, деятельности Ивана Федорова; понимать роль книгопечатания для развития просвещения и культуры России; иметь представление о первых русских учебниках. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать с текстом: составлять опорный конспект; составлять рассказ на основе опорного конспекта; анализировать иллюстрации; характеризовать современные и старопечатные книги, определять сходство и различие; находить в тексте ответы на вопросы. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Иван Третий» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 64) | Презентация «Мастера печатных дел» | ||
49 | 10 | Патриоты России. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 87 - 93 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 30 - 31 | Формировать у обучающихся первоначальное представление об исторических событиях в России в конце XVI – начале XVII веков (о польской интервенции, создании народного ополчения, начале правления дома Романовых); Учить давать самостоятельную оценку историческим событиям. | Предметные: иметь представление о причинах и последствиях Смутного времени; понимать роль народного ополчения в освобождении Москвы от польской интервенции; знать дату начала правления дома Романовых; оценивать исторические события. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать с терминологическим словарем; пересказывать текст по ключевым словам; эмоционально откликаться на прочитанное; устанавливать причинно – следственные связи; представлять текстовую информацию в таблице. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Мастера печатных дел» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 65) | Презентация «Патриоты России» | ||
50 | 11 | Петр Великий учебник, ч. 2, с. 94 - 100 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 31 - 35 | Познакомить обучающихся с реформами Петра I и их влиянием на дальнейшее развитие России; Учить давать самостоятельную оценку историческим событиям. | Предметные: рассказывать о реформах Петра I; понимать роль деятельности Петра I в истории России; описывать достопримечательности Санкт – Петербурга; знать год основания Санкт – Петербурга; оценивать исторические события. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из исторической карты и дополнительной литературы; устанавливать причинно – следственные связи; работать с текстом: составлять краткий пересказ текста; составлять схему по тексту учебника; работать в группе; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Патриоты России» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 67) | Презентация «Детство и юность Петра I» | ||
51 | 12 | Михаил Васильевич Ломоносов учебник, ч. 2, с. 101 - 104 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 36 - 37 | Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова; Показать роль создания Московского университета в развитии российской науки. | Предметные: иметь представление о жизни и деятельности М. В. Ломоносова; знать основные заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; показывать дату основания Московского университета на «ленте времени». Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; систематизировать и обобщать информацию учебника; составлять план рассказа; извлекать информацию из исторической карты и дополнительной литературы. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Пётр Великий» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 68) | Презентация «Михаил Васильевич Ломоносов» | ||
52 | 13 | Екатерина Великая учебник, ч. 2, с. 105 - 111 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 37 - 39 | Формировать у обучающихся первоначальные представления об истории России в эпоху правления Екатерины II; Учить делать самостоятельно оценку историческим событиям. | Предметные: иметь представление о жизни и деятельности Екатерины II; иметь представление о положении разных слоев российского общества; кратко рассказывать о восстании под предводительством Емельяна Пугачева; иметь представление о деятельности Ф. Ф. Ушакова и А. В. Суворова. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника; работать в парах и группах; устанавливать причинно – следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Михаил Васильевич Ломоносов» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 70) | Презентация «Екатерина Великая» | ||
53 | 14 | Отечественная война 1812 года учебник, ч. 2, с. 112 - 121 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 39 - 42 | Формировать первоначальное представление о борьбе с наполеоновской армией в 1812 году; Показать значимость победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. | Предметные: иметь представление об Отечественной войне 1812 года; называть участников, героев войны; понимать значимость победы российского народа в войне 1812 года. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из иллюстраций и справочной литературы; работать в парах и группах; устанавливать причинно – следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Екатерина Великая» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 71) | Презентация «Отечественная война 1812 года» | ||
54 | 15 | Страницы истории XIX века. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 122 - 126 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 42 - 45 | Формировать первоначальное представление об основных исторических событиях XIX века: декабристском движении, освобождении крестьян, развитии промышленности, градостроительства, техническом прогрессе; Показать границы Российской империи к началу XX века. | Предметные: иметь представление о движении и восстании декабристов; знать дату подписания манифеста о крестьянской вольности; рассказывать о развитии промышленности, градостроительства в Москве и Петербурге, технических новшествах XIX века. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из исторической карты, сопоставлять ее с современной картой; сопоставлять информацию учебника, электронного приложения и дополнительной литературы; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Отечественная война 1812 года» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 72) | Презентация «Страницы истории XIX века» | ||
