Урок по окружающему миру. Водные богатства.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Иванова Юлия Анатольевна

На данном уроке дети познакомятся с видами водоемов, с признаками естественного и искусственного водоемов, получат первое представление о водоемах своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру. УМК «Школа России», 2 класс

Тема: «Водные богатства».

Цели: познакомить с видами водоемов; выявить признаки естественного и искусственного водоемов; учить различать части реки исток, устье, русло, берега); дать первичные представления о водоемах края; учить работать с картой.

Задачи:

  • обучающие: на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания детей о видах водоемов.
  • развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД, коммуникативных УУД и общеучебных умений и навыков; развитие памяти ,мышления, воображения, внимания; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
  • воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем.

Оборудование: презентация, учебник, глобус, карточки для составления схем у доски, карточки с практическим  заданием, иллюстрации, карты с водоемами  края (на столах у учащихся).  

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

   — Послушайте внимательно отрывок стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей  — ручеек».

Эй, ручей  — ручеек,

Далеко ли ты потек?

Тороплюсь я в речку,

В речку  — быстротечку.

Вместе с речкою к реке

Мы помчимся налегке

И с рекою вскоре

Добежим до моря...

Куда бежит ручеек? (В речку.)

Учитель показывает изображения ручья и речки.

   — Куда побежит ручеек вместе с речкой? (В море.)

Учитель показывает иллюстрации с изображением моря.

   — Как можно назвать одним словом ручеек, речку, море? ( Водоемы.)

3. Сообщение темы урока.

   — Тема нашего урока «Водные богатства». Мы познакомимся с видами водоемов, с частями реки, некоторыми водоемами нашего края.

Учитель закрепляет на доске карточку со словом водоемы.

4. Изучение нового материала.

— Отгадайте загадки.

Учитель читает загадки. После того как учащиеся правильно называют отгадку, он показывает им соответствующие иллюстрации.

По нему ты не проедешь,

По нему ты не пройдешь.

Из него водицы не попьешь:

Она в нем мутная

И с синеватой пленкой.

Обходи его сторонкой!

(Болото)

Я этот чудный водоем

Обхожу легко кругом,

И здесь зеркальная вода

Без течения всегда.

(Озеро)

Молодые березки

Свои перед ним

Поправляют прически.

И месяц, и звезды —

В нем всё отражается...

Как это зеркало называется?

(Пруд)

— Как назвать одним словом пруд, болото и озеро? (Водоемы.)

Подумайте, на какие две группы можно разделить все водоемы. (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Все водоемы можно разделить на две группы: искусственные и естественные.

Учитель закрепляет на доске карточки со словами естественные и искусственные.

— Как вы понимаете значение слова естественный? (Ответы учащихся.)

В Толковом словаре С.И. Ожегова указано два значения этого слова: первое значение — «относящийся к природе (земной поверхности, климату, животному и растительному миру)»; второе значение — «совершающийся по законам природы, обязанный им, а не постороннему вмешательству».

Как вы понимаете значение слова искусственный? (Ответы учащихся.)

Обратимся снова к Толковому словарю. «Искусственный — не природный, сделанный наподобие подлинного». Как вы это понимаете? (Ответы учащихся.)

Теперь обратимся к учебнику. Прочитайте первый абзац. О каком водоеме здесь идет речь? (О пруде.)

Как вы догадались? (Ответы учащихся.)

Прочитайте второй и третий абзацы.

Почему эти водоемы называются искусственными? (Ответы учащихся.)

Для чего люди создают искусственные водоемы? (Ответы учащихся.)  

Названия каких новых водоемов вы узнали? (Водохранилище, канал.)  

Учитель показывает иллюстрации, закрепляет на доске карточки с новыми словами.  

   — Рассмотрите глобус. Что на нем обозначено синим и голубым цветом?  (Вода.)    

Какие водоемы имеют течение? (Реки.)    

Знаете ли вы, как образуется река? Рек  на нашей планете много, и все они разные.  Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьет из — под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в  себя подземные воды и осадки.    

Как называется место, где река берет начало? (Учащиеся высказывают свои предположения.)    

