Пояснительная записка_окружающий мир 4 класс
материал по окружающему миру (4 класс)

Вартик Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_okruzhayushchiy_mir.docx66.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         

Рабочая  образовательная программа

                                                    по предмету «Окружающий мир»

                                                                для 4 Б класса

                                                     на 2020/2021 учебный год

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР

(Автор: Плешаков  Андрей  Анатольевич)

4  класс

Пояснительная записка

к тематическому планированию по окружающему  миру

Нормативно – правовые  документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный   закон   от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28;
  2. Федеральный Государственный образовательный  стандарт Начального Общего Образования,  утвержденный  приказом  Минобрнауки  России  от  06.10.2009  №  373  (п.  19,  5);
  3. Федеральный  базисный  учебный  план;
  4. Положение  о  порядке  разработки  и  утверждения  рабочих  программ  учебных  курсов,  предметов,  дисциплин  Минобрнауки  РФ  от  11.12.2006  г.  №  06 – 1844;
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  6. Планируемые  результаты  Начального Общего Образования;
  7. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от  28.03.2002  г. № 199/13);
  8. Приказ  Министерства  Просвещения  России  от    28.12.2018 N 345 (ред.  от   18.05.2020) "О  Федеральном  перечне  учебников,  рекомендуемых  к  использованию   при  реализации   имеющих  Государственную  аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего,  среднего  общего  образования»;
  9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.2.2821-10  "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".  Действует  с  01.09.2011  г.;
  10. Постановление Главного санитарного врача от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)";
  11. Программы Министерства образования РФ:   Начальное общее образование, авторская  программа  А.  А.  Плешакова  «Окружающий  мир»,  утвержденные МО РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Нормативно – правовые  документы  локального  уровня:

  1. Устав  МБОУ  «СОШ  №  2  г.  Алдан»;
  2. Основная  образовательная программа  начального  общего образования МБОУ  «СОШ № 2  г. Алдан»,  утвержденной приказом  МБОУ СОШ № 2 г.  Алдан №  01-17/308 от 30.08.17г;
  3. Учебный   план   МБОУ   «СОШ № 2 г. Алдан»  на 2020 /2021  учебный год,   утвержденный  приказом №  01-17/287 от 31.08.20  г.;
  4. Положения  о  рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.;
  5. Адаптивная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ №2 утвержденной приказом  «МБОУ СОШ №2 г.  Алдан»  №01-17/301 от 30.08.2016г.

Я  работаю  по  программе  «Школа  России».   Данная программа Министерства образования РФ.,  утвержденная МО РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, взята за основу. Ценность  УМК  «Школа  России»  состоит    в  том,  что  ему  присущи  такие  характеристики,  которые  очень  значимы  для  учителя  не  только  сегодня,  но  и  всегда,  а  именно:  фундаментальность,  надежность,  открытость  новому.

УМК  «Школа  России»  сориентирован  на  личностно – развивающее  образование, граждански – ориентированное  образование,  глобально – ориентированное  образование  младших  школьников.  

 Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Учебно – методический  комплекс  «Школа  России»  -  один  из  наиболее  известных  в  стране  проектов  издательства  «Просвещение». Система  учебников  «Школа  России»  на  основании  экспертных  заключений  РАН  и  РАО,  реализует  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования.  

Эта  программа  охватывает  все  образовательные  области  учебного  плана  ФГОС,  включает  учебники  и  учебные  пособия  нового  поколения,  которые  отвечают  требованиям  к  современной  учебной  книге.  

Программа модифицирована для работы в МБОУ СОШ № 2, ориентирована на контингент обучающихся  данной школы и составлена с учётом среднего уровня подготовки и общего развития обучающихся  4 «А»   класса,  добавлен интегрированный материал с использованием  регионального компонента.

   Уровень программы базовый.

Взяв  за  основу  программу комплекта  «Школа  России»  и  исходя  из  особенностей  класса,  ставлю  для  себя  следующие  задачи:

1.         Развивать интеллектуальную,  творческую  личность.

2.        Формировать  потребность  к  познанию  и  высокую  школьную  мотивацию.

3.        Создать  условия  для  сохранения  и  укрепления  здоровья  обучающихся.

   

Место курса «Окружающий  мир» в учебном плане

     Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ   на изучение окружающего  мира    в начальной школе выделяется  270  часов.