55 | 16 | Россия вступает в XX век. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 127 - 135 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 46 - 47 | Формировать у обучающихся первоначальное представление об истории начала XX века; Показать причины и последствия политических и социальных изменений в стране и обществе. | Предметные: называть основные события, предшествовавшие Октябрьской революции 1917 года, понимать их взаимосвязь; иметь представление о Первой мировой войне, возникновении политических партий, о Февральской и Октябрьской революциях 1917 года. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно – следственные связи; работать в группе; составлять рассказ по плану; определять отрицательные и положительные стороны исторического события; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Страницы истории XIX века» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 74) | Презентация «Россия вступает в XX век» | ||
56 | 17 | Страницы истории 1920 – 1930 – х годов. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 136 - 139 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 48 - 49 | Познакомить обучающихся с социальными и политическими преобразованиями, произошедшими в стране в 20 – 30-е годы XX века; Показать изменения в жизни города и деревни. | Предметные: рассказывать с помощью карты об административно – территориальном устройстве СССР; знать символику СССР (герб, флаг); иметь представление о политических и социальных преобразованиях в СССР. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из исторической карты; определять отрицательные и положительные стороны исторического события; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Россия вступает в XX век» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 75) | Презентация «Страницы истории 20 – х - 30 – х годов» | ||
57 | 18 | Великая война и великая Победа. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 140 - 146 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 50 - 51 | Уточнить и систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне; Способствовать пониманию значения победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. | Предметные: знать даты начала Второй мировой войны и Великой Отечественной войн; иметь представление об основных событиях Великой Отечественной войны: блокада Ленинграда, победа под Москвой, битва за Сталинград, Курское сражение, штурм Берлина; понимать значение победы для СССР и всего мира. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из фотографий; составлять план рассказа, рассказывать о войне по плану; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; эмоционально откликаться на изучаемые события, сопереживать. | Изучение нового материала | Тест «Страницы истории 1920 – 1930 – х годов» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 77) | Презентация «Великая война и великая Победа» | ||
58 | 19 | Великая война и великая Победа. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 140 - 146 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 50 - 51 | Уточнить и систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне; Способствовать пониманию значения победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. | Предметные: знать даты начала Второй мировой войны и Великой Отечественной войн; иметь представление об основных событиях Великой Отечественной войны: блокада Ленинграда, победа под Москвой, битва за Сталинград, Курское сражение, штурм Берлина; понимать значение победы для СССР и всего мира. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из фотографий; составлять план рассказа, рассказывать о войне по плану; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; эмоционально откликаться на изучаемые события, сопереживать. | Изучение нового материала | ||||
59 | 20 | Страна, открывшая путь в космос учебник, ч. 2, с. 147 - 152 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 52 - 53 | Показать обучающимся основные направления развития СССР до 1980-х годов; Познакомить обучающихся с этапами освоения космоса в СССР. | Предметные: иметь представление о первых этапах освоения космоса; знать дату первого полета в космос и имя первого космонавта; иметь представление о послевоенном развитии СССР; знать дату распада СССР. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из фотографий; работать с текстом, выделять ключевые слова; готовить сообщения с помощью взрослых, выступать с сообщениями. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Великая война и великая Победа» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 78) | |||
60 | 21 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Страницы истории Отечества». учебник, ч. 2, с. 211 - 216 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 54 | Проверить знания и умения обучающихся по разделу «Страницы истории Отечества»; Формировать умения адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по разделу «Страницы истории Отечества». Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответов; оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки. | Контроль и учет знаний | Презентация «Московский Кремль» , «Страницы истории Отечества. Обобщение» | |||
61 | 22 | Презентация проектов учебник, ч. 2, с. 204 - 205
| Организовать презентацию результатов проектной деятельности; Формировать умение адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Предметные: представлять результаты проектной деятельности. Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке; представлять результаты деятельности (в зависимости от продукта проектной деятельности и формы презентации); знать способы работы с информацией. Личностные: осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Проект | ||||
Современная Россия ( 9 час.) | |||||||||