Начало реки называется истоком.    

Учитель закрепляет на доске карточку  со словом исток.    

— Как вы думаете, почему так назвали  место начала реки? (Там река начинается —  истекает.)    

Кто может определить направление течения реки на рисунке?    

У доски один ученик показывает направление течения реки стрелкой.    

— Как называется место, где река впадает в другую реку, в озеро или море? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

То место, где река впадает в другую  крупную реку, в озеро или море, называют  устьем.

Учитель закрепляет на доске карточку  со словом устье.    

— Иногда в реку впадают другие речки.  Как называются такие реки? (Учащиеся  высказывают свои предположения.)

Такие реки называются притоками.    

Учитель закрепляет на доске карточку со словом притоки.    

— Отгадайте загадку:    

        Два братца через мать    

        Друг на друга глядят.  

                      (Берега реки)    

У каждой реки есть два берега — левый  и правый.

Учитель закрепляет на доске карточки  со словосочетаниями левый берег и правый  берег.  

— Чтобы определить, где правый берег, а где левый берег реки, надо встать по  направлению ее течения, то есть лицом в  сторону устья. Так же определяют правые и левые притоки реки.

Углубление, по которому течет река, называется русло.  

Учитель закрепляет на доске карточку  со словом русло.  

— Посмотрите на доску. У нас получилась схема реки. Назовите все части реки.  

5. Практическая работа.  

— Откройте рабочие тетради.

Есть ли у вас вопросы? Выполните  задание.

Учащиеся выполняют работу в тетради. Проверка проводится по готовому рисунку на доске.

— У кого задание выполнено так же, как на доске? Молодцы!

6. Работа с картой.  

— Рассмотрите карты, которые лежат у вас на парте. Назовите главную реку протекающую по территории Ленинградской области и Санкт-Петербургу. (Нева)

Нева  — это единственная река, вытекающая из Ладожского озера.

Какие водоемы она соединяет? (Она соединяет Ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря).

Найдите  на карте.

Учитель закрепляет на доске карточки с названиями рек.

Река Нева судоходна на всем протяжении. Длина 74 км. Река собирает в себя 25 рек и различные водотоки. Кроме того Нева обладает множеством рукавов, каналами и протоками. Самые основные притоки Невы  — Черная речка, Ижора, Мга.

Найдите на карте Ладожское озеро.

Учитель закрепляет карточку с названием озера.

Ладожское озеро является самым крупным озером Европы. 32 реки несут свои воды в Ладогу, а вытекает только одна Нева.

Во время Великой Отечественной войны перевозки по Ладоге были единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной. Во время навигации перевозки осуществлялись Ладожской флотилией, а зимой по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни».

Найдите на карте Финский залив.

Учитель закрепляет карточку с названием залива.

Финский залив расположен в восточной части Балтийского моря. Омывает берега России, Финляндии и Эстонии. Он объединяет народы побережья. В наших общих интересах оберегать и защищать его, чтобы вода Финского залива была чистой, а его берега  — красивыми. Для этого реконструируются очистные сооружения.  Залив активно используется для судоходства. Ведется рыбный промысел.

Давайте любить родную природу! Сбережем и защитим наши реки, озера, заливы и моря!

7. Просмотр слайдов.    

— Вашему вниманию предлагаются  слайды, на которых запечатлена красота  водных просторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.    

Учитель демонстрирует и комментирует слайды.    

8. Итог урока.  

— О чем мы говорили на уроке? Что интересного вы узнали? Какие запомнили водоемы нашего края?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Водные богатства Калининградской области"

Урок по окружающему миру "Водные богатства Калининградской области"...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о водных богатствах.Планируемые результаты:Предметные:Знать:разнообразие водоёмов;части реки;Уметь:различать по происхождению искусственные и естественны...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" 2 класс (УМК "Школа России")

      Цели деятельности учителя: ознакомление  с разнообразием водоемов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами;      ...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" 2 класс УМК "Школа России"

Дата: 20.04.2020                                                     ...

Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.Планируемые результатыПредметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного про...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"...