    В   4  классе —  68   часов  (2 часа  в неделю, 34  учебные недели).

Программа курса обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Сборник  рабочих  программ  «Школа  России».  1  -  4  классы. - М.: Просвещение, 2011. – (ФГОС)
  2. Концепция  учебно – методического  комплекса  «Школа  России»
  3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4  класс: учебник  с приложением   на электронном   носителе: в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М: Просвещение.
  4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2020.
  5. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты: пособие для учащихся общеобразовательных   учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение
  6. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение..
  7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга   для учащихся начальных   классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение.
  8. Плешаков, А. А. Зелёные страницы: книга  для учащихся начальных   классов / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение.

Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»

Цели и задачи изучения курса «Окружающий  мир»

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

   Цель изучения курса «Окружающий мир» для учащихся 4  класса:

  • помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
  • подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Основными задачами  реализации содержания курса являются:

  1. Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни.
  2. Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
  3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
  4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий  мир»

   В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности окружающего  мира:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Общая характеристика учебного предмета

   Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

   Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

   Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

   Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

   В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

   В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:

  • распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  • моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  • эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

   Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся  начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

   Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

   Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его  личного и социального благополучия.

   Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе  тремя содержательными блоками:

  1. Человек  и  природа.
  2. Человек  и  общество.
  3. Правила  безопасной  жизни.

   Само   название  «Окружающий мир» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своей страны, своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

   Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «всё связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. «Красной нитью» через всё содержание курса проходит тема гражданского образования школьников.

   

Ташикулов Фирдавс  АООПННОО для обучения с ЗПР вариант 7.2 приказ 01-01 /383 от 04.09.17

Количество часов соответствует учебному плану. Коррекция осуществляется не за счет изменения количества часов, а за счет технологии обучения и индивидуального подхода с учетом психофизиологических особенностей ребенка.

Особенности Фирдавса:

По национальности узбек. Плохо понимает русскую речь, поэтому низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушена лексическая и грамматическая сторона речи.

 

Цель обучения  детей  с  ОВЗ:  помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;  подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Реализовать данные цели обучения возможно через:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.  

Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ЗПР нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.

Методы и приёмы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, звукозапись)
  • практическая работа
  • самостоятельная работа
  • объяснительно-иллюстративный

   В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам ( актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ) и целесообразности их корректировки

В ходе изучения курса «Окружающий мир» происходит тройная  интеграция (курс «Окружающий  мир», курс «Культура  народов  Якутии»  и курс «Основы безопасности жизнедеятельности), которая реализуется на   уроках окружающего мира. Основным является курс «Окружающий  мир», на изучение остальных курсов отводится 10-15 минут от общего времени урока. Если темы курсов не просто близки, а полностью совпадают, то они изучаются в единстве на протяжении всего урока.

           Курс «Окружающий  мир»   имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

   Учебный курс «Окружающий  мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

    Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе  у ребёнка происходит  становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

   К числу важнейших задач курса относятся также воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

   При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся  познавательных процессов (развитие мышления, внимания, памяти, воображения), речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

   Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.   

   

Курс краеведения «Культура  народов  Якутии» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир».   Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.

   Курс краеведения «Культура  народов  Якутии» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у обучающихся  личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножения.

   Главная цель курса – формирование у  обучающихся  целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств своего  края.

   В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

  • дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном  органическом единстве;
  • развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • формировать образное представление о прошлом и настоящем республики, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

   Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

           Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Главное здесь – научить детей избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно.

   Программа учитывает психологические и физиологические особенности обучающихся, поэтому в начальной школе изучаются в основном правила дорожного движения, правила поведения на воде, безопасности в помещении и окружающей среде, а также основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

   Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что содержание, цели и задачи всех трех  интегрированных курсов тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое, поэтому их изучение реализуется в одном курсе «Окружающий мир».

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Важную роль в обучении курсу  играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общих  учебных умений, навыков и способов деятельности:

  • Интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • Познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • Организационных (организовать сотрудничество и планировать свою деятельность).

   Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам

(актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ) и целесообразности их корректировки.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»  в   4   классе

    Программа обеспечивает достижение обучающимися    четвертого     класса   личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные  УУД

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала:  в   диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные  УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные  УУД

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

  • Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
  • Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
  • Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  • Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.
  • Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний  мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
  • Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.
  • Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.
  • Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.
  • Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.
  • Понимать суть  исторических  побед России, сыгравших  решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение  Европы, борьба  с  нашествием  Наполеона, заграничный  поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.
  • Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).
  • Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
  • Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
  • Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.
  • Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.
  • Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги.
  • Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  • Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.
  • Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.
  • Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.
  • Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.
  • Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.
  • Проводить наблюдения природных тел и явлений.
  • Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.
  • Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
  • Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
  • Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
  • Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).
  • Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.
  • Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).
  • Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Содержание изучаемого курса

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы:   знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа:   поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Структура  курса «Окружающий  мир»

4  класс   (69  часов)

Учебно-тематическое  планирование программы:

Земля и человечество  -  10  час.

Природа России -  11  час.

Родной край – часть большой страны  - 12  час.

Страницы всемирной истории -  6 час.

Страницы истории Отечества -  22  час.

Современная Россия  -  8  час.

Проекты:  по  выбору

Контролирующие  материалы,  контроль  уровня  обученности  по  окружающему  миру     в  4    классе

   Контролирующие  материалы,  позволяющие  оценить  качество  уровня  учебных  достижений  обучающихся,  содержатся  в  проверочных  тетрадях,  которые  есть  у  каждого  ученика.

   

Контрольно – измерительные  материалы

   Для  оценки  усвоения  школьниками  планируемого  содержания  используется  литература:

КИМ  ВПР.  Окружающий  мир.  4  класс.  Контрольно – измерительные  материалы:  Всероссийская  проверочная  работа.  ФГОС  /  Е.  М.  Тихомирова.  -  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  -  М.:  Издательство  «Экзамен»,  2018.

Литература для обучающихся:

  1. Плешаков  А.  А.    Окружающий  мир. 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Плешаков  А.  А.  Окружающий  мир:  рабочая  тетрадь.  4  класс. – М.:  Просвещение,  2019.
  3. Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 4 кл. КИМ ВПР – Изд. Экзамен, 2020.

        

Литература  для учителя:

  1. Окружающий  мир    Рабочие  программы.  Предметная  линия  учебников  системы  «Школа  России»  – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
  2. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4  класс О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева (Стандарты второго поколения).
  3. Плешаков  А.  А.  Великан  на  поляне,  или  первые  уроки  экологической  грамотности. – М.:  Просвещение,  2013.
  4. Плешаков  А.  А.  Атлас – определитель.  От  земли  до  неба. – М.:  Просвещение,  2013.
  5. Плешаков  А.  А.  Зеленые  страницы. – М.:  Просвещение,  2013.
  6. Ситникова  Т.  Н.  Школьный  словарик.  Животные  России. – М.:  ВАКО,  2015.
  7. Ситникова  Т.  Н.  Школьный  словарик.  Птицы  России. – М.:  ВАКО,  2015.
  8. Ситникова  Т.  Н.  Школьный  словарик.  Растения  России. – М.:  ВАКО,  2015.
  9. Ситникова  Т.  Н.  Школьный  словарик.  Реки,  моря,  озера,  горы   России. – М.:  ВАКО,  2015.
  10. Ситникова  Т.  Н.  Школьный  словарик.  Города   России. – М.:  ВАКО,  2015.
  11. Интернет.

МУЛЬТИМЕДИА    -   ПОДДЕРЖКА:

  1. Окружающий  мир.   3 – 4   класс:  поурочные  планы  по  программе  «Школа  России»  (электронный  ресурс)  -  Волгоград:  Учитель.
  2. Электронное  приложение  к  учебнику.
  3. Личный  архив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по окружающему миру для 1 класса по программе "Школа России"....

пояснительная записка-окружающий мир 3 класс

пояснительная записка-окружающий мир 3 класс...

Пояснительня записка "Окружающий мир", 3 класс

Пояснительная записка по окружающему миру  3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные...

Пояснительная записка (Окружающий мир 1 класс) О.Т.Поглазова УМК "Гармония"

Курс является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России....

пояснительная записка окружающий мир 1 класс

пояснительная записка к ктп по окружающему миру 1 класс программа "Гармония"...

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс Программа "Перспектива"...