62 | 1 | Основной закон России и права человека учебник, ч. 2, с. 153 - 163 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 55 - 60 | Мотивировать обучающихся к изучению раздела «Современная Россия»; Обобщить и систематизировать представления обучающихся о государственном устройстве Российской Федерации, многонациональном характере населения России; Формировать первоначальное представление о Конституции – Основном законе страны, документах, защищающих права человека. | Предметные: иметь представление о федеративном устройстве России; находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные области, города федерального значения; анализировать права человека и права ребенка, закрепленные в Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Метапредметные: определять цель изучения раздела «Современная Россия»; работать с терминологическим словарем, формулировать определения; извлекать информацию из фрагментов документов; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Страна. открывшая путь в космос» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 79) | |||
63 | 2 | Мы – граждане России. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 164 - 167 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 60 - 62 | Уточнить и систематизировать представления обучающихся о правах и обязанностях гражданина России, государственном устройстве Российской Федерации. | Предметные: различать права и обязанности гражданина Российской Федерации; иметь представление о деятельности Президента, Федерального собрания и правительства. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать с терминологическим словарем, формулировать определения; извлекать информацию из фрагментов документов; готовить сообщения с помощью взрослых. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность. | Изучение нового материала | Тест «Основной закон России и права человека» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 81) | |||
64 | 3 | Славные символы России. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 168 - 174 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 62 - 64 | Уточнить и расширить представления обучающихся о государственной символике Российской Федерации; Воспитывать уважение к государственным символам, родной стране. | Предметные: отличать герб, флаг России от символов других государств; рассказывать об особенностях герба РФ, иметь представление о его истории, символике; иметь представление об истории Государственного флага России; знать текст гимна России, правила его исполнения и слушания; понимать значение государственной символики. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; определять сходство и различие изображений и текстов; извлекать информацию из текста учебника, кратко ее представлять и дополнять информацией из других источников; работать в группе; извлекать информацию из словарей и справочной литературы. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Мы - раждане России» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 82) | Презентация «Славные символы России» | ||
65 | 4 | Такие разные праздники. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 175 - 179 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 64 - 65 | Систематизировать представления обучающихся о праздниках; Показать роль праздников в жизни человека, общества. | Предметные: различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; понимать значение праздников и памятных дат. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать с календарем; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Славные символы России» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 84) | |||
66 | 5 | Путешествие по России учебник, ч. 2, с. 180 - 203 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 66 - 67 | Систематизировать и расширить представления обучающихся о России, ее народах, традициях, выдающихся личностях; Учить работать с информацией: выделять главное, структурировать, кратко представлять. | Предметные: иметь представление о регионах и городах Российской Федерации; называть народы России, характеризовать их традиции; называть знаменитых соотечественников, рассказывать об их вкладе в науку, культуру России. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из текста учебника; структурировать информацию в виде схемы, плана, кластера, таблицы; представлять результаты самостоятельной работы, отвечать на вопросы по тексту учебника. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Такие разные праздники» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 85) | |||
67 | 6 | Путешествие по России. Региональный компонент учебник, ч. 2, с. 180 - 203 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 66 - 67 | Систематизировать и расширить представления обучающихся о России, ее народах, традициях, выдающихся личностях; Учить анализировать и сопоставлять информацию, делать выводы. | Предметные: иметь представление о регионах и городах Российской Федерации; называть народы России, характеризовать их традиции; называть знаменитых соотечественников, рассказывать об их вкладе в науку, культуру России. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; анализировать, структурировать информацию, определять сходство и различие объектов; представлять результаты самостоятельной работы, выполнять оценку выступлений на основании выделенных критериев. Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности. | Изучение нового материала | Тест «Путешествие по России» (КИМ ВПР «Окружающий мир», с. 86) | |||
68 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Современная Россия». учебник, ч. 2, с. 216 - 219 рабочая тетрадь, ч. 2, с. 68 | Проверить знания и умения обучающихся по разделу «Современная Россия»; Формировать умения адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по разделу «Родной край - часть родной страны». Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответов; оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки. | Контроль и учет знаний |
69 70 | 8 9 | Итоговая комплексная работа | Проверить знания и умения обучающихся по изученному материалу Формировать умения адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по изученным разделам Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответов; оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки. | Контроль и учет знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...